научная статья по теме ПРАВОВОЕ ОСВОЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ПРАВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАВОВОЕ ОСВОЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ПРАВА»

тетттшштштштоттшшгшшушатштттштшттЗша^

Пономаренко Е. В.

ПРАВОВОЕ ОСВОЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ПРАВА

Теорией права накоплен внушительный объем правового знания, требующий понимания, осмысления и освоения. Для этого необходимо определиться с содержанием, классификацией и систематизацией данного знания, путями и способами его получения, основополагающей линией осуществления исследований от понимания права к правовому освоению. Ключевые слова: освоение, правовое освоение, теория права, правовая система.

Ponomarenko E. V.

LAW MASTERING OF MODERN THEORY OF LAW

The author analyses law mastering as a category of theory of law, appeal to the problem of law mastering is connected with ever increasing interest of investigators to the law existence, law being, law matter, signification of a human being in the law space.

Keywords: law axiology, law mastering, humanizes law system.

Пономаренко Е. В.

Для каждой теории наступает период понимания необходимости преобразования накопленного знания, что является результатом освоения теорией своего предмета. В этом смысле речь идет о самопознании теории и свидетельствует о дальнейшем развитии и утверждении ее в качестве ценности цивилизации и культуры. Представляется, что такое время наступило для современной теории права.

Подобного рода философско-теоретическое и методологическое исследование позволяет объединить широкий круг вопросов и проблем, касающихся большинства аспектов современной теории права, связать эти вопросы с анализом правовой действительности, правового бытия, правового пространства. В настоящее время имеются все предпосылки для существенного расширения массива правового знания Ч

Актуальность обнаруживается при первом взгляде на реальный практический процесс освоения. Этот процесс рассматривается в качестве преобразования новых территорий, формирования новой правовой культуры, новой правовой системы как бесконечного нового, в виде изменений действующего законодательства.

В мировой философской мысли термин «освоение» в различной интерпретации применяется много веков, сегодня можно говорить о своеобразной истории его формирования. Многие мыслители прошлого оперировали этим понятием и описывали его содержание.

По Демокриту освоение связано с единством «космоса» и «микрокосма». Здесь оно рассматривается как цель человеческого существования. Цель считается достигнутой, если человек стал адекватным миру в результате своей независимости и деятельности по преобразованию мира. Аристотель, напротив, выдвинул «принцип властвования» (т. е. подчинения, иерархии), который послужил теоретической и идеологической основой для вывода о постоянном расширении человеческого властвования над миром2.

В эпоху ранних буржуазных революций резко расширились масштабы человеческого воздействия на мир. Дж. Локк, Т. Гоббс в своих исследованиях обозначили идею освоения, но при этом обозначении этой идеи забыли про человека.

В ХХ веке с возникновением аксиологии и аксиологического аспекта философии и социологии прежняя идея освоения субъектом мира и самого себя, выросшая в философское, социологическое и специально научное понятие, приобретает категориальный статус.

1 Российское государство и право на рубеже тысячелетия (Всероссийская научная конференция) // Государство и право. — 2000. — № 7. — С. 5.

2 Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. -С. 780-830.

Однако правовое освоение в системе юридических категорий как тема исследования в отечественной теории права не разрабатывалась.

В современном контексте философских исследований категория «освоение» представлена двумя традициями. В рамках первой традиции освоение рассматривается как овладение собственностью и властью (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, М. К. Ма-мардашвили)3. Такая трактовка связана с определенным мировоззрением, исторической практикой, и, в конечном счете, приводит к отчуждению человека от окружающего мира. В соответствии со второй традицией освоение рассматривается в человеческом контексте, как человечность или оче-ловеченность процесса освоения (М. С. Каган, К. А. Свасьян, Т. С. Караченцева)4. Такое понимание освоения направлено на преодоление отчуждения человека от окружающего его мира, обращено к действительным реальным индивидам, своей историей уничтожающим формы абстрактного существования и самопорождающим собственную конкретную индивидуальность.

Современные философы при рассмотрении проблемы освоения мира человеком отходят от конструирования безличных субъектов типа Общество, Абсолют, Нация, Народность5. Они обращаются к уникальной человеческой индивидуальности. Для реализации проблемы освоения мира человеком современная философия вынужденно пересматривает традиционные представления не только о человеке, но об окружающем его мире 6.

В этом мире, как предпосылке того, что человек стал возможен, что человек живет и что осваивает, следует единственный вывод — человек является творцом фрагментов окружающего мира, социальной действительности, межчеловеческих взаимодействий.

Человеческий контекст идеи освоения послужил основанием для изучения категории «правового освоения» в системе категорий теории права. Самостоятельный характер и само-

3 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 525 с.; Маркс К. Экономические рукописи 1857 -1861 гг.: Первоначальный вариант «Капитала» в 2-х частях. — М.: Политиздат, 1986. — Ч. 1. 564 с.; Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. — Тбилиси. 1988.

4 Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1973; Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры. // Вопросы философии. 1987. № 6; Караченцева Т. С. Человек как субъект освоения мира // Социально-философские проблемы освоения новых территорий: Сб. науч. тр. — Тюмень, 1988. — С. 25-31.

5 См., напр., работы Батищева Г. С., Крутовой О. Н., Кузьминой Т. А., Можеевой А. К., Мысливченко А. Г. и др.

6 Караченцева Т. С. Указ. соч. С. 25; Батенин С. С. Человек в истории. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 18.

Евразийский юридический журнал

№ 4 (71) 2014

стоятельное значение категория «правовое освоение» получает как опосредованные правом действия человека по преобразованию социальной действительности, ибо право создано человеком и преобразовано в процессе его жизнедеятельности.

Человеческий контекст идеи освоения позволил изменить представления теории права о месте человека в правовой системе, обосновать необходимость категории «правового освоения» для преобразований на нравственных, гуманизацион-ных началах российской правовой системы из постсоветской в правовую систему, центром которой является человек, его права и свободы. Он актуализировал человека, послужил основой для изменения интереса человека в праве от потребности к формированию его в виде духовно-нравственных благ и ценностей и воплощению такого интереса человека в естественно-правовых началах российской правовой системы.

Существенное влияние на актуальность категории «правовое освоение» оказывают общецивилизационные достижения, правовой гуманизм и правовая аксиология. В практическую юриспруденцию и обыденное правосознание постепенно воплощаются естественно-правовые начала, высокие правовые абстракции и идеалы. Существенная роль в данном направлении отводится общечеловеческим ценностям, под лозунгом которых прошел ХХ век, которые и изменили правовую точку отсчета ценностей на Земле.

Идея освоения существует в духовной культуре или культуре одухотворенной в принципе. Человек в процессе жизнедеятельности стремится реализовать свои интересы, сделать своими и освоить объекты и условия, как фрагменты природной и социальной среды.

Правовое освоение следует рассматривать в контексте правового гуманизма и правовой аксиологии. Для этой категории главным является тезис о возникновении и развитии природы человека как ценности, его месте в реальной структуре ценностного мира, о человеке как центре этого мира, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и человеком как таковым.

Категория «правовое освоение» позволяет индивидуализировать, персонифицировать человека в теории права, в системе ее категорий, исследовать человека как ценность во всем многообразии человеческой деятельности.

В праве идеи правового освоения формируются как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в преобразовании постсоветской правовой системы в российскую правовую систему. В этой системе человек должен определить свое значение и обозначить в нем для себя роль собственных прав и свобод.

Правовое освоение — это опосредованные правом интеллектуально-волевые действия по преобразованию, гуманизации правовой системы, по обоснованию значения человека, его прав и свобод, в правовой системе.

Признаками правового освоения являются:

— интеллектуально-волевые действия человека — это актуализация волевых действий интеллектом человека в соответствии с духовно-нравственными благами с пользой для человека и общества, на основах самосуществования, самодеятельности, самозащиты.

Под действием в рамках освоения рассматриваются поступки (действия, бездействия) человека, в которых участвуют его сознание и воля. Человек в контексте исследования рассматривается как биосоциодуховное существо. Действия человека должны быть опосредованы правом. Он (человек) осуществляет преобразования именно правовыми средствами, правовым инструментарием, самосуществованием, саморегулированием, самодеятельностью. Эти преобразования необходимы человеку для того, чтобы обозначить, обосновать свое назначение в правовой системе, создать основы своего правового самосуществования, самобытия, обеспечить самозащиту прав, осуществить саморегулирование, самодеятельность, получить доступ к правосудию.

— действия по преобразованию, гуманизации правовой системы заключаются в том, что в правовую систему постепенно воплощаются естественно-правовые, общечеловеческие, интеллектуальные начала и принципы жизнедеятельности человека и общества.

— опосредованные правом интеллектуально-волевые действия осуществляются в соответствии с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком