научная статья по теме ПРЕДМЕТ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ Социология

Текст научной статьи на тему «ПРЕДМЕТ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ»

систем социализации развитого этнического и российского цивилизациоииого самосознания, воспитание в духе толерантности культур и диалога цивилизаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы/Под ред. Т.И.Заславской, З.И. Калугиной. Новосибирск, 1999; Попков Ю.В., Тюга-шев Е.А. Новосибирская экономико-социологическая школа: взгляд со стороны // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Новосибирск, 2001.

2. Окладников А.П. Этногенез и культурогенез // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973. С. 7.

3. Бойко В.И. Опыт социологического исследования проблем развития народов Нижнего Амура. Новосибирск, 1973. С. 7. Бойко В.И. Социальное развитие народов Нижнего Амура. Новосибирск, 1977.

4. См.: Костюк В.Г., Траскунова М.М., Константиновский ДЛ. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. Новосибирск, 1980.

5. Одна из последних работ на эту тему: Диканский Н.С., Попков Ю.В., Радченко В В., Тюгашев Е.А., Свиридов И.В., Шатрова В.Я. Образование для коренных народов Сибири. Новосибирск, 2005.

6. Гордиенко А.А., Попков Ю.В., Еремин С.Н. Коренные малочисленные народы и структурная перестройка на Севере (к концепции развития). Новосибирск, 1994.

7. См., например: Коренные народы Ямала в современном мире: сценарии и концепции развития. Салехард - Новосибирск, 2007.

8. Мархинин В В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса: Философ-ско-социологический аспект. Томск, 1989; Исакова Н.В. Культура народов Севера: Философско-со-циологический анализ. Новосибирск, 1989; Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, 1990; Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск, 1991.

9. БАМ и народы Севера. Новосибирск, 1977; Бойко В.И., Васильев Н.В. Социально-профессиональная мобильность эвенов и эвенков Якутии. Новосибирск, 1981; Социальные проблемы труда у народностей Севера. Новосибирск, 1986; Бойко В.И., Попков Ю.В. Развитие отношения к труду у народностей Севера при социализме. Новосибирск, 1987 и др.

10. См.: Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986: Исакова Н.В. Культура народов Севера: Философско-социологический анализ. Новосибирск, 1989; Попков Ю.В., Бойко В.А. Политико-правовой статус коренных народов Севера: на пути в мировую цивилизацию. Новосибирск, 1997; Попков Ю.В. Народы российского Севера в системе политико-правовых отношений // Федерализм в России и Канаде: правовые и экономические аспекты. М., 2004.

11. Попков Ю.В., Костюк В.Г., Тюгашев Е.А. Народы Сибири в социокультурном пространстве Евразии: ценностные предпочтения и межэтнические установки // Социол. исслед. 2007. № 5.

© 2009 г.

Ю.В. ПОПКОВ, Е.А. ТЮГАШЕВ

ПРЕДМЕТ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

ПОПКОВ Юрий Владимирович - доктор философских наук, профессор, заместитель директора по науке Института философии и права СО РАН. ТЮГАШЕВ Евгений Александрович - кандидат философских наук, доцент Новосибирского государственного университета (Е-таИ: yuri@philosophy.nsc.ru).

Аннотация. В статье раскрываются новые подходы к интерпретации понятия "этносоциальные процессы" как базового в определении предмета этносоциологии; показано, что данное понятие означает не сочетание или взаимосвязь "этнического" и "социального", а взаимодействия этносоциальных общностей. По мнению авторов, в качестве "макроскопического" этносоциального процесса выступает целокуп-ный всемирно-исторический процесс, носителем которого являются этносы.

Ключевые слова: этносоциальные процессы • предмет этносоцио-логии • этническая общность • этнос • изменение • процесс • локальное (региональное) межэтническое сообщество • этносоциальный синтез

В последнее десятилетие новосибирские этносоциологи очерчивают предметную область своих исследований понятием "этносоциальные процессы". Выбор его едва ли был сознательным, имевшим солидное теоретико-методологическое обоснование. Скорее он диктовался исследовательской практикой, потребностью найти рамочное понятие для интеграции разноплановых по своей конкретной проблематике этносоциальных исследований в Сибири. Данный выбор являлся интуитивным, но, в конечном счете, как показал опыт исследований в этой области, вполне оправдал себя. На особую значимость проблематики этносоциальных процессов указывают Ю.В. Арутю-нян и Л.М. Дробижева [1]. В связи с этим требуются новые подходы в трактовке предметной области этносоциологии, уточнении содержания понятия "этносоциальные процессы" и определении его методологических функций.

Заметим: эта задача на протяжении многих лет решалась этносоциологами Института этнографии АН СССР в рамках сравнительного исследования "Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций", выполненного в разных регионах СССР. Выделение протекающих в регионах этносоциальных процессов как самостоятельного предмета этносоциологии предполагает фиксацию их специфики в отличие от собственно этнических процессов, с одной стороны, и социальных - с другой. Как наука этносоциология сформировалась на стыке предметных областей этнографии и социологии, и отечественные ученые изначально ориентировались на исследование сочетания социальных и этнических процессов, раскрытие их взаимосвязи и взаимообусловленности [2]. Вполне естественно, что пограничность этносоциологии определяла ее предметный дуализм. Изучались как социальные процессы в этнической вариабельности, так и этнические процессы в социальной обусловленности. Поскольку социальные и этнические процессы понимались как отчасти содержащие собственную противоположность, то естественной представлялась интеграция предмета в понятии "этносоциальные процессы".

На необходимость такого понятийного синтеза предмета этносоциологии указывал Ю.В. Бромлей, сыгравший, подчеркивают Ю.В. Арутюнян и Л.М. Дробижева, особую роль в становлении новой научной дисциплины [3]. В монографии, посвященной непосредственно этносоциальным процессам, он, в частности, писал: "... В результате усилий (часто еще разобщенных) представителей различных обществоведческих дисциплин на их стыке сформировалась обширная и устойчивая область знаний, предмет которой - национальные (этносоциальные) процессы, происшедшие и происходящие в нашей стране. И эта предметная область по мере ее исследования предстает перед нами все более и более сложной: не просто суммой отдельных черт, признаков, а многоплановой целостной системой" [4]. Предназначение понятия "этносоциальные процессы" Ю.В. Бромлей усматривал в отображении предмета этносоциологии в его целостности и в то же время многоплановости, включающей рассмотрение множества отдельных проявлений.

Системность этносоциальных процессов как предмета этносоциологии может пониматься по-разному. Ю.В. Бромлей, например, считал нужным раскрывать "внутренний механизм" этих процессов через определение "взаимосвязей их этнических и собственно социальных параметров" [4, с. 161]. Однако отметим важное обстоятельство. В предисловии к монографии, актуализируя проблемную ситуацию, он подчеркивал: "К тому же нередко анализ этносоциальных процессов заслоняется изучением собственно этнической проблематики" [4, с. 4]. При дальнейшей эмпирической характеристике данных процессов Ю.В. Бромлей ограничивается описанием того, что принято относить к этническим (а не этносоциальным) процессам: внутриэтнической консолидации, этнической ассимиляции, межэтнической интеграции, этнической конверсации.

Собственно этносоциальные процессы выделить и охарактеризовать, по-видимому, не удалось. Показательно, что в словаре "Этнические и этносоциальные категории" [5] каждому из обозначенных этнических процессов посвящена отдельная статья, тогда как понятие "этносоциальные процессы" вообще не рассматривается.

"Неуловимость" этносоциальных процессов стала одним из факторов наблюдающейся фрагментации предмета этносоциологии. Так, уточняя, что этносоциология понималась в 1970-е-1980-е гг. как дисциплина, изучающая "социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах", авторы учебника "Этносоциология" (М., 1998) определяют ее предмет как "изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды" [6]. Л.М. Дробижева в своих методологических публикациях предмет этносоциологии ("в самом широком смысле") описывает еще более дробно: "социальные события, процессы, связи, явления, происходящие в этнически маркированном социальном пространстве" [7].

Фрагментация предмета этносоциологии - неизбежное явление на первых этапах развития научной дисциплины. Вместе с тем она не должна вести к потере "образа целого". Развитие общественных наук есть системный междисциплинарный процесс, в рамках которого возникновение этносоциологии как новой, молодой науки позволило разгрузить смежные дисциплины от несвойственной им проблематики, решать задачи по специализированной разработке тех понятий, которые применялись в смежных дисциплинах, но не являлись органической составляющей соответствующих дисциплинарных матриц. Перемещение части научного материала в этносоциологию из смежных отраслей науки закономерно, оно происходит в рамках становления ее дисциплинарной идентичности. Поэтому представляется недостаточно обоснованным суждение, что по предмету исследований этносоциология междисциплинарна, "инте-гративна" и пересекается с этнологией, этнографией, социальной психологией, этно-политологией, этнодемографией и т.п. На этапе зарождения, в "точке сборки" гибридизация отраслей науки неизбежно имела место, но ее результатом является формирование нового предметного качества. Более точным, следовательно, является представление об этносоциологии как отрасли социологии, т.е. эмпирически фундиров

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком