научная статья по теме ПРОБЛЕМА "ИСТОРИК И ПОЛИТИКА" В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.К. ДАЛЬМАНА (1785-1860) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМА "ИСТОРИК И ПОЛИТИКА" В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.К. ДАЛЬМАНА (1785-1860)»

© 2008 г.

Н.В. РОСТИСЛАВЛЕВА

ПРОБЛЕМА "ИСТОРИК И ПОЛИТИКА" В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.К. ДАЛЬМАНА (1785-1860)

Историческое знание в Германии XIX в. до сих пор вызывает пристальный интерес исследователей. В современных обобщающих историографических трудах Г. Гуча, Г. Иггерса мы можем обнаружить размышления о Л. Ранке, Т. Моммзене, К. Лампрех-те, Я. Буркхардте1. Все это историки, с именами которых связаны крупные научные школы или новые для немецкой исторической науки того периода направления, вплоть до институализации междисциплинарных исследований. Так, Л. фон Ранке известен как создатель критического метода познания истории, на многие десятилетия определившего развитие исторического знания в Германии. Именно благодаря Ранке утвердился приоритет политической истории. Но не следует упрощать ранкеанское понимание истории, сводя его к формуле "показать, как это собственно было", поскольку в трудах Ранке можно обнаружить и довольно серьезный уровень обобщений, например, в сочинении "Об эпохах новой истории"2. Историописание Ранке было признано ортодоксальным сообществом германских историков образцом и высшим достижением немецкой исторической науки, не случайно неоранкеанство продолжало существовать и в XX в.

Как ниспровергатели ранкеанских принципов познания истории вошли в анналы науки К. Лампрехт и Я. Буркхардт. Оба историка полагали, что культура является во многом ведущим фактором в развитии человеческого сообщества, оба не разделяли ранке-анскую парадигму. Лампрехт был также одним из немногих позитивистских историков Германии. Его главное сочинение - 16-томная "История Германии" - на рубеже веков вызвала бурную полемику, что корректно рассматривать как проявление синкретизма историографии Вильгельмовской Германии, для которой характерно как следование традиции, так и разрыв с ней и поиск нового опыта. Лампрехт создавал свой главный труд с целью "показать плодотворное влияние материальных и культурных потоков на немецкую историю и определить совокупность материальной и духовной культуры как единую основу и ступени прогресса"3. Другая методологическая парадигма работы -эволюция социальной психологии. Учение о культурно-исторических эпохах - исходный пункт концепции универсальной истории Лампрехта. В таком ключе еще никто не писал о прошлом Германии. Лампрехт в духе позитивизма выступал за тандем гуманитарных и естественных наук, многое сделал для конституирования региональной истории в самостоятельную дисциплину, был руководителем географического семинара и надеялся, что синтез истории и географии позволит распространить в историческом знании естественно-научный метод и это сделает его независимым от субъективного фактора.

Ростиславлева Наталья Васильевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета.

1 Gooch G.P. History and Historians in the Nineteenth Century. London, 1958; Iggers G.G. Geschichtswissenschaft im 20. Jahrhundert. Göttingen, 1996.

2 Об этом подробнее см. Ростиславлева Н.В. От Шлоссера к Ранке: истинная или мнимая прерывность исторического знания. - Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, вып. 4. М., 2001, с. 213-220.

3 Цит по: Steinberg H.-J. Karl Lamprecht. - Deutsche Historiker. Hrsg. von H.-U. Wehler. Göttingen, 1973, S. 59.

Т. Моммзен, обладатель Нобелевской премии, обрел всемирную славу благодаря трехтомной "Римской истории". Он излагал в основном военно-политическую историю Рима с элементами социальной. Научное наследие Моммзена впечатляет: он автор 1513 работ по всем вопросам истории Рима. По сути, именно его работы заложили основы научной истории Древнего Рима4.

Историки Германии позапрошлого века одними из первых в Европе начали создавать исторические сообщества. Наиболее известные из них - Гейдельбергская школа Ф. Шлоссера и Берлинская школа Л. Ранке. Под знаком их соперничества в середине XIX в. происходило плодотворное развитие исторического знания и формировались присущие этим школам типы коммуникации.

Другим примером коммуникации историков Германии были коллективные публикации документов. С 1819 г. началось инициированное бароном К. фом и цум Штейном издание источников по истории Германии "Monumentae Germaniae Histórica" ("Документы германской истории". Яркие страницы исторического знания XIX в. - это и дискуссионное сотрудничество историков на страницах "Анналов" под редакцией К. фон Роттека или "Исторического журнала" ("Historische Zeitschrift")5, сохранившего свою научную актуальность до наших дней. Но особенность развития исторического знания в Германии XIX в. заключалась прежде всего в пристальном внимании историков к политике. Более того, политические мотивы в некоторых исторических трудах не просто "читались между строк", но были основной целью создания исторического произведения.

В XIX в. большинство крупных историков в той или иной степени становились причастными к политике. Причем не только в Германии, которая была "пропитана" политикой в силу нерешенного "немецкого вопроса", но и в других западноевропейских странах. Однако именно в Германии появились наиболее яркие популярные работы в жанре политической публицистики. Политические мотивы преобладали в исторических сочинениях Роттека6, но его творчество - это не слишком репрезентативная иллюстрация, поскольку он почти не использовал в своих работах источники, не владел основами критического метода, а в дальнейшем, всерьез занявшись юриспруденцией, оставил кафедру истории и получил место профессора на кафедре государственных наук 7.

Среди известных историков, принадлежавших или близких к Гейдельбергской школе, политическую карьеру сумели сделать Г. Гервинус, В. Циммерман, Л. Гейссер, И.Г. Дройзен и Ф.К. Дальман. Все они в той или иной степени были связаны со Шлоссе-ром, лидером этой школы, но помимо дидактической коммуникации сотрудничали в рамках различных политических проектов. Так Дальман, Гейссер и Дройзен предприняли в 1847 г. издание "Немецкой газеты" ("Deutsche Zeitung"), призванной пропагандировать идеи немецкого единства и конституционализма. Однако научный интерес представляет не только их политическая деятельность в рамках Франкфуртского парламента, представительствах германских государств или прессе, но и метаморфозы исторического знания в связи с вызовами политики.

Вопрос взаимодействия исторического знания и политики наиболее разнообразно представлен в творчестве Фридриха Кристофа Дальмана (1785-1860). Он одним из первых сумел сформулировать проблему "историк - политик" и показать, как в рамках ти-

4 О Т. Моммзене см. Историки и история. Жизнь, судьба, творчество, вып. 2. М., 1998, с. 527-567; Историки мира, вып. 1. М., 1998. с. 81-87.

5 Например, на страницах "Исторического журнала" в конце XIX в. развернулась дискуссия о сочинении К. Лампрехта "История Германии". Об этом подробнее см. Ростиславлева Н.В. Рецепция творчества К. Лампрехта в Германии и России. - Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, вып. 14. М., 2005.

6 Rotteck K. von. Allgemeine Weltgeschichte für alle Stünde von den frühesten Zeiten bis zum Jahre 1831, Bd. 1-4. Stuttgart, 1833; idem. Allgemeine Geschichte vom Anfang der historischen Kenntniss bis auf unsere Zeiten, Bd. 1-9. Freiburg in Breisgau, 1834; idem. Geschichte der neuesten Zeit. Hrsg. von H. v. Rotteck. Pforzheim, 1841.

7 О творчестве К. фон Роттека см. Ростиславлева Н.В. Зарождение либерализма в Германии. Карл фон Роттек. М., 1999.

хих научных штудий историк расширяет круг своего воздействия и из рассказчика о прошлом становится учителем, способным подсказать, по каким законам должно управляться государство. В этом, полагал Дальман, и заключалась истинная сила историка,

сумевшего извлечь "политическое ядро из исторической оболочки".

* * *

Дальман родился в тогда еще шведском Висмаре, учился в университете Копенгагена и в немецких университетах Галле и Виттенберга. Получив преимущественно филологическое образование, он в 1810 г. защитил диссертацию в Виттенбергском университете и стал доктором философии. Диссертация была посвящена истории и называлась "Оттокар Богемский и Рудольф Габсбург"8. Поскольку новоиспеченный доктор сумел найти себе работу в университете Копенгагена только в качестве доцента по древней филологии и истории, ему пришлось подтверждать свою степень. Дальман написал еще одну диссертацию - о началах афинской трагедии и комедии. Умело связав свое исследование с историей, он опубликовал его и получил положительные отклики научного сообщества Германии. Позже в университетах Копенгагена и Киля Дальман изучал право и историю. В университете Копенгагена он преподавал недолго, с 1811 по 1812 г., а с 1812 г. начал преподавать историю в Кильском университете. Немецкие ученые называли его карьеру быстрой и счастливой, но это не совсем так: места ординарного профессора он добивался в течение 17 лет, наполненных многочисленными обидами и бесконечными болезнями. И все-таки Дальман был очень рад своему возвращению в Германию: теперь он оказался причастен не только к научному, но и к политическому сообществу своего отечества9.

К 1819 г. Дальман уже имел собственное суждение о развитии исторического процесса и сформировал свое отношение к задачам исторической науки. В том же 1819 г. он выступил с серией докладов по проблемам универсальной истории. Докладчик утверждал, что только со времени возникновения христианства была определена идея человечества и стало возможно существование истории, которая выходит за пределы одного народа и одного государства. Реформация XVI в. создала, по его мнению, новые условия для универсальной истории, так как преобразование церковной истории отразилось и на других важнейших процессах человечества. В эпоху Просвещения, когда началось победное шествие секулярности, складывалось недостойное отношение к прошлому, которое часто ограничивалось практическими рамками просветительских теорий, и история фактически утратила предметную самостоятельность, превратившись во вспомогательную дисциплину. Дальман воспринимал такое отношение к прошлому как

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком