научная статья по теме ПРАВО КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛА ЗАКОННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАВО КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛА ЗАКОННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2010, № 12, с. 5-13

ПРАВО КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛА ЗАКОННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД)1

© 2010 г. Владимир Георгиевич Графский2

Краткая аннотация: статья содержит обоснование нового подхода к восприятию таких существенных свойств права, как его бытие и внешнее выражение в виде справедливого правила, примененного к фактическим взаимоотношениям правосубъектов на основе обычая или закона. Свой подход автор называет интегральным и видит его главное назначение в содействии преодолению существующего хаотического методологического плюрализма и научного специализма, препятствующих целостному видению научных и практических проблем, а также их фундаментальному обсуждению.

Annotation: article contains a substantiation of the new approach to perception of such essential properties of the right, as its ontology and external expression in the form of the fair (justice) rule applied to actual mutual legal subjects' relations on the basis of custom or the law. The approach the author names integral and sees its main appointment in assistance to overcoming of existing chaotic methodological pluralism and scientific particularities, which made sensitive difficulties to complete vision of scientific and practical problems and to their fundamental discussion.

Ключевые слова: право, законность, справедливость, правило справедливости, интегральный подход, юриспруденция.

Key words: law, legality, justice, the rule of justice, the integral approach, jurisprudence.

Растущая методологическая энтропия современного научного знания, возникшая частично эволюционно, частично под воздействием легковесных постмодернистских обобщений и построений, сделала особенно актуальной задачу сохранения фундаментального профиля многих общественных наук и соответствующих профессиональных занятий и ориентаций.

Например, существование в одно и то же время 300 определений функции в социологии, а также 300 определений самой социологии создают уникальную методологическую ситуацию в самой обширной по тематике и самой вместительной по числу работников общественной дисциплине (за возможным исключением науки истории). Не лучшим образом дело обстоит и в других дисциплинах, в том числе в юриспруденции. В российской традиции юриспруденция иногда именуется правоведением, хотя в более адекватном истолковании эта область предстает таким знанием и умением, которую римляне аттестовали как "правовое благоразумие". Слово "правоведение" в свою очередь образовано с участием польского и русского слова "право" и санскритского "веды" (знание, ведение). В России сейчас насчитыва-

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант 08-03-00255а.

2 Главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор (E-mail:

veganat@mail.ru; тел.: (495) 691-34-90.

ется около 40 юридических (правоведческих) дисциплин, включающих многие гибридные и неуклюже сформулированные образования, кстати, повсюду - не только в России - распространенные, такие как юридическая информатика или экологическое право.

В сложившейся обстановке безграничного предметного и методологического плюрализма многие склонны видеть выход из ситуации в создании комплексной дисциплины общеметодологического назначения, которая смогла бы выполнять роль комплексной, наподобие энциклопедии права, - дисциплины, содействующей улучшенной ориентации в ключевых проблемах сегодняшнего правоведения (в России уже имеются 3-4 оригинальные разработки в этом направлении)3.

Для нас в таком раскладе кажется существенным и оправданным то направление, которое ищет выход из такого положения в разработке

3 В последние годы обсуждению и авторской реализации интегративного замысла в правоведении значительное место уделяют В.В. Лазарев, А.В. Поляков, Р.А. Ромашов (см., например: Поляков А.В. Общая теория права: фено-менолого-коммуникативный подход. СПб., 2004; Ромашов Р.А. Реалистический позитивизм: интегративный тип современного правопонимания // Современные концепции правопонимания. СПб., 2005. С. 8-22; Лазарев В.В. Истоки интегративного понимания права // В сб.: Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М., 2006 (далее - Наш трудный путь к праву)).

интегрального подхода и в создании уточненных предметных и методологических контуров юриспруденции, которую можно было бы назвать интегральной юриспруденцией.

В англоязычной литературе эта ориентация представлена в работах американских историков и философов права и политических идей Дж. Холла (середина ХХ в.) и Г. Бермана (середина и вторая половина ХХ в.). В русскоязычной литературе это методологическое направление представлено работами выдающегося либерально-христианского русского философа конца Х1Х в. Вл. Соловьева и его более поздними единомышленниками или по крайней мере соразмышляющими соотечественниками из числа философов и теоретиков права. В их числе А.С. Ященко и Б.А. Кистяковский (первая четверть ХХ в.), Г.Д. Гурвич и Н.Н. Алексеев (первая половина ХХ в.), а также В.С. Нерсесянц (вторая половина ХХ в.).

В наборе синтезаторских усилий, имевших место за последние 100 лет, можно зафиксировать по крайней мере две волны изысканий и построений (условно - в начале и во второй половине прошлого века), в которые оказались вовлеченными представители самых разных национальных школ и научных направлений. И первую, и вторую волны юридико-методологического синтезатор-ства русских философов и юристов необходимо воспринимать на фоне многовековой традиции вольного и невольного синтезаторского упорядочения правоведческого знания под воздействием запросов повседневной практики или новых познавательных и объяснительных конструкций в общественном знании вообще и в социально-юридическом в особенности. К таковым можно отнести, к примеру, практический синтез божественного и человеческого права в творчестве крупнейших в истории деятелей в области законоис-кусства, таких как вавилонский царь Хаммурапи и пророк Моисей. Сюда же можно отнести синте-заторские усилия выдающихся римских юристов в деле гармонизации использования jus civile и jus naturale (Гай, Ульпиан и др.), в особенности их трактовку соотношения права и общего блага (Цельз-мл. и Цицерон), а также призывы средневековых юристов найти точки соприкосновения для взаимопонимания и сотрудничества между цивилистами и канонистами (т.е. между знатоками - специалистами в области цивильного и канонического права), наконец, эпизодически провозглашаемые призывы религиозных и светских юснатуралистов гармонизировать естественное право с позитивным, сделав первый критерием оценки, а также источником и контрольной инстанцией для второго.

Ушедший ХХ в. обозначил особенную важность проблем гармонизации национального законодательства с универсальным и региональным международным правом, а также гармонизации нескольких правовых систем в рамках той или иной региональной международной кооперации государств (очевидный пример - так называемое европраво, а до него - советское право в его национальном и межнациональном восприятии и др.).

К истории вопроса

Начальной стадией интегративных устремлений в отечественном правоведении следует считать работы К.А. Неволина "Энциклопедия законоведения" (Киев, 1839), где содержание законоведения как области знания рассмотрено в его отношении к другим родам и областям познания в виде вспомогательных наук законове-дения4. Другой пример - разработка философии всеединства Вл. Соловьевым в "Оправдании Добра: нравственная философия" (1894-1895, вышла отдельной книгой в 1897 г.), который распространил свою методологию нравственного бытия на область правоведения, что нашло выражение в работе "Право и нравственность. Очерки из прикладной этики" (1897). На обе эти работы Соловьева поступила масса откликов в виде рецензий и статей в университетской науке того времени. Самой памятной стала брошюра-рецензия Б.Н. Чичерина, поставившего под сомнение саму возможность сочетания права и нравственности в единой прагматически ориентированной доктрине. Но эта позиция не была преобладающей.

В истории русской философской мысли Вл. Соловьеву принадлежит уникальный замысел построения синтетической философии, в которой объединяющим принципом всей философской системы выступает начало равновесия и гармонии. Тем самым была продолжена давняя традиция построения живого синтеза разных областей философии, начатая Пифагором с его идеей гармонии, Сократом с его гармонизацией принципов счастья, пользы, добродетели, долга в рамках нравственной философии, а также христианством с его идеей равновесия двух миров - мира идеальных сущностей и мира чувственной реальности5. Синтетическая философия Вл. Соловьева послужила благодатной почвой для выдвижения концепции

4 См.: Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. Серия "Из истории отечественного правоведения". СПб., 1997. С. 78.

5 См.: Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева (1912) // В кн.: Ященко А.С. Философия права Владимира

Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической тео-

рии права и государства. СПб., 1999. С. 41 (далее - Ящен-ко А.С. Философия права Владимира Соловьева).

особым образом синтезированной теории права и государства А.С. Ященко (1877-1934) и, по всей видимости, сказалась на концепции интегральной культуры П.А. Сорокина (1889-1968).

Суть назревшей потребности в юриспруденции и философии права Ященко сформулировал с учетом своего опыта изучения истории и теории права. В 1912 г. в "Журнале министерства юстиции" появилась его статья с характерным названием "Синтетическая точка зрения в юридических теориях". Она начиналась словами: "Изучая историю и современное состояние общей юриспруденции и философии права, мы постоянно встречаемся с одним общераспространенным фактом - именно всякая юридическая теория обыкновенно стремится очень последовательно провести и обосновать какую-нибудь одну точку зрения; точка зрения эта принимается в большинстве случаев очень односторонне, с исключением всякой другой. Неудивительно поэтому, что юридические теории расходятся межд

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком