научная статья по теме ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ КАК ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ КАК ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2013, № 10, с. 5-12

ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ КАК ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

© 2013 г. Николай Игнатьевич Матузов1

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой проблемы правового идеализма как явления, противоположного правовому нигилизму - сущность, основные черты, особенности, причины, деструктивная роль в развитии общества, его политико-правовой системы, законотворчества, юридической действительности в целом.

Annotation: this article discusses issues related to the characteristic problems of legal idealism as a phenomenon, the opposite legal nihilism - the essence, the main features, characteristics, causes, destructive role in the development of society and its political and legal system, law, the validity of the whole.

Ключевые слова: право, правовой идеализм, правовой нигилизм, менталитет, законотворчество, правосознание, политико-правовая культура, традиции, реформы.

Key words: law, legal idealism, legal nihilism, mentality, law, legal awareness, political and legal culture, tradition, reforms.

В практической жизни люди чаще всего сталкиваются с различными проявлениями правового нигилизма. Он постоянно у всех на слуху, не сходит со страниц печати, телеэкранов. К нему даже в какой-то мере привыкли, ибо он стал обычной нормой поведения, "образом жизни"2. Гораздо меньше говорят и пишут о правовом идеализме, который не столь глубоко проник в массовое сознание людей и в повседневный быт. Большинство граждан, наверное, и не подозревают о его существовании, не знают, что это такое. Между тем вред от правового идеализма ничуть не меньше, чем от правового нигилизма. Осознается это, как правило, "потом", когда его негативные последствия становятся очевидными.

Надо сказать, что само понятие "правовой идеализм" до некоторой степени условно. Термин "идеализм" употребляется здесь не в сугубо философском смысле (определенное мировоззрение), а в значении слов "идеализация", "идеалист", "идеальный", под которыми обычно подразумеваются отрыв от действительности, наивность, романтизм, мечтания о прекрасном, но не реальном. Это те случаи, когда о ком-то говорят: "Он неисправимый идеалист". Явление, о котором идет речь, сродни маниловщине, пустым фантазиям.

1 Профессор кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии, доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ (E-mail: alnikol@yandex.ru).

2 Проблема нигилизма была рассмотрена автором этих строк ранее (см.: Матузов Н.И. Правовой нигилизм как явление российского политического менталитета // Право и жизнь, 2002. № 74; Его же. Правовой нигилизм как образ жизни // Право и политика. 2012. № 12 и др.).

Подобного рода идеализм так или иначе проявляется во всех сферах жизни общества, в том числе правовой, что и дает основание называть его правовым или юридическим, в противоположность правовому (юридическому) нигилизму. Разумеется, можно говорить также о политическом, моральном и других видах идеализма. Что все это означает на практике, покажем на конкретных примерах из нашей недавней советской и постсоветской истории.

Известно, что в коммунистические времена излюбленным методом руководства "широкими трудящимися массами" было провозглашение громких политических лозунгов и починов, принятие "исторических", "судьбоносных", "эпохальных" решений и постановлений о дальнейшем развитии, повышении, усилении, укреплении чего-либо. Насаждались своего рода культ всевозможных пятилетних и более отдаленных планов и программ, безоглядная вера в их магическую силу. И все они, как правило, переводились на язык законов, которые из-за этого сильно напоминали съездовские партийные резолюции.

Инерция политического и правового идеализма была затем продолжена и даже в известной мере усилена форсированными, но бессистемными планами "перестройки" страны во второй половине 80-х годов. Одним из печальных примеров юридического идеализма и крайнего субъективизма может служить так называемое антиалкогольное законодательство, с помощью которого тогдашние советские лидеры попытались одним махом покончить с такой сложнейшей социальной и морально-психологической проблемой,

как пьянство. Что из этого получилось - хорошо известно.

Столь же сумбурными, во многом авантюрными были многие прожекты мгновенного преобразования России в 90-х годах минувшего века, т.е. уже в период реформации. В этих планах ставились цели, для достижения которых западным странам понадобились столетия. Но хотелось сделать все сразу и как можно быстрее. Реальные возможности мало кого тогда интересовали. Причем сделать надо было, как "у них", без учета российских традиций и специфики. В результате многое попросту не приживалось на отечественной почве.

Существовала даже весьма популярная в то время программа под названием "500 дней". Именно за такой срок предполагалось трансформировать "развитой социализм" в "развитой капитализм", обеспечить переход от плановой экономики к экономике рыночной. А заодно сломать через колено менталитет упомянутых "народных масс", привыкших жить в другой системе координат. Аналогичным по сути был и отчаянный призыв Е. Гайдара в начале реформ: "Надо лишь крепко зажмуриться и прыгнуть в неизвестность"3. В "неизвестность" - значит наобум, куда кривая вывезет. Никакого плана не было, кроме сильного "хотения и желания" по-большевистски изменить, поломать все во что бы то ни стало.

Как ни удивительно, находились люди, которые верили в подобные чудеса. Это был идеализм в чистейшем виде, помноженный на волюнтаризм. И все выдвигавшиеся идеи пытались осуществить не в последнюю очередь с помощью права, законов, указов, правительственных постановлений, словом, - "декретов". При этом в период правления Ельцина доминирующим среди всех нормативных актов было так называемое указное право, основанное на единоличной, ничем не связанной воле4. Поскольку романтическим планам в намеченные сроки не суждено было сбыться, то и "романтическое право" вместе с ними потерпело фиаско - оно оказалось чисто бумажным, вера в него была утрачена или во всяком случае подорвана.

Конечно, жизнь не оставалась вне всякого правового регулирования. Действовали кодексы, Конституция, старые и новые (относительно реальные) юридические нормы. Но в целом россий-

3 Гайдар Е. Прыжок к рынку // Правда. 1990. 16 апр.

4 См.: Лучин В.О. "Указное право" в России. М., 1996; Лукь-

янова Е.А. Указное право как российский политический

феномен // Журнал росс. права. 2001. № 10.

ское законодательство того периода было как бы сотканным из сплошных противоречий. Бушевала война законов и властей, союзные и российские структуры находились в перманентном противоборстве. Советская система распалась, но на ее месте ничего устойчивого еще не сложилось. Реформы шли трудно и бестолково. Именно это обстоятельство дало основание А.И. Солженицыну заявить: "Россия выбирается из коммунистического болота самым нелепым путем"5.

То же самое происходило и в общественном сознании, в частности правовом, которое было крайне неоднородным, деформированным, сумбурным. В нем содержались как прежние, устаревшие стереотипы, так и новейшие веяния и тенденции, отражались неустоявшиеся умонастроения различных слоев и групп населения, которое не успевало "переваривать" возникшие в стране катаклизмы. Смена социальных и идеологических ориентиров для большинства граждан оказалась неожиданной и болезненной. Отсюда -эклектика, мешанина в сознании. Таким оно в значительной мере остается до сих пор.

Среди множества противоречий, раздирающих сегодня российское общество, наблюдается и такое, как парадоксально-причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой - наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину политико-юридического бескультурья.

В первом случае законы откровенно не уважаются, игнорируются, нарушаются; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности - следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Если правовой нигилизм в самом общем плане означает отрицание или недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку, идеализацию. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, незрелым правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Подобные феномены, несмотря на их,

5 Солженицын А.И. Россия в обвале. М., 1997; см. также: Поляков Ю.И. От империи лжи к республике вранья. М., 1997; Валовой Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов. М., 1991; Гундарев И.А. Парадоксы российских реформ. М., 1997.

как уже отмечено, противоположную направленность, в конечном счете смыкаются и образуют как бы "удвоенное" общее зло. Иными словами, перед нами "две стороны одной медали".

Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается в глаза, явление это причиняет такой же вред государству, обществу, гражданам, как и правовой нигилизм. Он крайне деструктивен по своим последствиям, которые обнаруживаются не сразу, а лишь в конечном счете. Вот почему, борясь с правовым нигилизмом, не следует впадать в другие крайности - правовой фетишизм, волюнтаризм, идеализм.

На право нельзя возлагать несбыточные надежды, оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право. Поэтому его нельзя возводить в абсолют. От этого рудимента ("родимого пятна") современному общественному сознанию необходимо избавляться.

Вообще идеи о возможности принципиального изменения общественного устройства с помощью одних только мудрых законов - древнего происхождения. Из этого исходил еще Платон в своих мечтаниях об идеа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком