научная статья по теме ПРОБЛЕМАТИКА ДУХОВНОСТИ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ И БОГОСЛОВСКИХ ТРУДАХ ЖАНА ЖЕРСОНА Философия

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ДУХОВНОСТИ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА В ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ И БОГОСЛОВСКИХ ТРУДАХ ЖАНА ЖЕРСОНА»

Проблематика духовности простого человека в духовно-просветительских и богословских трудах Жана Жерсона

Н. В. ХАНОВА

В статье исследуются произведения выдающегося французского богослова и педагога Жана Жерсона (1363-1429), связанные с проблемой духовности простого человека. Данные работы религиозно-этической, мистической и педагогической тематики, созданные для просвещения простецов, рассматриваются как проявление эволюции позднесредневе-ковой мысли - изменения отношения к человеку, не имеющему богословского образования. Творчество Жерсона анализируется в связи с его биографией и общеисторическими предпосылками. Новый образ простого человека в позднесредневековой мысли, отражённый в работах Жерсона, рассматривается как культурная предпосылка Реформации.

The article reviews the works of the prominent French theologian and educator Jean Gerson (1363-1429) which are connected with the topic of the common man's spirituality. These works on religious and ethical, mystical and pedagogical topics, written in order to enlighten the commoners, are viewed as a manifestation of the evolution of medieval thought, namely changing the attitude to a man who has no theological education. The work of Gerson is analysed in connection with his biography and the common historical background. Changing the image of a common man in late medieval thought, reflected in the works of Gerson, is viewed as a cultural background of the Reformation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: devotio moderna, Жерсон, миряне, мистика, пастырство, педагогика, повседневность, позднее средневековье, Реформация, этика.

KEY WORDS: Church ministry, daily life, devotio moderna, ethics, Gerson, Late Middle Ages, laity, mystics, pedagogics, Reformation.

Один из наиболее примечательных этапов истории европейской богословской мысли представляет собой предреформационный период. Именно в это время были сформированы предпосылки дальнейших изменений в истории церкви, проявившихся не только в формировании протестантизма, но и в реформе внутри католической церкви. В данном ис-

© Ханова Н.В., 2012 г.

следовании нас интересует лишь одна из тенденций развития предреформационной мысли, ярко представленная в деятельности выдающегося французского богослова и педагога Жана Жерсона (1363-1429). На материале его биографии и творчества мы исследуем рост интереса к духовности людей, не обладающих специальным богословским образованием. Развитие этой тенденции заложило основы дальнейшей эволюции европейской культуры, что наиболее ярко проявилось в церковной и образовательной сферах.

Богословскую мысль, предшествующую Жерсону, сравнительно мало интересовала культура повседневности, в особенности религиозность простых людей. Деятельность орденов терциариев и Милиции Иисуса Христа, в состав которых входили миряне, под контролем, соответственно, францисканского и доминиканского орденов, являлась скорее исключением из правил. В средневековой культуре мирянам традиционно отводилась пассивная роль в духовной жизни, и большая часть религиозной литературы создавалась духовенством и для духовенства. Аудитория религиозно-этических произведений была ограничена, и миряне, не имеющие соответствующего образования, практически не имели возможности религиозного саморазвития без прямого участия духовенства, оставаясь в рамках учения церкви.

На рубеже Х1У-ХУ вв. богословская мысль католической церкви претерпела существенное изменение: в поле культурной рефлексии была включена духовная жизнь мирян. Именно в тот период создаются приближенные к тексту переводы фрагментов Библии и молитв, широко распространяется богословская литература на народных языках.

Рассуждая о причине подобных изменений и проявления данной тенденции в творчестве Жерсона, следует обратиться как к общеисторическим предпосылкам, так и к биографии богослова. В работе "Жан Жерсон и последняя средневековая реформация" исследователь Брайан Патрик МакГуайр задаётся вопросом, каким образом Жерсону, человеку низкого происхождения, старшему из двенадцати детей в крестьянской семье, удалось сделать столь головокружительную карьеру. МакГуайр предполагает, что одной из причин этого был демографический кризис 1340-1360-х гг., связанный с эпидемией чумы в Западной Европе. Эти трагические события сыграли и положительную роль в европейской культуре, увеличив социальную мобильность и позволив многим отпрыскам крестьянских семейств заняться церковной карьерой, что было бы немыслимо в таком масштабе при условии стабильного демографического роста [МакГуайр 2005, 1-2]. Мы полагаем, что данные исторические предпосылки стали основой для обращения богословской мысли позднего средневековья и Реформации к проблеме духовности простого человека.

Если для дворянской семьи уход одного из сыновей на стезю духовной карьеры являлся одним из способов решения материальных проблем, в соответствии с правом майората, для крестьян подобное событие прежде всего означало потерю рабочих рук и ущерб для хозяйства. Для семьи крестьянина было предпочтительней, чтобы в таком случае сын становился приходским священником, нежели монахом, не имеющим возможности оказывать материальную помощь родным и во многих случаях - вообще поддерживать связи с ними.

Выходцы из крестьянских семей, посвятившие себя церковному служению, как правило, в большей степени поддерживали связь с миром - не только с семьёй, но и с приходом, о котором должен заботиться пастырь. Данная историческая закономерность, характерная для позднего средневековья, распространилась и на Жерсона.

Успехи Жана Жерсона были обусловлены и личным стремлением к образованию, а также тем, что его родители заботились о просвещении каждого из своих детей. Не только Жан, но и все его братья, за исключением Пьера, умершего в раннем детстве, избрали для себя духовную карьеру. Старший из братьев, также получивший имя Жан, стал монахом-бенедиктинцем. Самые младшие сыновья из этой большой семьи, Николай (родился в 1382 г., дата смерти неизвестна) и еще один Жан (1384-1434), получили образование в Парижском университете. Впоследствии они вступили соответственно в бенедиктинский и целестинский ордены; примечательно, что каждый из них принял постриг под именем Жан. Стоит заметить, что и сёстры Жерсона были обучены грамоте. До нашего времени сохранилось письмо, в котором мать Жерсона Елизавета Шарденская обращается к двум

своим младшим сыновьям. В этом документе присутствует упоминание о том, что письмо было записано рукой Понсеты, младшей из дочерей в семействе [Документы 1883, 24-25]. Следует упомянуть о том, что многие исследователи приписывают авторство данного письма самому Жану Жерсону [Документы 1883, 22; МакГуайр 2005, 5]. Тем не менее, даже в случае правильности этой гипотезы примечательно, что ни автор, ни адресаты письма не видят ничего удивительного в том, что младшая дочь в их семье умеет писать.

В одном из писем Жерсон обращается к своим сёстрам, замечая: "У вас достаточно писем и книг, чтобы вы всегда могли учиться тому, как служить Богу и обретать духовные утешения" [Жерсон 1998, 157]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что чтение занимало важное место в повседневном быте крестьянской семьи, в которой вырос известный богослов.

Жан Жерсон провёл большую часть своей жизни вдали от семьи. История не сохранила каких-либо свидетельств его возвращения на малую родину с тех пор, как он отправился на обучение в Парижский университет в 1377 г. Парадоксальным для нынешнего времени является тот факт, что Жерсон, вероятно, впервые встретился со своими младшими братьями Николаем и Жаном только тогда, когда они приехали в Париж на обучение.

Для молодого Жерсона возвращение домой было бы позором. В одном из писем к покровителю (вероятно, к Пьеру Д'Айи), прося о материальной помощи, он подчёркивает, сколь тяжело было бы для его родителей узнать, что старший сын был вынужден оставить обучение. "Я боюсь, что, не дай Бог, они станут притчей во языцех для соседей, посмешищем для посторонних и грубым анекдотом для низких людей. Быть может, несправедливые обратят своё презрение против тебя, насмехаясь над моими родителями..." [Жерсон 1998, 152]. Хотя подобные просительные письма к родителям или покровителям были типичны для студентов в Средние века, МакГуайр отмечает, что в послании Жерсона детально описаны, скорее всего, реальные трудности [МакГуайр 2005, 31]. Обратим внимание на то, что Жерсону-студенту был свойствен страх перед возможным прекращением университетской карьеры.

Стремление найти своё место в интеллектуальной среде Парижа, сделать изучение богословия своим призванием в определённой степени побуждало юного Жерсона к отчуждению от семьи. Но, без сомнения, связи Жерсона с родителями, братьями и сёстрами не прерывались - он поддерживал переписку с родными и периодически виделся с братьями в годы их обучения, а затем и монашеского служения.

Говоря о ностальгии Жерсона по родному дому, следует сделать небольшое отступление о его сочинении под заглавием "Маленький поучительный трактатец о том, что состояние девства лучше, чем замужество" ("Petit traitie exhortant à prendre l'éstat de virginité plus que de mariage"), также известном как "Речь о превосходстве девства" ("Discours de l'excellence de la virginité"). Текст был написан в промежутке между 1395 и 1399 г. Произведение, написанное на французском языке, было рассчитано на женскую аудиторию, в первую очередь на сестёр автора. Жерсон, ссылаясь на опыт своих знакомых женщин, как замужних, так и не состоящих в браке, стремится убедить читательниц в том, что сохранение девства предпочтительней, чем вступление в брак.

"Речь" содержит многочисленные предостережения, касающиеся невзгод супружеской жизни. Муж может оказаться пьяницей, игроком, транжиром или, напротив, скупцом. Даже жизнь с добродетельным человеком может стать источником бед и ущерба для хозяйства в случае неудач в делах. Более того, муж может потерять интерес к жене, принося ей страдания своими изменами, и, возможно, даже совсем оставить её. Если супруга привлекательна, мужчина может замучить её ревностью и подозрен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком