научная статья по теме ПРАВО ЦЕРКВЕЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГЕРМАНИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАВО ЦЕРКВЕЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГЕРМАНИИ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2008, № 11, с. 61-70

ЗА РУБЕЖОМ

право церквей1 на самоопределение по законодательству германии

© 2008 г. Д. В. Беллинг2, А. В. Бойко3, Н. Б. Серова4

Введение

Взаимоотношения церкви и государства чрезвычайно важны. Они оказывали и оказывают огромное влияние на ход мировой истории. В свое время идеал церковно-государственных отношений был изложен в так называемом учении о симфонии властей5. В современном мире основными моделями отношений церкви и государства являются: идентификационная модель, при которой положение церкви регулируется законом государства, закрепляется привилегированное поло-

1 В ФРГ (как и в некоторых других странах, например в Болгарии - подробнее о церковном праве Болгарии см.: Belling D, Berov H. Die Kirchen- und Glaubensfreiheit in Bulgarien // В кн.: Festschrift für Klaus Adomeit. Koln, 2008. S. 47 и на следующих страницах) наряду с термином "религиозные общества" (Religionsgesellschaften) используется термин "церковь" (Църква/Kirche) для обозначения данного институционального образования. Эти термины употребляются как синонимы. В современной российской науке и законодательстве используются термины "религиозные объединения", "религиозная группа", "религиозная организация". (Сноски и примечания даны в транскрипции авторов. -Прим. ред.)

2 Заведующий кафедрой гражданского, трудового и социального права юридического факультета Потсдамского университета, доктор юриспруденции, Master of Comparative Law (Иллинойский университет), директор Евангелического института церковного права, профессор, член Христианского Рыцарского Ордена св. Константина и Елены в Чешских землях.

3 Master of German Law (Потсдамжий университет), аспирант Ростовского государственного экономического университета РИНХ.

4 Российский адвокат, Master of German Law (Потсдамжий университет), докторантка Берлинского свободного университета.

5 Симфония властей (ovjMpovia) - византийский православ-

ный принцип взаимоотношений между церковной и свет-

ской властью. Светская и церковная власти находятся в со-

стоянии согласия (ap^ovia) и сотрудничества (ovvepyoÇ).

По аналогии с Божественной и человеческой природой

Христа - "нераздельны и неслиянны". При этом церковная

власть считается "божественной", а светская - сортом ни-

же "человеческой". Юстиниану принадлежит окончательное оформление учения о месте императора в Церкви и теории "симфонии" (согласия) Царства и Священства: Священство управляет делами Божественными, внутрицер-ковными, а Царство - человеческими. В VI в. Юстиниан

рассуждал в 6-й новелле (VI. Novelle des CIC) об идеале "симфонии кайзера и патриарха" (см.: Zankow St. Kirchenverfassung. RGG. T. 3. S. 1547; см. подробно: Zankow St. Kirche und Staat // В кн.: Alivisatos, Hamilcar S. Procès - verbaux du Premier Congrès de Théologie Orthodoxe à Athènes. 29 novembre - 6 décembre 1936 (Abdruck aus den Akten des I. Kongresses für die Orthodoxe Theologie - Athen 1936). Athen, 1939. S. 269-271).

жение определенного вероисповедания по сравнению с другими вероисповеданиями; отделительная модель церкви от государства, при которой закрепляется светский характер государства.

Большинство немецкого населения - христиане, при этом католики составляют 32.4%, протестанты -32.0%, православные - 1.14%. Небольшая часть верующих принадлежит к другим христианским деноминациям: баптисты, методисты, верующие Свободной Евангелистской Церкви и приверженцы других религиозных течений. Часть верующих составляют мусульмане (приблизительно 3.8%), свидетели Иеговы (приблизительно 0.2%) и члены иудейских общин (приблизительно 0.12%). Около 31% немецкого населения, проживающего преимущественно на территории бывшей ГДР, - атеисты. Традиционно сложилось так, что запад и юг Германии являются в большинстве своем католическими, а восток страны - протестантским. Эти два течения христианства в Германии являются наиболее привилегированными. Однако государственным статусом, подобным тому, каким, например, обладает англиканская церковь в Великобритании или православная церковь в Греции, ни одна церковь в Германии не обладает.

Российское государство имеет богатый опыт государственно-церковных отношений. Русская Православная Церковь (РПЦ) в дореволюционной России обладала государственным статусом. Взаимоотношения между государственной властью и РПЦ составляли стержень политической системы Российского государства6. В советской России провозглашается переход к светскому принципу отношений церкви и государства, в Декрете СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918 г. формулируется принцип отделения церкви от государства. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений сводилось к тому, что религиозные объединения были лишены статуса юридического лица, у них изымалось всякое недвижимое имущество, в том числе культового назначения . Несмотря на абсолютно противо-

6 См.: Цыпин В. Курс церковного права. Клин, 2004. С. 645.

7 См.: Собрание узаконений и распоряжений. 1918. < 18. Ст. 263.

8 См.: Лешинский А. Особенности богородичного движения в России (Из опыта социально-философского анализа). М., 2005. С. 11; Писенко К.А. Административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.

положные отношения государства и церкви в обозначенные периоды, общим является то, что религиозные объединения ни в дореволюционный, ни в советский период так и не стали полноправными субъектами права, не реализовали своего права на самоопределение. Исторически поворотным пунктом в правовых отношениях между государством и церковью стало принятие Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях" от 1 октября

1990 г.9. Он ознаменовал значительные перемены в правовом статусе РПЦ и других религиозных объединений, утвердил за отдельными приходами, церковными учреждениями права юридического лица. Структура РПЦ, порядок формирования ее органов, а также их полномочия определяются в настоящее время Уставом Русской Православной церкви, принятом Архиерейским собором 16 августа 2000 г.

В последние десятилетия в России постепенно формируются новые организационно-правовые институты регулирования государственно-конфессиональных отношений10. При разработке концепции государственной политики в сфере отношений государства с религиозными объединениями необходимо не только принимать во внимание самобытность России, но и учитывать мировую практику государственно-конфессиональных отношений. В частности, в литературе11 выделяется такая форма взаимоотношений церкви и государства, которая носит промежуточный характер между идентификационной и отделительной моделями и называется кооперационной моделью. Отношения церкви и государства в Германии строятся по этой модели. Несмотря на законодательное отделение церкви от государства, фактически существует совместная деятельность государства и религиозных обществ, в частности в об-

12 13

ласти образования . По мнению ряда авторов , для Российской Федерации, учитывая поликонфессиональный состав ее населения, должна использоваться кооперационная модель отношений церкви и государства.

9 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. < 41. Ст. 813.

10 См.: Писенко К.А. Указ. соч. С. 3.

11 См., например: Мирошникова Е.В. Сравнительный анализ государственно-церковных отношений и гражданская религия в Германии и России // Религиоведение. 2001. < 2. С. 175; Осипова Л.Н. Взаимоотношения государственных иснститутов и религиозных объединений в современной Российской Федерации. Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. Уфа, 2004. С. 11; Цыпин В. Указ. соч. С. 644.

12 См. подробно: Беллинг Д.Б., Бойко А.В.. Серова Н.Б. Актуальные проблемы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации (Актуальные проблемы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации (Сравнительно-правовой анализ с государственно-церковными отношениями в ФРГ) // Религиоведение. 2007. < 4; Володина Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в современном обществе: отечественный и зарубежный опыт. М., 2003. С. 18.

13 См., например: Мирошникова Е.В. Указ. соч. С. 176.

Что касается правового статуса РПЦ, то ее особое значение подчеркнуто в преамбуле к Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г.14. Учитывая это обстоятельство, в литературе15 российскому законодателю предлагается использовать опыт Германии в области установления правового статуса религиозных общин, когда Католическая, Евангелическая и некоторые другие церкви имеют статус корпораций публичного права, в то время как другие религиозные общины полностью отделены от государства и рассматриваются как частные корпорации. Церкви, обладающие статусом корпорации публичного права, имеют ряд привилегий и обязанностей, делегированных им государством16. К примеру, одной из таких привилегий церквей является возможность создавать совместные с государством средства больницы, детские приюты и другие

17

благотворительные учреждения .

10

Однако так называемые церковные статьи Веймарской конституции 1919 г., которые являются частью действующего Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. (Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland vom 23. Mai 1949 - GG), были ориентированы на приоритетную роль крупных христианских церквей. Поэтому некоторые авторы19 видят в этом законодательном решении и слабые стороны, в частности указывают на то, что в современной ситуации после объединения Германии, когда огромное общественное и социальное значение придается также и религиозным меньшинствам, германская модель государственно-церковных отношений проявила свою несостоятельность в том, что она ограничивает религиозную свободу этих меньшинств (например, свиде-20

телей Иеговы ), так как они могут обладать только статусом субъекта частного права.

Религиозные общества в Германии являются субъектами с правом на самостоятельное распоряжение и управление своими делами в рамк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком