научная статья по теме ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ (К ДИСКУССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ) Философия

Текст научной статьи на тему «ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ (К ДИСКУССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)»

Предметные области философии религии (к дискуссии в современной отечественной литературе)

И. Н. ЯБЛОКОВ

В статье раскрывается содержание дискуссии в современной отечественной литературе о предмете философии религии, о ее месте в системе философского знания, о ее соотношении с теологией и религиоведением. Выделяются основные проблемные области философии религии: определение статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний; разработка методологии религиоведения; выявление сущностных характеристик религии; раскрытие онтологических основ религии и гносеологических предпо^лок формирования религиозного сознания; изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании; исследование религиозного мировоззрения, его разных типов и видов, его элементов и структуры; анализ религиозного сознания на обыденном и концептуальном (теологии в авраамических религиях и доктринальных комплексах в других религиях) уровнях; изучение языка религии; выявление содержания и специфики религиозной философии, анализ ее различных направлений.

In this article we can see how unfolds the discussion in contemporary Russian literature about the subject of philosophy of religion, its place in the system of philosophical knowledge and its interrelation with theology and studies of religion. Main problems in the field of philosophy of religion are highlighted: determining philosophy of religion status in the whole system of philosophical, religious and other areas of study; developing the methodology for the study of religion; discovery of entity characteristics of religion; disclosure of ontological basis of religion and epistemological premises for the formation of religious consciousness; study of peculiarities in the process of cognition of this world in religious consciousness; study of religious worldview, its different types and aspects, its elements and structure; analysis of religious consciousness at the common and conceptual (theology in Abrahamic religions and doctrinal complexes in other religions) levels; study of language of religion; exposure of content and peculiarity in religious philosophy, analysis of its different schools.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия религии, теология, религиозная философия, религиоведение, религия, религиозное сознание, религиозное мировоззрение, язык религии.

KEY WORDS: philosophy of religion, theology, religious philosophy, study of religion, religion, religious consciousness, religious worldview, language of religion.

© Яблоков И.Н., 2012 г.

Тема предметных областей философии религии активно обсуждается как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В нашей стране внимание к этому вопросу стало возрастать в последние два десятилетия XX в. благодаря трудам Д.М. Угриновича, Ю.А. Кимелева, Л.Н. Митрохина. Эти ученые внесли весомый вклад в разработку проблем философии религии и во многом наметили векторы дискуссий в 1990-е гг. и в первое десятилетие XXI в.: о предмете философии религии, о времени ее возникновения, о ее месте в системе философского знания, о соотношении философии религии и религиоведения и др. В последние годы в дискуссиях по проблемам философии религии наиболее высокий "индекс ссылок" - у работ Ю.А. Кимелева, который строит свои рассуждения на материалах западной философии религии и религиоведения.

Ю.А. Кимелев предложил рассматривать философию религии в широком и узком смысле слова. Он пишет: "Философия религии в широком смысле слова - это совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализаций ее природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о его природе и отношении к миру и человеку" [Кимелев 1998, 7]. А "философия религии в узком смысле слова - это эксплицированное автономное философское рассуждение о Боге и о религии, особый тип философствования" [Там же, 9]. По мнению автора, "главенствующей и сквозной проблематикой философии религии является религиозное знание. Философия может или исследовать религиозное знание в том или ином ключе, или сама продуцировать такое знание... европейская философия религии так или иначе соотносится с теизмом, т.е. исследует, критикует, оправдывает или конструктивно разрабатывает основные положения теизма <...> В то же время в некоторых разновидностях философии религии могут предприниматься попытки разработать не-теистические представления о характере божественной реальности" [Там же, 10-11].

По мнению Ю.А. Кимелева, "философия религии всегда выступает либо как философское религиоведение, либо как философская теология". Философское религиоведение -это совокупность философских рассуждений, предметом которых является "религиозное отношение" или "религиозное сознание" человека [Там же, 12]. Ю.А. Кимелев считает, что его "понимание философии религии как религиоведения предполагает четкое осознание отличия философии от религии. Это отличие заключается, прежде всего в исследовательской дистанции" [Там же, 13]. Философия религии в религиоведческой форме, рассуждает Ю.А. Кимелев, уделяет приоритетное внимание религиозному отношению и религиозному сознанию. Религиозное отношение в своей целостности есть и познавательное отношение: каждый момент этого отношения, т.е. отношения к Богу, к божественной реальности, есть прежде всего определенное знание об этой реальности, а также связанные с этим знанием знание человека о мире и о самом себе. Философия религии как философское религиоведение занимается инкорпорированным в религиозное отношение, присущим религиозному сознанию знанием, прежде всего верованием в существование Бога. Философия религии не постигает некую "сущность" религии, философское религиоведение ориентировано на понимание феномена религии [Там же, 13-14]. Приведенное рассуждение свидетельствует о том, что философия религии в религиоведческой форме ("философское религиоведение"), как ее описывает автор, фактически не дистанцируется от религии; вопрос об указанном автором дистанцировании "остается открытым".

Философская теология, как другая форма философии религии, выполняет разнообразные экспликативные функции по отношению к религии. Автор ограничивается рассмотрением участия философии в разработке теолого-догматического учения о Боге, а это - сердцевина философской теологии в широком смысле слова. Ю.А. Кимелев полагает, что "базисным принципом философской теологии в узком или строгом смысле является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами", что "основная, принципиальная задача данного типа философии заключается в философском богопозна-нии" [Кимелев 1998, 16]. Философское богопознание начинается с миропонимания и продвигается к богопознанию, это - "путь от миропознания к богопознанию". Философское богопознание возможно потому, что Бог пребывает в мире как его сокровенная основа.

Если бы это было не так, то Бога нельзя было бы постичь в мире и исходя из мира. Философская теология этого вида опирается на утверждение, что такое богопознание является единственно возможным для человека, если ему не дано или если бы не было дано Божественное Откровение, т.е. если Бог не дал или не дал бы человеку знания о самом себе непосредственным образом. Философская теология решает три основных взаимосвязанных задачи. Она призвана: во-первых, подтвердить существование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком [Кимелев 2006, 1113-1114].

Столь подробное цитирование и изложение позиции Ю.А. Кимелева дало возможность проиллюстрировать обстоятельность рассмотрения им концепций философии религии в западной литературе, в том числе широко распространенных конфессиональных концепций, и обнаружить, что автор в значительной части принимает идеи последних. Работы Ю.А. Кимелева явились побудителями плодотворной дискуссии по интересующей нас теме. В ходе этой дискуссии высказываются мнения как pro, так и contra, как в светских, так и конфессиональных изданиях.

Вслед за Ю.А. Кимелевым подобные идеи развивают и другие отечественные исследователи. Д.В. Пивоваров в качестве одной из форм философии религии называет "совокупность мировоззренческих идей внутри какой-либо религиозной системы (например, картина мира в буддизме)" [Пивоваров 2006, 8-9]. Автора интересует прежде всего тот вариант философии религии, "предметом которой является религиозное мироотношение человека и связь человека с абсолютом" [Там же, 9]. Д.В. Пивоваров полагает, что "в ходе истории возникли три типа философии религии: теология, религиозная философия, философское религиоведение" [Там же].

К.М. Антонов замечает, что работа Ю.А. Кимелева "Философия религии. Систематический очерк" представляет собой наиболее значительную попытку систематизации "философско-религиозного знания в его современном состоянии" [Антонов 2008, 6]. Соглашаясь с Ю.А. Кимелевым, что философия религии "существует в двух основных формах - философская теология и философское религиоведение" [Там же, 7], К.М. Антонов в генетическом плане выделяет еще одну форму и различает "три типа философии религии, генетически связанные, соответственно, с теологией, наукой о религии и религиозной философией" [Там же, 17]. При этом К.М. Антонов признает, что такая концепция философии религии и исследования в так понимаемой философии религии находятся в "зоне риска": "Философия религии постоянно балансирует на грани превращения в теологию или в частное научное направление. Ей удается сохранить свою идентичность постольку, поскольку она стремится к максимальной общезначимости и обобщенности своих результатов, обоснованно реализует присущий ей нормативный элемент. В то же время именно эти качества позволяют ей наилучшим образом выполнять свои внешние по отношению к чистой философии функции: религиозной или атеистической апологетики и обоснования теологического и религиоведческого знания" [Антонов 2008, 10].

В ряде работ высказывается несогласие с точкой зрения Ю.А. Кимелева. В.К. Шохин полагает, что "слов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком