научная статья по теме Проблемы формирования музыкальной компетентности будущих культурологов Биология

Текст научной статьи на тему «Проблемы формирования музыкальной компетентности будущих культурологов»

Список литературы

1. Маркова С.М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования: Монография. - Н.Новгород: ВГИПИ, 2001. 301 с.

2. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под общ. ред. А.П. Беляевой; Ин-т профтехобразования РАО. - СПб, 1995. 230 с.

проблемы формирования музыкальной компетентности будущих культурологов

митина и.д., леванова Е.н.

Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия

problems of formation of musical competence of the future cultural studies

Mitina I.D., Levanova E.N.

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia

Статья посвящена вопросу компетентностного подхода в образовании. Автором определяются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой студентов-культурологов. Особое внимание уделяется особенностям процесса формирования музыкальной компетентности будущего специалиста.

Ключевые слова: компетентностный подход, музыкальное образование, музыкальное восприятие, музыкальный анализ, музыкальная компетентность.

The article focuses on the competency approach in education. The authors define the problems associated with training students in cultural studies. Particular attention is paid to the peculiarities of the formation of musical competence of the future specialist.

Keyword: competence approach, musical education, musical perception, musical analysis, musical competence.

В современном обществе, переживающем преобразования в политической, социально-экономической и культурной сферах, существенное изменение претерпевает система высшего образования. Данный процесс реформирования высшей школы, прежде всего, связан с процессами гуманизации и демократизации в этой области. Ценностями гуманистического образования провозглашается целостность личности, ее духовное развитие, свобода, творчество.

Изменения, происходящие в настоящее время в российском обществе, непосредственно связаны с одной из основных проблем в сфере образования - подготовкой высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний - естественно-научной, социально-гуманитарной, культурной.

Одной из приоритетных задач становится внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, так как современная модель специалиста наряду с грамотностью, культурой, менталитетом, образованностью, включает такой параметр как профессиональная компетентность, определяющаяся уровнем собственно профессионального образования, опытом, индивидуальными особенностями личности, ее стремлением к самообразованию, самосовершенствованию, способностью к творчеству, ответственным отношением к делу.

По мнению большинства исследователей, компетентностный подход относится, прежде всего, к результатам образования, где акцентируется не только информированность и объем усвоенной информации, а умение учащимися выбирать цель деятельности, принимать ответственность за её реализацию. В традиционном понимании «профессиональная компетентность» включает в себя профессиональные знания, умения, навыки, опыт применения их на практике, владение разнообразными средствами профессиональной коммуникации, способность к саморазвитию.

На сегодняшний момент не выработано единого мнения по вопросу компетентностного подхода, хотя он рассматривается на всех уровнях образования и во всех областях знания, а его реализация вызывает много дискуссий и споров.

Объект нашего исследования - процесс формирования профессиональной компетентности будущего культуролога. Незначительно количество научных работ по этой теме обусловило его выбор и актуальность рассматриваемой вопроса.

Формирование профессиональной компетентности осуществляется через содержание образования, включающее не только перечень учебных дисциплин, но и профессиональные знания, навыки и умения, которые должен приобрести студент в процессе овладения предметом. Поэтому, профессиональную компетентность мы будем определять в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Культурология», документом, предъявляющим обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста, а также к результатам освоения основных образовательных программ, согласно которым выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Если рассматривать компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному

кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним, то компетентность можно определить как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Согласно стандарту, профессиональная деятельность будущего специалиста осуществляется в области культурологии и социально-гуманитарного знания, культурной политики и управления, сохранения культурного и природного наследия, социокультурных и массовых коммуникаций, что обусловило структуру и содержание образовательной программы, где профессиональный цикл представлен, в основном, дисциплинами, изучающими проблемы теории и истории культуры. Это означает, что профессиональные знания, умения и навыки, в первую очередь, связаны с областью искусствознания, включающую в себя живопись, литературу, музыку, архитектуру, кино, театр и т.д.

Но на настоящий момент учебным планом не предусмотрено изучение самостоятельного музыкального курса, в то время как музыкальное образование является важной частью профессиональной подготовленности будущего культуролога. Поэтому необходима разработка и внедрение в образовательный процесс учебно-методического комплекса, содержание которого будет направлено на формирование музыкальной культуры будущего специалиста.

Конечно, на сегодняшний день существует огромное количество исследовательской, учебной и научно-методической литературы по музыкальному искусству. Но, как правило, все это рассчитано на студентов музыкальных специальностей и используется в профессиональном музыкальном образовании. В то же время существуют методики общего музыкального образования, которые были разработаны для уроков музыки в средних общеобразовательных и дошкольных учебных учреждениях и направленных на музыкально-эстетическое воспитание школьников и детей дошкольного возраста.

Таким образом, создание подобного учебно-методического комплекса, направленного на изучение музыкального искусства, крайне важно.

Основной составляющей комплекса является рабочая программа по дисциплине, цель которой - создание целостного представления об историческом процессе музыкального искусства и его своеобразии в различных национальных культурах. В результате освоения учебного материала студент-культуролог должен:

■ иметь представление о стилевых тенденциях различных эпох, чертах стиля крупнейших композиторов;

■ знать основные музыкально-теоретические термины и понятия, особенности жанров вокальной и инструментальной музыки;

■ уметь оценивать важнейшие явления музыкально-исторического процесса, характеризовать и давать оценку музыкальному произведению, работать с музыковедческой литературой;

■ приобрести навыки определения музыкального произведения на слух;

■ владеть, иметь опыт анализа наиболее значительных музыкальных произведений с точки зрения музыкально-выразительных средств, жанровых особенностей, стиля, формы.

Определенную сложность в процесс вносит и отсутствие музыкального образования у большинства студентов, обучающихся по направлению подготовки «Культурология», что потребует, наряду с общепедагогическими, использования специальных методов, разработанных педагогами-музыкантами, например:

■ метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев);

■ метод музыкального обобщения, эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин);

■ метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);

■ метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская) и т.д.

Наполнение содержания каждого занятия также будет зависеть от уровня студентов. Поэтому, лекционный и музыкально-иллюстративный материал, с одной стороны, должен быть доступен слушателям, с другой - иметь ценностный смысл и отражать эволюцию развития музыкального искусства с точки зрения жанра, формы, использования выразительных средств музыки и т.д.

Главной же задачей в решении рассматриваемого вопроса является выявление структуры и содержания музыкальной компетентности студента-культуролога». Трудность ее решения объясняется, прежде всего, тем, что с позиции музыкальной педагогики, понятие «музыкальная компетентность» практически не изучено и нуждается в разработке, так как «в музыкальном образовании ещё только намечается переход на «язык компетенций»: «Учитывая многообразие форм получения музыкального образования всех уровней в России сегодня (ДМШ, ДШИ, кружки, студии, училища, колледжи, специальные школы-лицеи, хоровые училища, консерватории, академии, вузы культуры и искусства, педагогические вузы), представляется абсолютно необходимым решение задачи разработки единых критериев оценки уровней и качества в сфере музыкального образования...» [6]. Анализ научных работ, затрагивающих данную тему, позволяет утверждать, что, в целом, она остается малоизученной и открытой. В этом отношении можно выделить статьи Ю.А. Калининой, И.М. Сигал, Е.Р. Сизовой, где определяется круг проблем, связанных с реализацией компетентностного подхода, но в профессиональном музыкальном образовании.

Поэтому, критерием для определения структуры музыкальной компетентности мы будем считать вид музыкальной деятельности, связанный с познанием музыкального материала. Представим процесс изучения произведения в форме условной модели: восприятие музыкального произведения - аналитическое изучение музыки - эстетическая оценка произведения.

Остановимся подробно на содержании каждого из этих этапов.

Музыкальное восприятие представляет собой сложный, многосоставной процесс. Ю.Н. Рагса определяет его как работ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком