научная статья по теме ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКОМАНДОВАТЬ «МОТОР!» БИБЛИОТЕКА СТАРЕЙШЕЙ КИНОФАБРИКИ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ПРЕЖДЕ ЧЕМ СКОМАНДОВАТЬ «МОТОР!» БИБЛИОТЕКА СТАРЕЙШЕЙ КИНОФАБРИКИ»

АЛЛА ПУГИНА

Прежде чем скомандовать

Библиотека старейшей кинофабрик

Что нужно, чтобы снять кино? Режиссер, хороший сценарий, талантливые актёры и... библиотека.

Алла Игоревна Пугина, библиограф научно-производственной библиотеки ОАО «Киностудия "Ленфильм"», Санкт-Петербург

В АПРЕЛЕ 2008 г. киностудия «Ленфильм» (ныне официальное название старейшей киностудии России звучит, как открытое акционерное общество «Киностудия "Ленфильм"») будет праздновать свое 90-летие. За эти годы не раз менялось официальное название, по-разному выглядела марка «Ленфильма», перестраивалась структура студии, образовывались и закрывались творческие объединения... в общем, жизнь коллектива не стояла на месте! В определённой мере всё это касалось и старейшего структурного подразделения «Ленфиль-ма» — научно-производственной библиотеки.

Почти девяностолетняя история старейшей Российской киностудии делится на несколько временных этапов. Библиотека была открыта на киностудии в 1934 году. Основой фонда послужили книги и другие печатные документы, которые были собраны в техническом кабинете «Ленфильма». Это были материалы, необходимые художникам, гримёрам, декораторам во время подготовительного периода работы над картиной. Помещение, выделенное для нового структурного подразделения киностудии, располагалось в её главном корпусе на Каменноостровском проспекте (тогда носившем название Кировского проспекта, а еще ранее — улицы Красных зорь), в доме №10. Кстати, и название студии в то время звучало так: «Ленинградская кинофабрика "Лен-фильм"».

Для новой библиотеки были изготовлены высокие деревянные стеллажи, массивная стойка абонемента, книги занесли в инвентарь, был создан специаль-

ный штамп с официальным юридическим адресом. Основная задача библиотечных работников тогда, впрочем, как и сейчас, заключалась в обслуживании кинокартин, то есть в подборе специальной тематической литературы, иконографического материала, необходимого для воспроизведения на экране определённой эпохи. Работа библиотеки неоднократно освещалась в многотиражной газете «Кадр», которая долгие годы выходила на студии. Можно увидеть и как выглядели её интерьеры, если заглянуть в старые номера газеты, хранящиеся в Публичной библиотеке.

Были разработаны таблицы для фонда студийной библиотеки на основе УДК. В них был укрупнён 77-й раздел «Кино», введено много специальных подрубрик по истории военного, народного, светского костюмов и т. д. Шифрование по этим таблицам ведётся по сей день.

В начале 1950-х годов была проведена первая инвентаризация фонда (ею руководила директор библиотеки Г. С. Родионова). Для проверки был изготовлен специальный штамп «Звезда», по которому теперь можно определить издания, собранные в первом фонде библиотеки.

В 1952 году началось строительство нового парадного здания киностудии. Архитектор Петров спроектировал большой светлый зал с колоннами, лепным потолком, хрустальными люстрами, балконом, находящимся над главным входом на «Ленфильм». История умалчивает, для чего предназначалось такое великолепие, но именно здесь после завершения строительства в 1956 году расположилась научно-производ-

-

#03 [69] *2008

ственная библиотека. В зале и небольшом подсобном помещении разместились книжный и газетно-журнальный фонды, алфавитный и систематический каталоги, также была выделена территория для читального зала. Площадь библиотеки составляла 137,6 кв. метров, читального зала — 20 кв. метров.

праву гордится наличием в своем фонде уникальных изданий по военному зарубежному и отечественному костюму, геральдике, оружию. У нас хранятся уникальные собрания журналов мод конца XVIII века, годовые подшивки журнала «Vogue» первых лет издания, отечественные журналы мод...

С учётом специфики работы студийной библиотеки в дополнение к основным каталогам (алфавитному и систематическому) были созданы топографический и предметный, а также специальные картотеки.

Так, в Предметной картотеке в алфавитном порядке даны карточки с названием предмета, его краткой характеристикой. Например, в рубрике «Зеркала» за разделителем следует подрубрика «Зеркало напольное», на карточке в подзаголовке приводится развёрнутое описание и указывается источник информации (в основном, это отечественные, зарубежные иллюстрированные периодические издания и альбомы XIX-XX веков). Отдельная картотека

К этому моменту библиотека киностудии являлась по своему профилю научно-производственной, специальной. В отделе культуры Петроградского райисполкома она была зарегистрирована 14 июня 1952 года, как научно-техническая. К началу 1965 года её основной фонд насчитывал 34 426 экземпляров книг и брошюр, 16 498 экземпляров журналов.

Библиотека работала в тесном контакте с информационным бюро студии (сейчас библиотека входит в состав информационного отдела) и наравне с ним активно занималась обслуживанием киногрупп во время подготовительного периода (период, предшествующий началу киносъемок) — осуществляла подбор необходимого иконографического и текстового материала, консультации работников творческой части киногрупп.

Комплектование библиотечного фонда происходило из нескольких источников: Ленинградский библиотечный коллектор, подписка через межрайонные агентства Союзпечати, букинистические магазины «Ленкниготорга», магазины книг стран народной демократии. Студия никогда не жалела денег на приобретение дорогостоящих изданий, и сейчас библиотека «Ленфильма» по

посвящена костюмам и аксессуарам к ним. В ней собраны описания гражданского, национального, военного, карнавального и др. костюмов. В картотеке «Ордена» отражены источники, в которых изображены и описаны отечественные и зарубежные награды от древности до наших дней. Главными рубриками картотеки «Царствующие дома» являются названия стран, внутри рубрик в алфавитном порядке приводятся имена царствующих особ и приближённых лиц. Библиотека также ведёт Картотеку отечественных и зарубежных персоналий, Картотеку художественных произведений отечественных и зарубежных авторов, издающихся в периодических изданиях, Картотеку пьес, сценариев, опубликованных в периодических изданиях. Материал, посвящённый истории киностудии, режиссёрам, актёрам собран в картотеке «Ленфильм».

Также были аналитически расписаны такие журналы, как: «Иллюстрация» на французском языке, «Нива», «Золотое руно», «Столица и усадьба», иллюстрированные сатирические журналы начала века и многие другие издания.

Одновременно библиотека выполняла функции массовой, обслуживала работников студии новинками общественно-политической и художественной литературы. Систематически проводились выставки новых поступлений и обзоры книг, тематические выставки, велась массовая, как тогда писали, «политико-просветительная» работа с читателями.

Постоянными читателями библиотеки были и по сей день остаются многие замечательные «ленфильмовцы»: режиссёры, художники, операторы, редакторы — Виталий Аксёнов, Александр Рогожкин, Игорь Масленников, Виталий Мельников, Владимир и Дмитрий Светозаровы, Фрижетта Гукасян и многие-многие другие труженики студии.

Личный состав библиотеки в то время состоял из трёх человек: заведующего библиотекой, старшего библиографа и старшего библиотекаря.

Долгое время библиотекой руководила Лидия Николаевна Смирнова. Это были годы плодотворного сотрудничества коллектива библиотеки со съёмочными группами. В тот же период был создан депозитарий для хранения малои-спользуемой литературы, выделено помещение для журнального фонда. Была также произведена выборка дубликатов из основного фонда, ветхих изданий, подготовлены материалы для переплёта. Позже был создан специальный фонд для технического отдела.

к

#03 [69] *2008 irnagî,

В 1970-е годы, когда у киностудии образовался новый крупный филиал в Сосновой Поляне, специально для него были выделены издания из основного фонда... К сожалению, сейчас филиал закрыт, его фонд передан в основную библиотеку.

Нелёгким периодом для библиотеки стали 90-е годы ушедшего века — время серьёзных перемен. Кинематографа перестройка коснулась в не меньшей мере, чем всех остальных сторон социальной, политической и материальной жизни.

ставляли материалы о новых поступлениях в студийную газету «Кадр», готовили тематические библиографические указатели к различным юбилейным датам страны и студии.

Перемены коснулись нашего подразделения в полной мере: сокращался штат (некоторое время в библиотеке работал всего один старейший сотрудник — Т. Н. Грабойс), урезалось финансирование, приостанавливалась работа по обслуживанию групп. Всё это длилось несколько лет. К счастью, тяжёлые времена имеют свойство заканчиваться. Началом поступательного движения к возрождению мы справедливо считаем начало нового столетия.

К 2001 году положение студии стало меняться в лучшую сторону: увеличилось производство фильмов, возрос объём услуг технической базы малым студиям, начался период финансовой стабилизации. В этом же году в библиотеке началась проверка фондов, которая не проводилась почти двадцать лет. В помощь штатным работникам (библиограф Алла Пугина и библиотекарь Ольга Кулдошина) привлекались практиканты из библиотечного техникума, СПб. Государственного университета и других специализированных учебных заведений. В библиотеке до сих пор регулярно проходят практику студенты.

К этому времени ленфильмовская библиотека представляла собой хорошо отлаженный, стабильно работающий механизм. Активно велось комплектование основного фонда как специальной, так и художественной литературой (за год библиотека получала около 1 000 экземпляров книг и брошюр, 580 экземпляров отечественных журналов, 25 наименований журналов приобреталось отдельно — в основном, это были западные журналы мод и дизайна). Сотрудники библиотеки регулярно предо-

По итогам проверки в фонде насчитывается более 88 тысяч экземпляров книг, и этот фонд постепенно растёт и за счёт комплектования, и благодаря по-

даркам от наших постоянных читателей. Сегодня комплектование ведётся через Балтийский библиотечный универсальный коллектор. Библиотека по-прежнему пользуется услугами межбиблиотечного абонемента Росс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком