Аятолла Джавади Амели в книге «Философия прав человека» пишет: «Человек - это благородный и драгоценный жемчуг, и его благородность есть действительность, подобная благородно-сти ангелов и Корана, так как все они являются проявлением бла-городности Господа...» Поэтому благородность человека - показатель того, что он превосходит другие живые существа, что он обладает самыми высокими и лучшими свойствами, т.е. является жемчужиной всех творений этого мира.
Основной закон Исламской Республики Иран зиждется на исламе. Во второй части Конституции сказано следующее: «Исламская республика - это система правления, основанная на вере в. благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность ...»5
Таким образом, основа основ прав человека в исламе - это ценность достоинства человека, ко-
торое ставится выше, чем в западном мире.
Ислам видит человека стремящимся к совершенству, поэтому тот, кто добродетельней, разумнее, ученее и полезнее для общества, тот и ценнее. Конечно, непризнание ценности человека как высшего творения не умаляет ценности самой сущности человека и не может стать причиной неуважения к человеку, причинения ему вреда. Результатом этих двух видов достоинств будет то, что в силу ценности сущности всех людей, до тех пор, пока они добровольно не совершат преступление, правонарушение, оскорбят общество или других людей, их душа, благородство и достоинство сущности должны быть неприкосновенны и охраняемы. Достоинство личности само по себе вызывает необходимость защиты человека от любого рода нападок.
Однако лишь достоинство ценности, которое приближает человека к Господу, возвышает его в обществе, побуждает человека и общество духовно расти и совершенствоваться, правильно мыслить, совершать добрые поступки и воспитывает в человеке
нравственность. Если признать, что достоинство ценности выше и важнее достоинства сущности человека, то становится предельно понятным аят Корана, где говорится, что «самый благородный из вас перед Аллахом - самый благочестивый».
Именно так обретает смысл приверженность религии и нравственности, которые зиждутся на совершенстве и величии человека. Концепция прав человека должна основываться не только на достоинстве человеческой личности, но и на достоинстве ценности человека, которую проповедуют религиозные учения.
1 Муртаза Йусуфи Рад. Каковы основы гуманных прав человека в исламе и чем отличаются гуманные права человека от обычных прав человека? - в сб. статей Конференции по исламу и гуманным международным правам человека. Издательство Исследовательского центра по исламской культуре и науке. Тегеран, 2006, с. 45.
2 Рашед Аль-Гонуши (Тунис). Права человека в исламе. Тегеран, 2002, с. 63.
3 Мохсен Моини. Сущность ценностей жизни// Газета «Иран», 8.03.2006.
4 Послание Всемирного саммита религиозных лидеров. Москва, 3-5.07.2006 -http://www.mospat.ш/mdex.php?page=32132
5 Мухаммад Йазди. Основной закон для всех. Тегеран, 1996. Основной закон Исламской Республики Иран. 1979, гл. 2.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА -ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОЯНИЕ
(ПОСЛЕСЛОВИЕ К СТАТЬЕ А. САБЕРИ)
Несмотря на то, что за время своего существования Организация Объединенных Наций приняла ряд основополагающих документов, касающихся общечеловеческих ценностей, прежде всего, Устав ООН и Декларацию прав человека, понятия «демократия», «свобода» и «права человека» трактуются как учеными, так и политиками по-разному, иногда - в диаметрально противоположном смысле.
И временами дискуссия об общечеловеческих ценностях, как и диалог цивилизаций, принимают характер разговора глухих. Не в последнюю очередь это вызвано недостаточным вниманием к ис-
Е.М. РУСАКОВ
Кандидат исторических наук
ходным, фундаментальным принципам, на которых зиждется подход представителей разных цивилизаций и культур.
В этой связи небезынтересно мнение иранского исследователя о трактовке прав человека исламом, хотя, разумеется, и в самом мусульманском мире существуют на этот счет различные точки зрения.
Как представляется, ядро изложенного А.Сабери философ-ско-богословского понимания прав человека состоит в том, что
подлинно духовный, нравственный подход к правам человека возможен только при опоре на религию и признании человека, не имеющим себе равных творением Бога. «Права человека в исламе, как и в других религиях, имеют более прочные основы, чем те, что исповедуются западным обществом и международными организациями. Дело в том, что они основывают законы и гуманность в защите прав человека только на достоинстве личности (сущности) человека как такового, а ислам и другие религии признают как достоинство личности человека, так и ценность его достоинства как самого совершенного творения Бога», - утверждает А.Сабери.
Вклад религий - христианства, ислама и других конфессий - мировых и локальных - в сокровищницу цивилизаций, в нравственное совершенствование человека неоспорим. Равными людей перед Богом провозгласили и христианство, и ислам. Но еще до возникновения монотеистических религий в догосударственных обществах, в том числе на Руси, существовали зачатки демократии -пусть в общинном виде вроде вече - и соблюдались определенные нормы поведения и права людей: без этого было бы невозможно выживание человеческих групп. А в языческих древних Афинах и Риме времен Республики были заложены основы как демократического устройства политической системы, включая представительную власть, так и защиты прав свободных граждан.
Согласно канону монотеистических религий, Бог (Аллах в исламе) не избавляет род людской от земной юдоли страданий, горестей, несправедливостей. А реальная жизнь более чем красноречиво говорит сама за себя: войны, голод, до сих пор довольно широко распространенные грубые нарушения элементарных прав людей - мусульман, христиан и представителей других конфессий, верующих и неверую-
щих. Иначе говоря, земные проблемы людям приходится решать самим, в том числе проблему обеспечения прав человека. Это прекрасно сказано в простой русской пословице: на Бога надейся, а сам не плошай.
Генеральная линия развития общества (как и эволюции живого мира) - усложнение, хотя, разумеется, это отнюдь не линейный процесс, у него есть свои зигзаги, отступления и т.д. Пожалуй, наиболее существенная черта человека - его адаптивность, приспособляемость, и он не только вынужден, но и способен изменять общество и адаптироваться к усложнению общества. Как это ни парадоксально, этот процесс наиболее явственно проявился в так называемый доисторический («первобытный» по марксистской терминологии) период -
Даже на родине Чарльза Дарвина -создателя теории эволюции живого мира - его труд «Происхождение видов» и идея о происхождении человека от обезьяны были встречены полтора века назад шквалом негодования и карикатур.
примерно 12-6 тыс. лет назад, особенно в связи с переходом от присваивающего охотничье-со-бирательского к производительному земледельческому хозяйству («неолитической» револю-ции)1.
В наше время подобная адап-
тация обозначается такими понятиями, как «модернизация» (экономическая, социальная и политическая), «демократия», «обеспечение прав человека» и т.д. Она носит объективный, в определенной степени - даже неизбежный характер. В этом смысле противопоставление Запада и Востока носит искусственный характер.
Другое дело, что при всей универсальности этих понятий и принципов в действительности
они не просто трактуются очень по-разному, а сама жизнь заставляет в зависимости от исторического измерения той или иной цивилизации, культуры или страны воплощать их в жизнь применительно к конкретной ситуации.
Разные трактовки отражают реальные противоречия, различия в степени сложности экономик и общественно-политических систем, исторические особенности и т.д.
Не очень понятно, почему «западные общества и международные организации» огульно отнесены Сабери к категории отрицающих «достоинство ценности человека», т. е. религиозный подход к происхождению человека.
На деле «глашатаи» борьбы за права человека - Соединенные Штаты Америки - принадлежат к наиболее религиозным западным странам, причем там существует многочисленное и влиятельное крыло христиан-фундаменталистов, исповедующих буквалистский подход к Библии. Опросы показывают, что 98% американцев постоянно отвечают «да» на вопрос: «Верите ли вы в Бога?»2. По этому показателю американцы ближе к мусульманскому миру, чем к большинству западноевропейских стран, особенно протестантских.
Со времен первых пуритан, ступивших в 1620 г. на знаменитый «плимутский камень» в нынешнем штате Массачусетс, сознание многих американцев буквально пронизано мессианской верой в предназначение их страны как «Нового Иерусалима», «Небесного града» на земле. У Рональда Рейгана в бытность президентом из речи в речь кочевал девиз: «Мы верим в миссию Америки. Мы верим, что в мире, истерзанном ненавистью и кризисами, именно с Америкой связывает человечество самые светлые свои надежды. Взор истории обращен на нас»3. Говорил он об этом и в сугубо религиозном контексте: «...я постоянно возвращаюсь к пророкам Ветхого завета и признакам, предвещающим Армагеддон. Я ловлю себя на мысли: а не являемся ли мы тем поколением, которому все это предстоит?»4.
Дает ли накал религиозных страстей в Америке право Вашингтону на монополию в трактовке прав человека?! Ответ на этот риторический вопрос очевиден. Но и у ислама нет преимущества в трактовке прав человека.
ВКЛАД РЕЛИГИЙ В СОКРОВИЩНИЦУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, В ДУХОВНОСТЬ НЕОСПОРИМ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА - УСЛОЖНЕНИЕ
№5 • 2009 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 59
Иначе говоря, дело не в степени религиозности, а в конкретной практике соблюдения прав человека.
Более того, и атеисты, материалисты отнюдь не пренебрегают высокой миссией Человека, считая, что Человек - высшая ступень эволюционного развития живой Природы.
Известный российский ученый-антрополог, академик РАН В.П.Алексеев еще в советские времена отмечал,
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.