научная статья по теме ПРАВОСЛАВИЕ, ПРОТЕСТАНТИЗМ И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI В Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ПРАВОСЛАВИЕ, ПРОТЕСТАНТИЗМ И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI В»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2004 • < 3

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Л.А. АНДРЕЕВА, В.В. РЯХОВСКИЙ

Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI в.

В современной России, переживающей социокультурный кризис, связанный со сменой идеологических парадигм, поиском национальной и религиозной идентификации, многими нерешенными социально-экономическими вопросами, остро стоит проблема выработки научно обоснованной стратегии устойчивого развития. Особую актуальность при выработке такой стратегии имеет анализ религиозного состава населения, роли религиозных институтов в обществе, религиозной самоидентификации и уровня религиозности как интегрирующих либо дезинтегрирующих факторов развития.

Религиозный состав населения России начала XXI века

В течение последнего десятилетия XX в. структура религиозного пространства России существенно изменилась. К началу 1990-х гг. она была представлена всего 15-20 религиозными направлениями [Трофимчук, 2002, с. 7], поскольку исторически носителями определенных религий были коренные этносы или группы этносов. Ареалы их традиционного, исторически сложившегося расселения являлись одновременно и ареалами распространения исповедуемых ими религий. Для современного общества характерна тенденция к росту религиозного разнообразия, что связано с изменением национальной структуры населения регионов, внешней и внутренней открытостью страны. Сейчас практически во всех регионах России проживают люди, как минимум, 50-60 национальностей, последователи 20-30 религиозных направлений (среднее количество зарегистрированных религиозных направлений в отдельно взятом регионе России) [Лопаткин, 2003]. Полирелигиозность распространяется на те регионы, которые были прежде монорелигиозными, что неизбежно влечет столкновение интересов различных религиозных организаций.

В этой связи анализ интегрирующих или дезинтегрирующих тенденций в современном российском обществе с учетом роли христианских религиозных институтов выдвигает в качестве ведущей аналитической категории - межрелигиозную кон-фликтогенность (актуальную и потенциальную). При этом, на наш взгляд, общерос-

Андреева Лариса Анатольевна — доктор философских наук, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.

Ряховский Владимир Васильевич — адвокат, директор Славянского правового центра.

сийские конфликтогенные тенденции пока не имеют религиозной базы, поскольку в их основе лежат острые социальные проблемы, в то время как ни одна из конфессий пока не смогла выразить идею защиты социальной справедливости на языке религиозной доктрины и облечь ее в доступную для масс форму. Следует учитывать также фиксируемый посредством социологических опросов фактор внерелигиозной ориентации устойчивой группы населения постсоветской России (до 50% населения) [Словарь... 2001, с. 4].

Роль и влияние христианского фактора в современной России в первую очередь связаны с религиозной самоидентификацией части населения и уровнем религиозности (то есть с долей верующих в общем составе населения страны). Однако трудности для их изучения создает то, что религиозный состав населения в XX в. специально изучался только однажды - в ходе переписи населения 1937 г., когда свыше половины населения СССР заявили о своей религиозности [Всесоюзная. 1991]. Во Всероссийской переписи населения 2002 г., несмотря на предложения ученых Российской академии наук1, вопросы о конфессиональной принадлежности отсутствовали. В результате сегодня официальные службы (Министерство юстиции, Госкомстат) не располагают современными, полными и достоверными данными о количестве верующих как по стране в целом, так и по отдельным регионам и религиозным направлениям. При отсутствии статистических данных по индивидуальной религиозной принадлежности исходными материалами для определения численности той или иной конфессии может служить количество зарегистрированных в российских органах юстиции религиозных организаций соответствующего направления и данные социологических опросов.

На 1 января 2002 г. в органах юстиции Российской Федерации зарегистрирована 20441 религиозная организация 67-ми религиозных направлений, в том числе: 10965 организаций Русской православной церкви (РПЦ), 3186 исламских, около 3 тыс. протестантских организаций [Медведко, Элбакян, 2002, с. 109-110]. Сведения различных социологических опросов весьма разнородны, однако по этим данным до двух третей респондентов причисляют себя к православным [Словарь. 2001, с. 5]. При этом надо учитывать, что, называя себя православными, многие респонденты имеют в виду главным образом происхождение из соответствующей этнокультурной среды и идентифицируют себя не столько с православной церковью, сколько с православной культурной традицией. Это соображение не позволяет автоматически причислять их к верующим. Высокий уровень самоидентификации с определенной конфессией не всегда совпадает с высоким уровнем и активным характером религиозности [Лопаткин, 2003]. Социологические опросы постоянно фиксируют такое явление, как несовпадение количества респондентов, заявляющих о своей религиозной принадлежности, и количества верующих в Бога (например, число респондентов, заявивших о своей конфессиональной принадлежности, составило 60,5% в 2000 г.; 57,8% в 2001 г., однако число респондентов, заявивших о своей вере в Бога, составило всего 43,4% в 2000 г.; 37,5% в 2001 г.) [Мчедлов, 2002, с. 24].

Роль Русской православной церкви на религиозном пространстве России

Доминирующее положение в России занимает Русская православная церковь. Это объясняется тем, что, во-первых, христианство в форме православия распространено в Центральной (Европейской) части России с X в., а основной этнос, традиционно

1 В 1999 г. директор Института этнологии и антропологии РАН В. Тишков от имени коллектива обратился к руководству Госкомстата с предложением разработать для предстоящей переписи систему учета конфессионального состава России. Однако Госкомстат, ссылаясь на то, что этот вопрос может оказаться провокационным и политически взрывоопасным на территориях с нестабильной общественно-политической обстановкой, отказался включить вопросы о конфессиональной ориентации в анкеты переписи.

исповедующий православие, - русские - составляет большинство населения страны. Во-вторых, с крушением СССР потерпели фиаско коммунистические мировоззрение, ценности и самоидентификация ("советский человек"). Это заставило население искать новую модель самоидентификации - на базе религиозных (прежде всего православных) ценностей, что стало основой мощного притока неофитов (новообращенных) в РПЦ. В-третьих, высокий уровень политизации православия, поскольку государственная власть пытается найти в нем базу для мировоззренческой и идеологической легитимизации новых российских политических и экономических реалий, то есть общероссийская идентичность рассматривается через призму конфессиональной православной идентичности. Этим объясняется государственная поддержка РПЦ и создание для нее доминирующего положения, что, собственно, является одной из причин межрелигиозной, и в частности, межхристианской конфликтогенности.

Яркий тому пример - взаимоотношения РПЦ и Ватикана. В 2002 г. РПЦ выступила против учреждения в России четырех католических епархий. Министерство иностранных дел РФ обнародовало заявление по поводу учреждения епархий католической церкви в России, тем самым нарушив принцип нейтральности и невмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений. Однако конфликт РПЦ с Ватиканом не является потенциальным фактором внутренней межхристианской конфликтогенности, поскольку влияние католических организаций во всероссийском масштабе весьма незначительно, что соответствует числу зарегистрированных в России организаций (267 на начало 2001 г.). Этот конфликт имеет скорее внешнеполитический, чем межхристианский и межконфессиональный характер.

На наш взгляд, одной из серьезных причин межхристианской конфликтогенности может стать современная ситуация, характеризующаяся фактической исчерпанностью резерва для быстрого дальнейшего роста числа новых членов православной церкви, что может привести к столкновению на миссионерском поприще с другими христианскими конфессиями и деноминациями. "С середины 90-х годов практически прекратился мощный приток новых членов в РПЦ. Заявления ряда авторов о религиозном ренессансе в России на данный момент не соответствуют реалиям. Анализ качественных характеристик современной религиозности не подтверждает подобные суждения. Социологические исследования показывают, что своеобразный религиозный бум проходит, ситуация становится стабильной, приостановился рост числа верующих, религиозные организации именно в этом плане исчерпали потенциал своего усиления", - таково мнение директора исследовательского центра "Религия в современном обществе" Института комплексных социальных исследований РАН профессора М. Мчедлова [Мчедлов, 2002, с. 23-24].

Тенденция к прекращению притока новых членов в РПЦ, наметившаяся со второй половины 1990-х г., объясняется рядом причин. Главная из них видится в неспособности РПЦ повлиять на решение острых социальных вопросов. Заметим, что процесс де-христианизации в России в начале XX в. (уже в 1916 г. Синод в определении № 676 признал, что в Российской империи началось массовое отпадение от веры) был неотделим от социального протеста населения, что стало следствием многовекового союза "трона и алтаря" [Андреева, 2003, с. 90]. Вопросы социальной справедливости, затронутые в "Социальной доктрине РПЦ", не трансформировались в открытую публичную критику власти по социальным проблемам. Усиленное лоббирование государством интересов одной конфессии, стремление к клерикализации различных сторон общественной жизни, вызванное недооценкой роли внерелигиозно ориентированной части населения и полирелигиозного характера страны, спровоцировало негативный отклик в обществе. Клерикальную модель в православном варианте поддерживают около 5% православных при исключительно отрицательном отношении п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком