научная статья по теме «ПРОБЛЕМА СВЯТИЛИЩА ЯСУКУНИ»: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. ОКОНЧАНИЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ПРОБЛЕМА СВЯТИЛИЩА ЯСУКУНИ»: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. ОКОНЧАНИЕ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Э.В. МОЛОДЯКОВА

Доктор исторических наук Институт востоковедения РАН

«ПРОБЛЕМА СВЯТИЛИЩА ЯСУКУНИ»: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Ключевые слова: святилище Ясукуни, синто, возрождение милитаризма, премьер-министр Японии Синдзо Абэ

Формальным поводом претензий соседних стран к Японии служит «обожествление» в святилище военных преступников, что якобы означает реабилитацию военных преступлений. В самом японском обществе существует мнение о том, что Ясукуни навязывает свое видение и толкование истории страны, о чем свидетельствует, в частности, находящийся в его ведении военный мемориальный музей Юсюкан.

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Все послевоенные годы в стране не утихают дискуссии по проблемам национальной истории, ее интерпретации. Япония в условиях высоких темпов экономического роста стремительно приближалась к уровню высоко развитых стран. Кроме того, был успешно пересмотрен в сторону обретения большего партнерства японо-американский договор безопасности. В этой связи вполне естественным стало усиление интереса к осмыслению собственной истории (тем более, что в 1968 г. широко было отпраздновано столетие «реставрации Мэйдзи»), традиционных духовных ценностей, к проблемам этнической психологии, вопросам культурной самобытности.

В настоящее время национальная история стала одной из важнейших форм национального самосознания и национальной самоидентификации, а потому проблемы ее толкования и восприятия представляют сугубо практический интерес. Вопрос о преподавании национальной истории в средней школе, разработка учебников постоянно находятся в

Проблема «обожествления» военных преступников в храме Ясукуни дзиндзя в настоящее время приобрела особую остроту в отношениях Японии с соседними странами, которым японские войска принесли огромные страдания во время Второй мировой войны. Во многом современная «проблема святилища Ясукуни» приобрела политический характер, став своего рода разменной картой в большой дипломатической игре.

Окончание. Начало см.: Азия и Африка сегодня, 2014, № 8.

центре внимания политиков и об-щества1.

Предпринимались и неоднократные попытки провести через парламент законопроект о передаче святилища Ясукуни в ведение государства, т.е., по сути, вернуть ему довоенный статус главного синтоистского святилища для военных. Пожалуй, ни одно событие, связанное с приданием синтоистским ритуалам государственного значения, не вызывало такого общественного возмущения в стране и за рубежом, как официальные визиты правительственных чиновников в святилище Ясукуни во время религиозного обряда успокоения душ умерших, в т.ч. погибшим на войне. Думается, здесь привнесено много политических моментов, не имеющих отношения к самой религиозной церемонии. После войны духовные лидеры святилища утверждали, что их главная цель - не восхваление погибших, а просто дань памяти им. Вполне справедливо отметил М.Сонода: «Очень важно то, что устремляясь в бой, они верили -их смерть послужит основой создания лучшего будущего в родной стране, не испытывая при этом никакой ненависти к про-тивнику»2.

ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ НАКАСОНЭ

Непосредственным поводом для развертывания кампании вокруг святилища Ясукуни служат посещения его первыми лицами

государства, которые имеют давнюю историю. Еще в октябре 1945 г. премьер Кидзюро Сидэха-ра почтил в Ясукуни память всех погибших в ходе Второй мировой войны. Это повлекло за собой жесткий запрет Штаба оккупационных войск членам правительства участвовать в поминальных службах святилища. Тем не менее, Ёсида Сигэру, пять раз занимавший пост премьер-министра, трижды посещал Ясукуни как официальное лицо; его преемники Нобусукэ Киси, Хаято Икэда, Эйсаку Сато и Какуэй Танака поступали так же, соответственно, 2, 5, 11 и 5 раз. И это не вызывало никаких проблем. Во время премьерства Такэо Мики (19741976 гг.) в правительстве впервые обозначились разногласия по поводу того, в каком качестве - официальном или частном - высшие должностные лица могут посещать Ясукуни. С 1975 г., начиная с Мики, премьер-министры совершали паломничества как частные лица, то же делали и депутаты парламента. Нарушил установленный порядок в 1985 г. Ясу-хиро Накасонэ, который расписался в книге посетителей как глава правительства3. Речь идет, разумеется, об официальном посещении церемонии поминовения погибших воинов 15 августа. С 1978 г., после объявления о почитании здесь главных военных преступников, и по 1984 г. премьеры 20 раз посещали святилище.

Но только начиная с 1985 г., китайское правительство возвело

Паломничество премьер-министра С.Абэ в святилище Ясукуни в декабре 2013 г. вызвало не только бурные протесты в Китае, Южной Корее и других азиатских странах, но и недовольство Вашингтона.

эту церемонию в ранг серьезной дипломатической проблемы.

Накасонэ совершил паломничество на церемонию поминовения погибших воинов в 40-ю годовщину поражения Японии во Второй мировой войне, несмотря на то, что комитет по законодательству палаты представителей парламента еще в 1980 г. признал участие министров кабинета в церемониях святилища Ясукуни в качестве официальных лиц неконституционным. Затем специальная комиссия при генеральном секретаре кабинета министров, изучавшая данную проблему, пришла к выводу, что посещение святилища членами правительства не противоречит конституции, если при этом не соблюдаются синтоистские ритуалы, а лишь выражаются «общечеловеческие чувства».

Объясняя свое решение, Накасонэ заявил: «Посещение состоялось в соответствии с пожеланиями японского народа почтить память погибших на войне. Этот акт подтверждает стремление к миру и недопущению повторения войны»4. Одновременно он заявил, что «ходил туда не для того, чтобы почтить дух Тод-зио (премьер-министра, военного преступника. - Э.М.). Мой младший брат погиб на войне, и его

дух пребывает сейчас в Ясукуни. Я ходил к нему»5.

Официальное посещение На-касонэ церемонии в святилище Ясукуни было продуманным и осознанным поступком. Он никогда не скрывал, точнее, всегда акцентировал свою приверженность традиционным духовным ценностям, истории страны, которая так или иначе связана с синто, поскольку эта религия - ядро всей национальной культуры японцев. Однако при этом Нака-сонэ воздержался от соблюдения синтоистского обряда хайрэй, включающего два поклона, хлопок ладошами, еще один поклон и подношение нескольких монет. Он просто поклонился и бросил в специальный ящик монеты, которые считаются подношением святилищу, а не божествам.

Это был период активного оживления националистических настроений, нашедших отражение в кампании по переоценке событий недавнего исторического прошлого, по пересмотру преподавания отечественной истории в школах. Все это вызывало бурные протесты Китая, но до поры до времени проблема Ясукуни и обожествленных в нем военных преступников не возникала. Вспомним, что Япония прочно заняла место среди индустриальных демократий мира, стала полноправным членом западного сообщества и встала на путь повышения ее роли в международных делах, которая была бы адекватна ее экономическому потенциалу. Новый внешнеполитический курс связывался с именем Накасонэ.

Посещая в 1985 г. церемонию в святилище Ясукуни в соответствии со своими убеждениями, он не ожидал бурной реакции протеста, особенно среди азиатских стран, ставших в свое время жертвами японской агрессии. Особенно жестко выступил Китай, впервые заявив, что пристально следит за проблемой Ясукуни и что визит Накасонэ причинит боль азиатским соседям Японии6. В то время Япония как раз активизировала свою азиатскую политику. Не желая обострять отношения с соседними странами, в последующие годы Накасонэ и другие премьеры воздерживались от посещения молебнов в святилище Ясукуни. Прагматичный Накасонэ так объяснил свою позицию: «Международные отношения - это не улица с односторонним движением. Настроения азиатских народов требуют особого внимания. Если мы не сможем добиться консенсуса в международных отношениях, то, в конце концов, нанесем ущерб интересам собственной страны. Если Япония окажется изолированной от остальной Азии, порадует ли это духов тех солдат, которые считали, что умирают во имя интересов Азии?»7.

Другими словами, возобладали политические соображения, а сама суть религиозной церемонии отошла на второй план.

ПЕКИН ВОЗМУЩАЕТСЯ ВСЕ ГРОМЧЕ

В середине 1990-х гг. Китай выразил протест против посещений японскими премьерами святилища Ясукуни, представив его как выражение чувств китайского народа. Стоит заметить, что и внутри Японии существует оппозиция визитам главы правительства в Ясукуни, что смыкается с позицией Китая. Тем не менее, как представляется, можно признать, что это своего рода политическая спекуляция, поскольку нет юридической составляющей, за исключением вопроса о том, не являются ли визиты в святилище Ясукуни нарушением ст. 20 Конституции, признающей равенство всех религий. Нарушением такого равенства священнослужители других конфессий считают посещение первыми лицами государства именно синтоистского свя-

тилища. Они даже подавали в суд иск, требуя признать такие паломничества неконституционными действиями.

Пекин разыгрывает карту святилища Ясукуни в отношениях с Японией, накаляя обстановку, что приводит к ухудшению двусторонних политических отношений на фоне расширяющихся экономических связей. Осложнению отношений в немалой степени способствует постоянно растущее геополитическое соперничество двух государств, споры о событиях Второй мировой войны. В японском обществе, с одной стороны, бытует мнение о том, что спор вокруг святилища Ясу-куни может быть решен исключительно за счет изменения позиции Китая, который цинично использует вопрос о главных военных преступниках как историческую карту с целью оказать дипломатическое давление на Японию. С другой стороны, высказывается мнение о том, что Японии бы следовало сделать первый шаг на пути уступок, поскольку, с исторической точки зрения, виновата все-таки она, и это бы повысило ее моральный престиж.

Остроту в отношения с сопредельными странами добавили ежегодные, начиная с 2001 г., посещения святилища премьером Дзюнъи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком