научная статья по теме ПРАВОСЛАВНЫЙ ВРАЧ, ПРАВОСЛАВНЫЙ АДВОКАТ... Языкознание

Текст научной статьи на тему «ПРАВОСЛАВНЫЙ ВРАЧ, ПРАВОСЛАВНЫЙ АДВОКАТ...»

Православный врач, православный адвокат...

© И. В. БУГАЕВА, кандидат филологических наук

Настоящая статья посвящена расширению лексического значения прилагательного православный в современных текстах. Особенно ярко это проявляется в рекламе на страницах журналов и газет. Наше внимание привлекли такие объявления: Православный адвокат. Все виды правовых услуг; Православный специалист по операциям с недвижимостью; Православный психолог; Православный фотограф; Православный врач; Православная женщина снимет комнату; Требуется православная помощница к двум пожилым супругам и т.п. Возникает вопрос, почему авторы объявлений подчеркивают религиозную принадлежность? Какая мотивация и глубинный смысл стоят за этим словоупотреблением? Казалось бы, вероисповедание - личное дело каждого, афишировать это не принято. Но создатели рекламы и объявлений считают нужным этот пункт особо выделить, а для адресата это тоже оказывается важным и значимым.

Очевидно, ответ на этот вопрос следует искать в изменившемся сознании людей под влиянием социально-нравственных потрясений в современном постсоветском обществе. Раньше люди верили, что врач, давший клятву Гиппократа, будет лечить на совесть, а не за деньги; адвокат будет честно защищать, потому что это его профессиональный долг и т.д. Таким образом, использование определения православный, во-первых, сигнализирует о том, что в оппозиции "свой - чужой" автор рекламы является "своим" и адресует свою рекламу члену того же социума.

Встречаются и такие объявления, как "прихожанам храма - льготное обслуживание, для храмов и монастырей - постоянные скидки, поможем верующим христианам" и др. Во-вторых, специальное использование определения православный служит для того, чтобы выделить мысль: верующий человек не обманет. Другими словами, это как гарантия порядочности, честности и добросовестности. Очевидно, это то новое дополнительное значение, которое в современных условиях получает прилагательное православный. Обратившись к словарям, находим следующие дефиниции этой лексемы.

В Этимологическом словаре читаем: "православный, калькирует греч. Ор0о5о^о<^". Первая часть этого композита и в греческом языке ордо, и в русском языке прав имеет значение "прямой, правильный, невиновный", в сербохорв. "невинный, прямой, правильный, настоящий", в словен. "правильный, правый", чеш., слвц., польск. "правый, прямой, настоящий" [1].

В Полном церковнославянском словаре прот. Григория Дьяченко приводится много производных с корнем прав-, имеющих значение одного из омонимов, а именно "исполненный правды, истинный, справедливый, живущий по правде, правдивый, праведный, прямой" [2]. Перечислим лишь некоторые из них: правосудие, правоживущий, правоверно, правомудрствовати и т.д.

И.И. Срезневский наречие право определяет как "верно, правильно, справедливо, по истине" и приводит одно важное значение, а именно: "в Священном Писании для перевода греч. - аминь. Право глаголю вам, яко един от вас предаст мя (Мр. 14, 18)" [3]. А для лексемы православие первым дается значение "благочестие: Молюся о вашем православии всемилосердому Богу (Посл. митр. Фотия)", а только вторым - значение "православная вера" [Там же].

В Словаре В.И. Даля первое значение для лексемы православный -"десной, противопоставленный левый, шуий". Далее приводятся другие значения - "прямой, истинный, чистый, непорочный" и следуют яркие примеры: "Правая дорога, прямая. Идти право, правым путем. Правые деньги, неподдельные, истинные, безгрешно нажитые. Живем на правую копейку, честным трудом. Правый человек, живущий право, праведно, по правде. Правое дело, правдивое, справедливое, законное" [4].

Значение "справедливый, невиновный, не нарушивший закона" у слова правый сохраняется и в современном языке у одного из омонимов [5]. Следовательно, семантические доли "истинности" и "безгрешности" присутствуют в производных с корнем прав- (православный, православие), а в некоторых контекстах, например, в рекламе, оказываются основными, доминирующими, тесня ядерную семантическую долю "принадлежащий к православному вероисповеданию".

На рубеже веков заметно расширилась сочетаемость прилагательного православный: православная общественность, православная мо-

лодежь, православные СМИ, православные издания, православная телепередача, православный информационный центр, православный характер и т.д. Например: «Позднее Григорьев опубликовал подборку материалов "Война в Борисоглебске", в которой дал не только мой очерк и мое письмо к православной общественности "Обороним Борисоглебский монастырь", но и статьи наших противников» (Щербаков. Крестный ход. Борисоглеб); "В Кузбассе прошел первый туристический слет православной молодежи" (Русская линия). В Уставе Православного молодежного братства записан пункт: "Стремления Братчиков должны быть направлены на .. .воспитание православного характера в рамках братского коллектива".

Часто встречаются в современной публицистике словосочетания православное воспитание, православная школа. До революции эти и другие существительные сочетались с прилагательным духовный: духовное воспитание, духовная школа, духовное училище, духовная семинария, духовная академия, что соответствовало религиозному, а именно православному обучению для подготовки лиц "духовного звания", то есть священнослужителей. В настоящее время учебные заведения, дающие среднее, специальное и высшее богословское образование, сохранили свои исторические названия: Владивостокское Духовное училище, Казанская Духовная семинария, Московская Духовная Академия.

Появившиеся в постсоветское время в России православные школы отличаются от государственных тем, что к обязательным учебным дисциплинам добавляются специальные предметы, например, Закон Божий, церковнославянский язык, основы православной культуры и т.д. В последнее время появились православные детские сады и православные группы в муниципальных детских садах. Там отмечаются православные праздники, детям рассказывают о русских святых, то есть дается, говоря современным языком, православное воспитание, которое раньше называли духовным воспитанием.

Подтверждением появления дополнительного значения "порядочный, справедливый, безукоризненного поведения (так как выполняет заповеди Божии)" у рассматриваемого прилагательного могут служить случаи его использования со значением укоризны: Эх, православный! А еще православные! Тоже мне православные и т.п.

Несколько раз приходилось слышать выражения У нее православный вид; Она так православно выглядит и т.п. Проведя небольшой опрос среди молодежи, можно сделать вывод о том, как они это понимают. Оказывается, православный внешний вид сегодня - это длинная юбка, бесформенная с длинными рукавами блузка, головной платок, лицо без косметики, потупленный взгляд. Грустная картина. И сразу вспоминаются святые Царственные Мученицы: Императрица Александра Федоровна, ее родная сестра Великая Княгиня Елизавета Федо-

ровна, прекрасные Великие Княжны Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия, другие православные женщины, красиво и со вкусом, необязательно богато, одетые, статные, образованные, умные, верные жены и добросердечные многодетные матери, запечатленные на портретах известных художников и в воспоминаниях современников. Хочется, чтобы именно таким становился образ и современной православной женщины в представлениях окружающих.

Таким образом, в настоящее время происходит расширение значения слова православный, которое помимо основного значения "принадлежность к православному вероисповеданию" используется в новых, дополнительных значениях: "духовный", "порядочный", "честный".

Литература

1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т. III.

2. Полный церковно-славянский словарь. Состав. Священник магистр Г. Дьяченко. М., 1998. Т. 1.

3. Срезневский ИИ. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. II.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. T. III.

5. Ожегов С И. Словарь русского языка. М., 1978.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком