научная статья по теме Природа, интересы и потребности человека Философия

Текст научной статьи на тему «Природа, интересы и потребности человека»

О.М. Гусейнов

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и политологии Дагестанского государственного университета

Ж. О. Гусейнова аспирантка кафедры социологии и политологии ДГУ* Природа, интересы и потребности человека

В основе отношения человека к природе лежат определенные его интересы, которые внешне выступают как проявления тех или иных потребностей индивида, объективных по своему характеру и содержанию, возникающих у людей в процессе общения. Удовлетворяя свои потребности, люди в процессе производства заимствуют у природы материальные блага, отчуждая их у нее. Прогресс общества неизбежно достигается за счет природы, за счет эксплуатации человеком её ресурсов. Цель и смысл существования общества состоит не в простом приспособлении человека к природе, что характерно для животных, а в его стремлении преобразовать природу применительно к своим интересам и потребностям.

Что же из себя представляют интересы и потребности человека и какую роль они играют в его природопреобразовательной деятельности?

К проблеме интереса первыми в истории философской мысли обратились французские материалисты XVIII в. К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро. «На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» \ - писал К. Гельвеций. Говоря о роли человеческих интересов и потребностей в развитии общества, Гегель вслед за Кантом подчеркивал, что основой человеческих действий всегда являются те или иные их интересы и потребности. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том,

* Гусейнов Омар Меджидович, e-mail: hamann 16 @ jandex. ru

1 Гельвеций К.А. Об уме. М., 1938, с. 34.

- писал Гегель, - что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль» \

Экономические, материальные интересы являются реальной причиной и главным стимулом экономической, производственной деятельности людей, побудительными мотивами их хозяйственной деятельности, протекающей в процессе взаимодействия с природой. Основой, фундаментом социальных интересов людей выступают их потребности. Они определяют непосредственные причины социальных действий людей, в результате которых и происходят изменения и преобразования природной среды. Поэтому анализ данной категории неотделим от исследования практики взаимодействия человека со средой его обитания.

Потребности человека, как и сам человек, порождаются в результате общественно-исторического развития, т.е. они соотносятся с общественными условиями жизни человека, а не являются неким изначально присущим живому организму свойством. Они, выступая внутренней идеальной побудительной силой человека, принципиально отличаются от «потребностей» животного и физических нужд биологической особи. Без потребностей нет человеческой деятельности. «Никто не может сделать что-нибудь,- писал К. Маркс,- не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей.»2.

В то же время без человеческой деятельности нет и потребностей, так как генетическим источником потребности является деятельность общественного человека. Возникнув из деятельности, потребности выступают причиной и источником дальнейшего развертывания самой же деятельности. Реализация потребностей происходит в деятельности и через деятельность людей, а эта последняя в ходе своей реализации выступает причиной появления новых потребностей. Деятельность человека, таким образом, выступает не только следствием определенной потребности, но и её причиной.

1 Гегель. Соч.,т. 8. М.-Л., с.20.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 245.

Какую же роль играют потребности людей в их взаимоотношениях с окружающей природной средой?

Многие важные стороны и теоретические проблемы сущности и содержания потребностей раскрываются в трудах Л. И. Абалкина, А. И. Амосова, Р. С. Гринберга, А. Г. Здравомыслова, Т. И. Заславской, В. В. Радаева, Р. В. Рывкиной, В. А. Ядова и др. Однако при освещении проблемы потребностей в литературе не всегда учитывается их сложный и многогранный характер, а именно то, что они представляют из себя противоречивое единство объективного и субъективного, необходимого и желаемого. В истолковании потребностей еще не преодолен однобокий подход, т.е. наблюдается абсолютизация в них какой-то одной стороны противоречия: или отождествление потребностей индивида с субъективными формами их проявления, с определенными стремлениями, побуждениями человека, или акцентирование внимания на внешней обусловленности потребностей и игнорирование в них субъективного момента.

Трактовка потребностей как некоего идеального явления, как формы отражения необходимости, абсолютизация в них субъективной стороны ведет к отождествлению потребностей с любыми человеческими желаниями, стремлениями, прихотями.

В то же время толкование потребностей только как объективных условий бытия индивида вне учета его отношения к предмету своей потребности также не соответствует истине. Объективно необходимые условия жизнедеятельности человека сами по себе вне учета определенного к ним отношения со стороны субъекта еще не являются потребностями.

Потребность - это не внешняя по отношению к субъекту необходимость и не гипертрофированные желания и прихоти человека, а отношение индивида к условиям своей жизни, проявляющееся в противоречии между имеющимся и необходимым, между возможным и действительным. Противоречие это реализуется в развертывании деятельности людей по удовлетворению той или иной потребности.

Человек не может жить и творить, не удовлетворяя свои изначальные биотические (витальные) потребности. «Люди,-- писал Ф. Энгельс,-- в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством.»1. А для этого человек должен производить материальные блага, что невозможно себе представить без взаимодействия его с природой, без переработки им ее предметов в необходимые для себя продукты. Эта деятельность человека качественно отличает его от животных, которые в известном смысле вроде бы тоже «относятся» к природе, но только собирая и потребляя лишь то готовое, что имеется в природе.

Однако первые выделявшиеся из животного царства люди в эпоху раннего палеолита в своем отношении к природе во всем существенном мало чем отличались от животных. Хотя они, в отличие от животных, и производили орудия, но только для охоты и собирательства и присвоения имеющейся легкодоступной пищи. География распространения древнего человека ограничивалась зонами теплого климата и обилием пищи. И только овладение огнем позволило ему осваивать новые территории, строить искусственные пещеры-жилища, изготавливать из шкур убитых животных теплую меховую одежду, удовлетворять иные появляющиеся у него потребности.

Но развитие охотничье-собирательского хозяйства со временем зашло в тупик и перестало отвечать возросшим потребностям и запросам людей. Оно неизбежно должно было смениться новым способом взаимодействия человека с окружающей его природой. Так произошел переход людей около 10тыс. лет тому назад от присваивающего к более прогрессивному, производящему обществу, а дальнейшее разделение труда привело к появлению земледелия и животноводства. Развитие цивилизации происходит в тесной связи человека с окружающей его средой, которую он преобразовывает с тем, чтобы удовлетворить те или иные свои потребности.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 350.

Взаимодействие общества и природы осуществляется в процессе трудовой деятельности человека, целью которой является удовлетворение его разнообразных потребностей и запросов. Смысл создаваемых человеком орудий труда состоит как раз в том, чтобы воздействовать ими на природу с целью подчинить ее своим интересам. Ну а возникающие при этом противоречия между условиями человеческого существования и его потребностями разрешается благодаря развитию производительных сил. При этом каждый шаг в их совершенствовании служит одновременно и новым этапом развития и совершенствования человеческих потребностей. Поэтому разделение труда, возникновение промышленности, городов, превращение науки в особую отрасль деятельности - это не только важнейшие вехи в развитии человеческой цивилизации, но одновременно и причина, и следствие появления новых форм взаимодействия человека с природой и новых форм удовлетворения человеком своих потребностей.

Возьмем, к примеру, вопрос о появлении науки в современном ее понимании. Потребность в ней возникла у человечества, освободившегося в Новое время от религиозных догм, в связи с тем, что она давала людям возможность подчинить природу своим потребностям, властвовать над ней, что в то же время не могло не порождать и различные экологические проблемы.

Однако, как отмечает А.А.Горелов, «несмотря на то, что в самой структуре науки и в ее связях с другими общественными институтами заложены предпосылки экологических трудностей, что наука не обладает абсолютной истиной в последней инстанции, не может предсказать все последствия человеческой деятельности и реагирует на изменения ситуации с запаздыванием, она тем не менее является необходимым инструментом отражения человеком действительности в плане гармонизации его взаимоотношений с природной средой» \

1 Горелов А. А. Экология. М., 2005, с. 109.

Потребности человека не остаются раз и навсегда данными. Они совершенствуются, усложняются, меняют свою структуру по мере развития материального производства и роста человеческой культуры. Так, если в прошлом достижения науки и техники, подчеркивающие величие и мощь человеческого разума, нужны были человеку для установления своего господства над природой, то сегодня у человека, сталкивающегося с многочисленными примерами ухудшения качества окружающей среды, появляется насущная потребность в том, чтобы использовать достижения науки и техники в целях сохранения среды своего обитания, чтобы научно-технический прогресс гармонировал с изменениями и возможностями природы и мог свести к минимуму отрицательные последствия природопреобразовательной деятельности общества.

Деятельность человека по «пок

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком