научная статья по теме ПРАВИТЕЛИ И ФИЛОСОФЫ (ВВЕДЕНИЕ В ЧТЕНИЕ КОЖЕВА) Философия

Текст научной статьи на тему «ПРАВИТЕЛИ И ФИЛОСОФЫ (ВВЕДЕНИЕ В ЧТЕНИЕ КОЖЕВА)»

Вопросы философии. 2015. № 10. С. 180-201

Правители и философы (введение в чтение Кожева)

П. Новак

Статья П. Новака является расширенной версией главы из его книги Podpis ksiqcia: Rozwazania o mocy i slabosci (Warszawa: Fundacja Augusta Hrabiego Cieszkowskiego, 2013). Автор выделяет переломные моменты в биографии Кожева - побег из России и начало дружбы с Александром Койре, парижский семинар 30-х, политическая деятельность 50-х и 60-х гг., - соотнося эти события с развитием мысли философа. В статье описаны основные аспекты кожевского толкования таких понятий Гегеля, как "диалектика раба и господина", "универсальное и гомогенное государство", "время", "латинская Европа", "конец истории", "признание", "тирания", близкие трактовкам Хайдеггера. Автор обсуждает некоторые аспекты спора Кожева с Лео Штраусом о тирании и политической роли философа. В заключение рассказывается о развитии идей Кожева его французскими и американскими учениками.

Перевод с польского И. Ксезопольской.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: А. Кожев, А. Койре, Г.В.Ф. Гегель, М. Хайдеггер, Л. Штраус, Р. Кено, Ж. Батай, Ж. Лакан, вожделение, признание, время, конец истории, власть, тирания, политическая философия, универсальное и гомогенное государство, империя, атеизм.

НОВАК Петр - доктор философских наук, профессор кафедры моральной философии Белостокского университета, заместитель главного редактора журнала Kronos.

Цитирование: Новак П. Правители и философы (введение в чтение Кожева) // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 180-201

© Новак П., 2015 г.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 180-201

Rulers and Philosophers (Introduction to Kojeve Reading)

Piotr Nowak

This article of Piotr Nowak it the enlarged version of one of the chapters of his book "Pod-pis ksi^cia: Rozwazania o mocy i slabosci" (Warszawa: Fundacja Augusta Hrabiego Ciesz-kowskiego, 2013). The author presents the turning points of Kojeve's biography - his escape from Russia and early friendship with Alexandre Koyre, the Paris seminar he conducted in the 1930s and his political activity in the 1950s and 1960s - showing how they are related to the development of his work. Nowak then describes the basic aspects of Kojeve's interpretation of Hegel's notions of "Master-Slave dialectic", "homogenous and universal State", "time", "Latin Europe", "end of history", "recognition", "tyranny", closely related to Heidegger's. The author discusses some aspects of Kojeve's controversy with Leo Strauss on tyranny and political role of philosopher. In the last section of his article Nowak presents the development of Kojeve's ideas by his French and American students.

Translated by I. Ksiezopolska.

KEY WORDS: A. Kojeve, A. Koyre, G.W.F. Hegel, M. Heidegger, L. Strauss, R. Queneau, G. Bataille, J. Lacan, lust, recognition, time, end of history, power, tyranny, political philosophy, universal and homogenous state, empire, atheism.

NOWAK Piotr - PhD (dr hab.), Professor, University of Bialystok, Department of Moral Philosophy, Kronos philosophical quarterly, deputy editor in chief.

nowakub@gmail.com

Citation: Nowak P. Rulers and Philosophers (Introduction to Kojeve Reading) // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 180-201

Правители и Философы (введение в чтение Кожева)

П. НОВАК

Поповский был церковник. Он чурался диа-вола и прогресса. Он полагал, что мы доживаем последние дни и что все, что блещет талантом, от диавола.

На знакомых он подмечал налет бесовщины, а по вечерам читал Евангелие.

Поповский был насмешник. Его тонкие губы всегда кривились от чуть видной усмешки. Во всяком мнении он отыскивал смешное и все браковал.

Таков был Поповский, и никакая сила не могла его сделать иным.

Андрей Белый. Симфония (2-я, драматическая)

Послереволюционная Одиссея

Как известно, французский философ Александр Кожев родился в Москве 11 мая 1902 г. в состоятельной купеческой семье Кожевниковых, проживавшей на Арбате1. В 1904 г. его отец Владимир Кожевников - сводный брат Василия Кандинского - был призван в армию и принял участие в Русско-японской войне. Жена Владимира, оставив двухлетнего сына у родни в Москве, отправилась вслед за мужем на фронт в качестве сестры милосердия. В марте 1905-го смертельно раненый Владимир умер у нее на руках. Некогда он заручился обещанием своего друга, богатого ювелира Лемкула, в случае его смерти жениться на вдове и позаботиться о сыне. Лемкул выполнил обещание, и именно этого человека Саша Кожевников называл папой.

Уже с юных лет Александр Кожевников проявлял недюжинные литературные наклонности (так что дядя Василий Кандинский окрестил его "новым Гоголем"), свободно говорил на пяти языках и одновременно увлекался точными науками. Для семьи Александра революция 1917 г. стала апокалиптическим событием: от рук бандитов погиб его отчим, а сам он был арестован за торговлю на "черном рынке" и брошен в камеру смертников. Этот момент биографии Кожевникова так и остается не проясненным: чего ради юноша, избалованный роскошью, живущий в мире книг, занялся подпольной торговлей? И что он там продавал? А может, напротив - покупал? Неизвестно. Зато доподлинно известно, что, когда через год его наконец выпустили за солидную взятку, он был уже совершенно другим человеком: в тюрьме, прочтя труды Маркса и Ленина, он стал коммунистом. Много лет спустя в беседе с Жилем Лапужем он вспоминал: «Я был коммунистом, и у меня не было необходимости уезжать из России. Но я знал, что коммунистическое правление означает по крайней мере тридцать страшных лет. Я об этом часто думал. Однажды я сказал маме: "Останься я в России, я мог бы...", - а она на это быстро ответила: "Останься ты в России, тебя бы убили как минимум пару раз". И я подумал, да, действительно, очень может быть» [Ьаро^е 2007, 58].

Кожевников покидает Россию в 1920 г., со второй волной эмиграции, но тут же вновь попадает в тюрьму - в Польше его арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу большевиков. Только через полгода ему удается убедить следователей, что он - жертва советской системы, а не ее агитатор. Освободившись, он, в ожидании немецкой визы, коротает время в варшавских библиотеках, читая все, что попадается под руку, и делая

записи в дневнике. Именно тогда в Библиотеке на Кошиковой он пишет воображаемый диалог между Буддой и Декартом (Востоком Кожевников увлекся еще в московские времена), в котором указаны недостатки взглядов той и другой стороны и намечена возможность их синтеза [Кожев 2006]. Наконец, благодаря содействию семьи Георга Витта (друга, с которым Кожевников уехал из России), он едет в Германию и в Берлине останавливается у В. Кандинского. Следующие годы - время лихорадочных поисков какого-либо занятия и в не меньшей, если не в большей степени, время развлечений. Молодой Кожевников переезжает в Гейдельберг, где изучает восточные языки, но в конце концов под руководством Карла Ясперса защищает Promotion ("кандидатскую" диссертацию) по философии Владимира Соловьева, планируя также диссертацию по проблеме детерминизма в физике. "Я умышленно обходил стороной семинар Гуссерля, - вспоминал то время Кожев, - по глупости следуя за другими профессорами. Но, по крайней мере, мне пришлось работать с Ясперсом. Я тратил время на изучение санскрита, тибетского и китайского языков. Изучал буддизм, поскольку он казался мне удивительно радикальным как единственная атеистическая религия. Сегодня я понимаю, что выбрал тогда не тот путь, немного назло самому себе. Я знаю, что прозевал пару пустяков, произошедших в Греции 2400 лет тому назад, которые и являются источником всего и ключом ко всему" [Кожев 2007, 58-59].

По правде сказать, молодой Кожевников демонстрирует большой интерес не только к буддизму, но и к кабаре и актрисам. Он возвращается в Берлин, и именно здесь -в берлинском кабаре - происходит его встреча с Александром Койре. Кожевников жил тогда с Цецилией Шутак, актрисой и невесткой Койре. Койре, получивший от брата задание разлучить любовников, отговорив молодого повесу от связи с женщиной на 10 лет его старше, был настолько очарован обаянием и умом Кожевникова, что принял сторону Цецилии ("Cécile, elle a tout à fait raison"). Встреча имела еще один, судьбоносный для обоих результат: Койре предложил Кожевникову учиться у него на факультете, и тот с радостью согласился.

Койре вводит его в общество русской эмиграции в Париже, где Кожевников знакомится, среди прочего, с Эммануэлем Левинасом; на семинарах Койре Кожевников встречает и многих своих будущих студентов. А в том, чтобы заняться научной деятельностью, Коже-ва (который уже приспособил фамилию к французским условиям) "убеждает" довольно значимое событие. Приехав в 1926 г. в Париж, в течение трех лет он вел демонстративно шикарный образ жизни, останавливаясь вместе с Цецилией (к тому времени его женой) в лучших гостиницах, обедая в дорогих ресторанах, словом, разбрасывая направо и налево деньги, полученные от продажи тайком вывезенных из России драгоценностей. Наконец, ту часть средств, которую он еще не успел промотать, Кожев вкладывает в акции сыродельного завода La Vache Qui Rit, однако разразившийся в 1929 г. мировой финансовый кризис полностью обесценивает их. Кожев остается без средств к существованию, а кроме того от него уходит жена, и в это же самое время его диссертация "Идея детерминизма в классической и современной физике" отклоняется ученым советом Сорбонны. И вновь Койре протягивает Кожеву руку помощи: как главный редактор журнала Recherches philosophiques он заказывает Кожеву цикл рецензий и небольших статей, дав ему возможность свести концы с концами.

Два года спустя Кожев защищает в Практической школе высших исследований (École Pratique des Hautes Études, сокр. EPHE) работу, в основу которой легла несколько измененная версия его немецкой диссертации о Соловьеве [Кожев 1935, 110-152] и получает диплом EPHE. Кроме того, работа, посвященная идее детерминизма в физике, также наконец принята ученым советом Сорбонны.

Семинар Александра Койре

Практическая школа высших исследований, так же как и Коллеж де Франс, представляли собой заведения с особым статус

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком