научная статья по теме Правосознание, его структура, виды, уровни и функции Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Правосознание, его структура, виды, уровни и функции»

УДК 340.1

Правосознание, его структура, виды, уровни и функции

М.Е. Панкратова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, истории права и государствоведения Международного института бизнес-образования,

Россия, Мурманск

pankratova.mayya@gmail.com

Н.Ю. Рашева,

кандидат юридических наук, зав. кафедрой гражданского и корпоративного права Мурманского государственного технического университета

Россия, Мурманск

anyta_us@mail.ru

Г.В. Ивашко,

аспирант кафедры теории, истории права и государствоведения Международного института бизнес-образования, федеральный судья Заозерского городского суда Мурманской области

Россия, Мурманск

sud_zao@com.mels.ru

Исследуется правовое сознание человека, определяются и подробно анализируются понятие, признаки, структура, функции и виды правосознания. Рассматриваются точки зрения различных ученых на правосознание, его содержание и значение. Исследуются взаимоотношения права и правосознания, изучаются характерные черты, свойственные данным .явлениям социально-правовой жизни; выявляются их различия и сходство.

Ключевые слова: право, сознание, правосознание, правовая идеология, обыденное правосознание, профессиональное правосознание.

Вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие. Сознание содействует приспособляемости человека к внешнему миру, формирует его программу и внутренний план деятельности. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде. Сознание определяет предварительную мысленную модель действий человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем мире. Таким образом, сознание осуществляет контроль и управление поведением человека.

Развитое сознание формируется у человека только тогда, когда он вовлекается в общественную жизнь, приобщается к ее культурному наследию, и поэтому его нельзя рассматривать в отрыве от явлений общественной жизни. Существуют различные формы сознания, посредством которых люди осознают окружающий мир: политические, религиозные, нравственные, правовые. В данном исследовании рассмотрим более подробно такую форму сознания, как правовое сознание.

В российской юриспруденции проблеме правосознания посвящено большое количество

работ, однако даже в солидных исследованиях изучению правосознания уделяется незначительное внимание. Анализ литературы показывает, что наибольшие результаты были достигнуты еще в советское время, а постсоветские работы, за некоторыми исключениями, в основном повторяют и дополняют сформулированные ранее выводы. Несмотря на повышенный интерес к проблемам правосознания, в советский период единого его понимания достигнуто не было [24, с. 30]. Категория правосознания получает разный смысл и ценность в зависимости от избранного типа правопони-мания. Соответственно, ее осмысление необходимо осуществлять в контексте и на пересечении основных школ права, с одной стороны, центрирующих различные аспекты правовой действительности, с другой стороны, позволяющих в той или иной мере освоить ее «мно-гоединство» [21, с. 110].

Различия в подходах к юридической концептуализации правосознания обусловливают необходимость их класификации. Так, можно выделить онтологичекие и деонтологические определения правосознания. Первые (доминирующие в отечественной юриспруденции) направлены на моделирование реально существующего правосознания, выражаемого через

понятия «формы общественного сознания», «части субъективной психики», «отношение к праву, выраженное в совокупности представлений и чувств» и т. д. Деонтологические определения (присущие, в частности, неокантианской философии права) рассматривают правосознание как разновидность сознания должного, предполагающую восприятие человеком мира и самого себя через призму верховных этических, религиозных, идеологических и прочих императивов. Они акцентируют, во-первых, необходимость единства и гармонии ценностно-нормативных установок личности, культурной общности, во-вторых, нормирование активности субъекта в интересах высших целей.

Среди онтологических определений С.Н. Касаткин предлагает различать формальные и содержательные дефиниции правосознания. Если первые рассматривают правосознание как имманентную характеристику человека вне зависимости от содержательной наполненности его мировоззрения, то вторые исходят из заранее заданного представления о юридических явлениях. Одновременно содержательные дефиниции правосознания предъявляют определенные требования к правовым взглядам, ценностям, установкам человека.

Как и деонтологические, содержательные дефиниции несут важную этико-политическую нагрузку: способствуют актуализации и утверждению определенного образа права, адекватного ему типа мотивации и деятельности, создавая (подтачивая) необходимую основу для соответствующего типа социально-политического строя. Методологически это осуществляется за счет сужения и догматизации предмета исследования, идеологизации социопра-вового мира.

Правовое сознание, его содержание, структура и функционирование являлось [20, 25, 26, 30, 46] и по-прежнему остается важнейшей проблемой ряда общественных наук, в том числе правоведения. Исследованию правосознания посвящены монографии, многие разделы в учебниках по теории государства и права, статьи [4, 5, 7, 15, 38], диссертации [17, 21, 49, 53].

Ученые-юристы исследуют правосознание преимущественно как совокупность понятий, мотивирующих правомерное (либо противоправное) поведение, служащих источником для законотворческого процесса, включенных в деятельность по реализации законодательства, применению и соблюдению права.

Для того чтобы исследовать проблему правосознания наиболее полно, необходимо определить его понятие, признаки, структуру, функции и виды.

В настоящее время существует множество определений понятия правосознания.

H^. Гранат толкует правосознание как «сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях» [13, с. 243]. Такого же мнения придерживаются А.Р. Ратинов и Г.Х. Ефремова [18, с. 48].

P.C. Байниязов включает в понятие правосознания «духовную систему представлений, идей, взглядов, убеждений, концепций, теорий, чувств, эмоций, настроений, психологических переживаний, которые складываются по поводу правовой действительности, в ходе ее отражения, осмысления, познания, чувствования» [3, с. 24].

Однако наряду с указанными слагаемыми правосознания, в нем можно выделить, по его мнению, и другие. К ним можно отнести «юридические цели, интересы, мотивы, привычки, традиции, иллюзии, интуицию, ментальные установки. А также стереотипы, правовое внушение, подражание, реакции, волевые импульсы и многие другие составляющие» [3, с. 25].

Е.А. Белканов утверждает, что на формирование правосознания оказывают влияние не только сознательные процессы, но и бессознательное, которое выражается в воздействии на ход логических мыслительных процессов совокупного опыта предыдущих поколений, осадков в памяти повторяющихся психических процессов. Правосознание, по его мнению, представляет собой «открытую подсистему сознания, отражающую сквозь призму должного и желаемого в чувственно-рациональной форме правовую действительность, оказывающую на социальную деятельность людей нормативно-регулирующее воздействие. Формируется под влиянием социальных условий, межличностного общения, других форм сознания и бессознательного» [7, с. 21].

Н.Ю. Евплова считает, что правосознание — это «совокупность рациональных и чувственных представлений и знаний о существующих ранее, и действующих в настоящее время взглядах на сущность права, правовых нормах, идеях, теориях, доктринах, правовых отношениях и субъектах права. Также к ним относятся представления о тенденции их дальнейшего развития» [17, с. 65].

То есть помимо отражения в сознании действующего (настоящего) и желаемого (будущего) права, автор говорит о прошлом, об отражении в сознании существовавших знаний и

представлений о праве, нормативных правовых актах и т. д.

С.Н. Касаткин считает, что «правосознание есть особая, нередуцируемая к отражению официальных текстов и нормативов социальная ментальная практика, имеющая собственную онтологию, специфику, закономерности и механизмы функционирования и развития. Оно конструирует и воспроизводит право как социокультурный феномен» [21, с. 115].

А.Б. Венгеров описывает правосознание как «объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп индивидов к праву» и как «канал воздействия права через мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений».

Также А.Б. Венгеров понимает правосознание как «оценку права, существующую в обществе, выражающую критику действующего права и формирующую определенные надежды и пожелания к правовой сфере» [10, с. 482].

Н.М. Юрашевич определяет правосознание как «систему чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней. Отношение к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву. Данная система чувств... играет роль своеобразного регулятора их поведения в юридически значимых ситуациях». Это определение, по мнению автора, выражает взаимосвязь и соотношение общественного сознания и правосознания (их составляющих), гносеологический и социологический срезы изучения данного феномена, внутреннюю организацию содержания правосознания (его структуру), связь между ее элементами, закономерности его формирования и развития и, наконец, его важную социальную роль [52, с. 173].

Следует отметить, что в российской правовой науке существует точка зрения, согласно которой правовое сознание оценивается с позиции естественного прав

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком