научная статья по теме ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ С.Л. РУБИНШТЕЙНА Психология

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ С.Л. РУБИНШТЕЙНА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2004, том 25, № 1, с. 5-16

К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ С.Л. РУБИНШТЕЙНА*

© 2004 г. Е. И. Кузьмина

Доктор психол. наук, профессор кафедры психологии Военного университета, Москва

Раскрывается психологическая сущность концепции свободы С.Л. Рубинштейна. Рассматривается ее методологическая основа - принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, активности; показано значение основных положений концепции для дальнейшего исследования феномена свободы. Выделяются онтологическое, гносеологическое и аксиологическое основания понимания свободы С.Л. Рубинштейном.

Ключевые слова: свобода человека, детерминизм, самоопределение, ситуация, ответственность, сознательное действие, мышление.

Вопрос о свободе всегда волновал философов, поэтов, писателей - прогрессивно мыслящих творческих людей. В середине прошлого столетия С.А. Левицкий - видный философ русского зарубежья, продолжая традиции русской философии в понимании свободы как духовной, внутренней сущности человека, в книге "Трагедия свободы" [14] связывал негативные явления современности с недостаточным осознанием людьми подлинной природы свободы. Соглашаясь с ним, однако, заметим, что эта "современность", по всей вероятности, началась, как минимум, две тысячи лет назад и пока еще далека от завершения. Нередко свобода, по мнению Э. Фромма, выступает в качестве иллюзии для человека - играет роль костылей, поддерживающих его в жизни. И для психотерапевта не всегда ясен ответ на вопрос: стоит ли лишать его этой опоры? К.А. Абульханова-Славская, анализируя проблему свободы в контексте социально-экономического развития России конца XX в., полагает, что свобода "...для российского сознания осталась идеалом, который не подвергся социальной или житейской рефлексии ни тогда, когда свобода эта в эпоху революции обернулась братоубийством, ни тогда, когда пример благополучного по жиз-

* Работа выполнена при поддержке Совета по грантам Президента РФ и государственной поддержке научных школ, проект < 02-06-99504.

Ах, свобода, ах свобода.

Ты пятое время года.

Ты - листик на ветке ели.

Ты - восьмой день недели.

Ах, свобода, ах свобода.

У меня одна забота:

Почему на свете нет завода,

Где бы делалась свобода?.

И. Бродский. Песня о свободе, 1965

ненным меркам западного общества практически доказал, что свобода (.свобода предпринимательства) ни с каким равенством и братством не совместима" [2, с. 5]. Непонимание сущности свободы, представление о ней как недостижимом идеале, мифе, противопоставление её хлебу и комфорту или смешивание со вседозволенностью является причиной негативных индивидуальных и социальных последствий и может привести к ее отвержению.

.Ах, свобода, ах свобода.

У тебя своя погода.

У тебя капризный климат.

Ты наступишь, но тебя не примут.

И. Бродский

В настоящее время, в начале третьего тысячелетия появляются новые условия и возможности познания содержания и ценности свободы, её роли в становлении и сохранении человеческого в человеке. Растет количество переизданных и впервые опубликованных в России работ, в которых с различных теоретических позиций рассматривается вопрос о свободе; возникает необходимость в осмыслении творческого наследия философов и психологов, обобщении представлений о свободе человека.

XX век оказался плодотворным в познании этого сложного, экзистенциального по своей природе феномена.

В зарубежной психологии категория свободы получила психологический статус и рассматривалась как психическое явление с самого начала XX в. в работах 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера. В 1950-е годы лидер бихевиоризма Б. Скиннер, автор концепции оперантного поведения, согласно которой человек, как и животное ведёт себя определенным образом лишь для того, чтобы получить подкрепление, предпринял попытку опровергнуть существование и необходимость свободы и достоинства для человека в современном индустриальном обществе, но с ним, естественно, никто не согласился. Напротив, его утверждения вызвали мощную волну сопротивления и попытки доказать, что свобода и достоинство - не просто слова, а реальные явления, высшие человеческие ценности [22], хотя и не всем доступные. Свобода, как говорил Ницше - удел сильных духом. Человека как свободное существо стали изучать в середине XX в. представители гуманистического и экзистенциального направлений - авторы известных концепций личности - А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Л. Бинсвангер. С начала 70-х годов в зарубежной психологии произошёл дальнейший рост интереса к феномену свободы - она стала предметом теоретического и эмпирического познания в работах И. Дейча, Дж. Истербрука, Р. Мэя, Дж. Рейчлэка, Т. Тулку, Ю. Козелецкого и других. В настоящее время продолжают развиваться ведущие направления изучения свободы человека - экзистенциально-гуманистическое и социально-когнитивное, совершенствуются психотерапевтические техники, позволяющие человеку осознавать свои ограничения и пути освобождения от зависимостей, мешающих личностному росту; проводятся международные конференции, посвященные свободе человека.

В России в конце XIX - начале XX в. категория свободы рассматривалась в работах русских философов - П.Е. Астафьева, H.A. Бердяева, Н.О.Лос-ского, Вл. Соловьёва и других. На страницах журнала "Вопросы философии и психологии", в "Трудах психологического общества" постоянно печатались статьи, отражающие накал дискуссий по вопросу о свободе воли и детерминизме, обсуждались представления о свободе в немецкой классической философии. С развитием психологической науки, требующей единства теоретического осмысления и эмпирических исследований, свобода утверждалась в статусе психического явления - качества, особенности человека; предметом изучения выступала уже не столько сама по себе свобода, а её носитель - человек, стремящийся к ней. Сотрудничество философов и психологов породило особую культуру исследования свободы в отечественной психологической науке (наиболее ярко проявившуюся в работах С.Л. Рубинштейна), привело к возникновению единого

семантического пространства понимания и изучения свободы, в котором заявлен и философский, и психологический вектор анализа. Благодаря первому с его возможностями анализа многообразных отношений человека с миром утверждаются и раскрываются методологические основы понимания свободы, принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, активности; в свободном рассуждении, не скованном рамками конкретной научной школы, открываются глубинные экзистенциальные знания о ней. Второй -психологический вектор, репрезентирующий субъекта (познающего, действующего, переживающего, взаимодействующего с другими людьми) в качестве единицы анализа всех психических явлений, а потому объединяющий онтологическое, гносеологическое и аксиологическое основания понимания свободы в человеческом её измерении, даёт возможность на основе объективных методов подтвердить философские представления о ней, раскрыть новые стороны и проявления в жизни человека. В отечественной психологии XX в. можно выделить три этапа в изучении свободы.

I этап: конец XIX - середина 30-х годов XX в. Свобода рассматривалась в работах: М.М. Троицкого в связи с вопросом о личной и общественной зависимости, А.Ф. Лазурского - типе людей, приспосабливающих к своим целям окружающий мир, М.И. Владиславлева - свободе как возможности человека контролировать свои действия, Н.Я. Грота - зависимости свободы воли от самосознания и состояния человека, Л.С. Выготского - роли сознания, фантазии, способности к формированию понятий в достижении свободы, а так же отечественного физиолога И.П. Павлова, обнаружившего врождённые рефлексы свободы и подчинения, свойственные, как он полагал, не только животным, но и человеку.

II этап: середина 30-х - середина 80-х годов XX в. (период тоталитарного режима и наступившего после непродолжительной хрущёвской оттепели так называемого застоя). Следует отдать должное мужеству выдающихся отечественных учёных, которые не без риска для себя в тяжёлый для страны и науки период нерегламентирован-ного запрета не только на исследование свободы, но и на свободную мысль, осмелились поставить проблему свободы человека в своих трудах, посвящённых физиологии движений человека -H.A. Бернштейн, принципам детерминизма, единства сознания и деятельности - СЛ. Рубинштейн.

III этап: середина 80-х годов - по настоящее время. В этот период, очевидно, не без влияния меняющейся социально-политической ситуации в стране, проблематика свободы возродилась и стала развиваться в работах: В.П. Зинченко, посвящённых живому движению, К.А. Абульхано-

вой-Славской - выбору жизненной стратегии, В.А. Петровского - надситуативной активности, Д.А. Леонтьева - детерминизму и свободе,

B.Э. Чудновского - судьбе и смыслу жизни, Е.И. Кузьминой - о рефлексивно-деятельност-ном подходе к пониманию свободы.

Нам представляется важным обобщить то ценное, что было достигнуто в понимании свободы в отечественной психологии XX века, в частности, осмыслить содержание концепции свободы

C.Л. Рубинштейна. Вклад этого выдающегося психолога в мировую психологическую мысль о свободе человека колоссален, но для многих, не только зарубежных, но и отечественных психологов остается неизвестным, так как не выделен, не отрефлексирован в качестве психологической концепции.

С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - автор теории человека как субъекта жизни, пожалуй, первым среди отечественных и зарубежных психологов на высоком методологическом уровне поставил проблему свободы человека в качестве самостоятельной и решал её в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического оснований. Им была предложена психологическая концепция свободы человека. Он выделил и раскрыл основные аспекты понимания свободы, позволяющие определить предмет и перспективы исследования этого сложного феномена в единстве существенных его проявлений: свободы как самоопределения человека в жизненной ситуации; внутренней свободы, которую человек отстаивает в условиях общественной жизни; свободы и ответственности.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком