научная статья по теме ПРЕДВИДЕНИЕ И ЕГО ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ Философия

Текст научной статьи на тему «ПРЕДВИДЕНИЕ И ЕГО ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ»

Предвидение и его эпистемологические основания

С.В. ПИРОЖКОВА

Статья посвящена попытке определить эпистемологические основания предвидения. Рассматриваются взаимоотношения понятий "предвидение", "предсказание", "прогноз", "гипотеза", гносеологический базис обозначаемых ими процессов.

Article is devoted to attempt to determine epistemological foundations ofprevision. Authoress examine interrelations of concepts "prevision", "prediction", "prognosis", "hypothesis" and gnoseological basis of processes that its denote.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прошлое, настоящее, будущее, предвидение, предсказание, прогноз, гипотеза, гносеологический базис.

KEY WORDS: past, present, future, prevision, prediction, prognosis, hypothesis, gnoseological basis.

Ускорение темпов развития цивилизации, усложнение различных процессов, связанных с этим развитием, расширение научных знаний о живой и неживой природе, обнаружение неизвестных доселе угроз и потенциальных опасностей обостряют потребность в прогнозировании как естественных, так и социальных процессов. Кроме природы и общества в прогнозировании и планировании нуждается и третий, опосредующий их, мир - мир материальной культуры. Становится все более очевидным, что в прошлом человек уделял слишком мало внимания предвидению последствий своих действий, последствий вмешательства в одни процессы и создания других. Более того, теперь уже недостаточно предвидеть развитие каждого мира в отдельности. Тесная связь человеческих решений, антропогенной среды и непосредственно природы порождает необходимость прогнозировать их взаимное влияние и провоцируемые таким образом изменения. Все это делает предвидение как никогда значимым и в то же время как никогда проблематичным, ведь от успеха или неуспеха предсказаний напрямую зависит существование человечества. Поэтому исследование предвидения является не просто актуальным, но также и необходимым.

Любое исследование должно начинаться, или даже предваряться, определением своего предмета, поэтому прежде всего необходимо прояснить содержание понятия предвидения и его соотношение с родственными понятиями, что мы и попытаемся сделать в первой части. Далее мы постараемся рассмотреть предвидение как эпистемологическую пробле-

© Пирожкова С.В., 2011 г.

му: выявить его предпосылки и определить то место, которое оно занимает в познании. Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы обратимся к эпистемологии К. Поппера, а также к ряду работ других авторов.

Будущее и предвидение

Если пытаться описать человеческий мир - то, как человек существует, и то, как он воспринимает себя самого и окружающую действительность - то одной из первых характеристик, к которой придется прибегнуть, будет временность. Так, М. Хайдеггер указывает на временность как на решающее свойство человеческой экзистенции, свойство, определяющее особенности человеческого существования и его положение в мире. Жизнь человека не просто пребывание и присутствие в некотором месте, жизнь - это всегда смена различных пребываний. Внутренний и внешний мир дан человеку не как неподвижное замкнутое целое, а как череда событий. При этом время для человека не просто длительность, недифференцируемый поток, сплошная последовательность изменений. Мы способны не только различать единицы времени, отсчитывая минуты и часы, мы рассматриваем время как единство трех частей, состояний или модусов - прошлого, настоящего и будущего.

Несмотря на теоретические трудности, связанные с понятием настоящего, которое можно было бы представить как мгновение, не подлежащее дальнейшему расчленению, т.е. как безвременность - если бы этот момент можно было, во-первых, зафиксировать, а во-вторых, выделить, так сказать, в чистом виде без примеси прошлого и будущего - для любого человека оно есть нечто самоочевидное и абсолютно понятное. Такими же ясными представляются понятия прошлого и будущего, которые, опять-таки взятые самостоятельно, становятся проблематичными, так как обозначают нечто в первом случае уже, а во втором еще не существующее. Однако феноменологически, в контексте жизненного опыта, они раскрываются через вполне конкретное содержание: прошлое как история или личная биография, а будущее как цели, намерения, планы, договоренности, обязательства, складывающиеся в более или менее детально прописанные картины грядущего. Казалось бы, эти картины наименее ценны по сравнению с настоящим и тем, что некогда было настоящим. Будущее - только мечты и грезы, поэтому здравомыслящий человек должен полагаться на прошлое и настоящее. Однако различные мыслители с различных позиций доказывают, что именно будущее, а не прошлое является конститутивным моментом человеческого существования.

У М. Хайдеггера будущее выносится на первый план, поскольку временность открывается человеку через осознание собственной конечности, смертности, которое предполагает обращение к будущему, поэтому "временность временит из собственного будущего" [Хайдеггер 2006, 329]. Но будущее - это не только неотвратимость смерти, но и царство возможностей. Если прошлое представляется как "фактичность", настоящее как "обреченность", то будущее можно качественно охарактеризовать как "проект". Хайдеггер отмечает, что о человеческом существовании можно говорить только до тех пор, пока оно не завершенно, пока есть то, что "не состоялось". Аналогично Х. Ортега-и-Гассет противопоставляет завершенность, осуществленность мира и проектность человека. Для него человек не совокупность уже состоявшегося, "человек - это прежде всего нечто, не имеющее телесной или духовной реальности; человек - это программа как таковая и, следовательно, то, чего еще нет, и то, что стремится быть" [Ортега-и-Гассет 1997, 187]. Другими словами, человек это не прошлое, не тело, полученное от родителей, не воспитание и знания, приобретенные в детстве и юности, и даже не опыт жизни, а прежде всего те самые грезы и мечты - будущее, которого еще нет. Поэтому здравомыслящий и практичный человек, в той мере в какой он является человеком, т.е. деятельным, волящим и свободным существом, обращен не к прошлому, а к будущему. Все, что можно отнести к прошлому, это совокупность предзаданных условий, то, чем можно воспользоваться при осуществлении своего будущего и то, что только благодаря будущему становится подлинным, обре-

тает бытийный смысл. Поэтому не только мечтатель, но и человек деловой и практичный, по выражению Б. де Жувенеля, "гораздо в большей степени живет в мире futura, нежели в мире facta" [Жувенель 2000, 107].

Таким образом, временность в целом и будущее, в частности, - понятия, отражающие некую фундаментальную особенность человеческого существования, проявляющуюся в любой человеческой деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому с понятиями прошлого, настоящего и будущего можно соотнести определенные познавательные практики. Так, человек знает настоящее через непосредственный опыт. Мы знаем, что сейчас в нашем городе идет дождь, потому что видим, слышим, ощущаем это событие. Вместе с тем знанием мы называем не только данные о сиюминутных ощущениях. Знание о каком-либо объекте предполагает осведомленность об его устройстве, поведении, взаимодействии с другими объектами и свойствах, которые при прочих равных условиях останутся неизменными и в прошлом, и в будущем. Однако как можно знать прошлое и будущее, ведь ни первого, ни второго не существует, и мы не можем непосредственно наблюдать ни прошлые, ни будущие события.

Прошлое, безусловно, можно представить в терминах непосредственного опыта. Прошлое можно знать как собственный некогда имевший место опыт или как опыт других людей, о котором нам так или иначе стало известно. Таким образом, знание о прошлом можно свести к памяти - личной или коллективной, зафиксированной тем или иным образом, объективной или искаженной. Но можно ли представить знание о будущем подобным образом? Можно, но только если допустить существование ясновидения, т.е. такого опыта, когда человек непосредственно переживает будущие события. Но в этом случае надо будет признать, что, во-первых, знания о будущем доступны только немногим людям, а, во-вторых, что такие знания весьма скудны, ибо непосредственный опыт нескольких человек весьма ограничен. Оба эти вывода несовместимы с действительным положением дел, потому что все люди имеют то или иное знание о будущем, которое невозможно свести к рассказам прорицателей. Если человек знает, что через неделю он уезжает в путешествие, из этого никак не следует, что он ходил к ясновидящей. И если он знает, что поездка продлится неделю, знает, какая будет стоять погода, знает, какие события будут иметь место, это не означает, что он сам ясновидящий. Значит, знание о будущем невозможно определить как непосредственный опыт или знание о таком опыте, поэтому его следует рассматривать как проявление некой отдельной познавательной способности. Эту способность и принято называть предвидением.

Поскольку человеку свойственно продлевать себя вперед, за пределы прошлого и настоящего, можно предполагать, что предвидение играет в его жизни огромную роль. Но как связаны в действительности между собой понятия "будущее" и "предвидение"? Понятие предвидения употребляется чаще всего в смысле знания о будущем, и ряд авторов полагает, что это единственно корректное определение: относимость к будущему рассматривается как необходимый атрибут предвидения. Такая позиция связана с попыткой избежать сложностей, возникающих при более широком толковании этого понятия и синонимичного ему понятия прогноз. Так, А. Хилькевич отмечает, что определение прогноза как высказывания не только о будущем, но также о неизвестном положении вещей ведет к неизбежному смешению его с понятием гипотезы [Хилькевич 1974].

Представители противоположной точки зрения не рассматривают временную характеристику в качестве основного признака предвидения. По их мнению, главным является то, что прогнозы и предсказания говорят о неизвестных явлениях, которые могут быть локализованы как в будущем, так и в настоящем или прошлом. Вместе с тем вводятся дополнительные требования, позволяющие н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком