научная статья по теме ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СВЕТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СВЕТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2008, № 1, с. 37-43

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СВЕТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

СОВРЕМЕННОСТИ1

© 2008 г. С. В. Поленина2

В начале ХХ1 в. проблема взаимодействия правовых систем мира приобрела резкую конфликтность. Наряду с терроризмом, наркобизнесом, компьютерной преступностью, торговлей людьми и другими отрицательными проявлениями, охватывающими все большее число государств и глобализационных процессов, неожиданную остроту приобрели вопросы национально-культурной идентичности каждого отдельного человека, а также тех или иных вычлененных по этому признаку общностей людей. При этом первостепенная роль в иерархии идентичности, как и во многие другие периоды истории человечества, принадлежит религии.

После взрывов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. мир как бы вернулся к эпохе средневековья и характерных для нее крестовых походов. Только на месте креста на знаменах по мере активизации фундаменталистских течений в исламе все чаще оказывается полумесяц.

Причин такого нарушения стабильности, способного в конечном счете привести чуть ли не к войне цивилизаций, много и в той или иной форме они связаны с процессами глобализации. Особо следует выделить среди них богатство "золотого миллиарда" людей, живущих на "Севере" планеты, и бедность все возрастающего населения стран "Юга", неравномерность распределения по территории земного шара природных богатств и вне всяких сомнений существенные различия в образе жизни, традициях, привычках, обычаях людей, во многом коренящихся в религиозных установках, воспитанных с детства.

И все это на фоне растущей легальной и нелегальной миграции, сопряженной с формированием на территории стран Запада, населенных преимущественно исповедующими христианство людьми, поселений мигрантов, придерживающихся иной религии (чаще всего ислама) и прибывших из стран Магриба и других регионов Азии и Африки. Какие-либо достоверные дан-

1 Работа выполнена по гранту РГНФ < 06-03-00124а и при информационной поддержке Компании "Консуль-тантПлюс".

2 Заведующая сектором общей теории и социологии права

Института государства и права РАН, доктор юридических

наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

ные о масштабах легальной миграции в страны Северной Америки и Европы мне неизвестны.

Что же касается нелегальной миграции, то попытки её учета проводились в связи с принятием в 2000 г. Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, приложением к которой стал Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми (особенно женщинами и детьми) и наказании за нее. По данным ООН, только на торговле людьми организованные преступные группы зарабатывают более 3.5 млрд. долл. ежегодно. По подсчету государственного департамента США, на рубеже Хх и XXI вв. на 2001 г. не менее 700 тыс. человек (в основном женщины и дети) продавались и переправлялись с этой целью через государственные границы ежегодно. Специалисты ОБСЕ подсчитали, что в 1997 г. из стран Центральной и Восточной Европы были незаконно вывезены в Западную Европу и Северную Америку не менее 175 тыс. женщин и детей. На долю мужчин в торговле живым товаром приходится только 2% от 3

этого количества .

В этих условиях эффективность реализации правовых норм в рамках конкретного государства во многом зависит от состояния существующего в том или ином обществе индивидуального и коллективного правосознания, а также от того, насколько интенсивно и в каком направлении оно подвергается ценностно-ориентационному воздействию. Примером этого может служить, в частности, сопряженный с насилиями всплеск негодования во всем мусульманском мире в связи с публикацией в датских газетах достаточно безобидных в понимании большинства европейцев карикатур на Пророка Мухаммеда. Тем не менее страны Европейского Союза, не прибегая к каким-либо встречным превентивным мерам, по-прежнему ориентируются на постановление Европейского суда по правам человека от 1994 г., согласно которому свобода слова налагает некоторые ограничения на использование государствами-членами ЕС своих возможностей по осуществлению цензуры оскорбительных ра-

3 См.: Мы и Вы (Диалог женщин). 2002. < 18/34. С. 5.

"4

систских высказывании даже при наличии определенной взаимосвязи между такими высказываниями и последующей расовой дискриминацией.

И это не случайно, поскольку функции правовой культуры в любом государстве связаны с определением направления воздействия правовой культуры на сознание и поведение людей, их коллективов и организаций, на все сферы общественной и личной жизни, в которых проявляется ее сущность, социальная и специально-юридическая роль и назначение в механизме правового регулирования общественных отношений. При этом классификация функций правовой культуры может осуществляться по различным критериям: сферам общественной жизни; роли в механизме правового регулирования; значимости их (функций) для людей, их коллективов, организаций, общества в целом и др.5

Крайне важно не упускать из виду, что, подобно правосознанию, которое может быть не только индивидуальным, но и групповым и даже массовым, правовая культура большинства государств мира отнюдь не однородна. Это чревато внутригосударственными социально-культурными конфликтами разной этиологии, прежде всего межнациональными, межэтническими и межконфессиональными. Особенно обострилась социокультурная ситуация в странах Северной Америки и Западной Европы в связи с массовой миграцией в эти страны людей, исповедующих ислам, хотя понятно, что такие внутригосударственные конфликты возникают и могут возникнуть в любом государстве и регионе мира

Перемещение значительных масс населения из привычной географической, климатической, экономической, социальной и культурной среды в совершенно новые для них условия ставит перед мигрантами непростую задачу адаптации к новой жизни Это достигается либо путем полного слияния с новой средой и отказом от прежнего опыта, либо путем создания землячеств (социальных групп), объединяющих соплеменников и консервирующих опыт прежней родины, в первую очередь в культурологическом, в том числе религиозном ключе. Понятно, что для большинства мигрантов последний вариант оказывается предпочтительным, хотя он чреват серьезными коллизиями с властями государств, принимающих мигрантов.

Дело в том, что в принципе способы разрешения внутригосударственных конфликтов могут быть различными и носить как социоцентрист-ский, так и персоноцентристский характер, т.е. разрешаться преимущественно в пользу интере-

4 См.: Application 15890/89, Jersild v. Denmark, Judgment of 23 September 1994.

5 См.: Баумова М.Г. Функции правовой культуры. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 7.

сов социума в целом, либо в первую очередь интересов отдельной личности. И выбор варианта определяется социокультурной политикой конкретного государства, ее светской или теократической ориентацией.

В науке существует мнение, что "во всемирно-историческом масштабе прогрессивное развитие идет от социоцентристского к персоноцентрист-скому типу правовой культуры, когда личность становится высшей ценностью и все государственно-правовые механизмы и институты нацелены на обеспечение ее интересов в сочетании с

интересами общественного целого"6. Однако такой вывод можно считать в целом обоснованным лишь применительно к государствам, проводящим политику либерально-демократической направленности, ориентирующуюся на права и свободы человека.

Между тем значительная часть стран мира живет по иным канонам, в том числе базирующимся на исламской концепции прав человека, в основе которой лежат обязанности человека, среди которых основное значение придается подчинению власти. При этом, в отличие от западной либеральной концепции, которая видит основной смысл закрепления прав человека в их охране от посягательств со стороны государства, ислам, как подчеркивают мусульманские юристы, в частности Абдалла бин Абдель Мухсин ат-Турки, рассматривают власть как институт, связанный шариатом и играющий главную роль в претворении его предписаний, в том числе и относительно прав

и свобод человека .

Именно поэтому исламские представления о свободе, равенстве и справедливости во многом не совпадают с европейским их пониманием. Это касается не только общих категорий, но и конкретных прав и свобод человека. Примером может служить право на образование и получение информации, свобода научного творчества и отношение к знанию вообще, исламское понимание которого, хотя и не ограниченное религиозными рамками, предполагает прежде всего усвоение

о

именно божественного откровения, шариата .

Персоноцентризм, о котором речь шла выше, присущ не только национальной правовой системе так называемых демократических государств. Не будет преувеличением сказать, что персоно-

6 Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996; Его же. Правовая культура в России на рубеже столетий // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. Волгоград, 2001; Барсуков А.Ю. Правовой прогресс как юридическая категория. Саратов, 2006. С. 93-102.

7 Цит. по: Сюкияйнен Л.Р. Исламская концепция прав человека // В кн.: Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева.

М., 2002. С. 2о3.

8 См.: там же. С. 316-317.

центризм также является общим направлением развития международного публичного права, особенно после создания Организации Объединенных Наций и принятия ее Устава. Принимаемые ООН и ее органами международные документы и закрепляемые в них общепризнанные принципы и нормы международного права целеустремленно ориентированы на человека, защиту его прав и свобод. Более того, есть все основания считать, что разработка и поднятие на уровень международных стандартов концепции прав человека -одно из важных достижений цивилизации. Свидетельством этого служат прежде всего Всеобщая декларация прав человека, а также принятые в один и тот же день, 16 декабря 1966 г., Международные пакты о политических и гражданских правах и об экономических, социальных и культурных правах и многие дру

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком