научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЫГАН В ЛАТВИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЫГАН В ЛАТВИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО»

ЭТНОГРАФИЯ ЦЫГАН

ЭО, 2011 г., № 1 © М.Я. Устинова

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ЦЫГАН В ЛАТВИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО*

Ключевые слова: Латвийская Республика, интеграция, цыгане (рома), образование, занятость, миграция цыган

Статья посвящена интеграции одного из наиболее ярких в этнокультурном отношении национальных меньшинств Латвии - цыган (рома). С одной стороны, цыгане уже интегрированы в латвийское общество в политическом и лингвистическом отношении: большинство из них имеют статус гражданина республики и безупречно владеют латышским языком. С другой стороны, латвийские цыгане сталкиваются с очень серьезными проблемами, которые препятствуют их реальной социальной интеграции. Наиболее серьезная проблема - катастрофически низкий уровень образования во всех возрастных группах, определяющий также низкие показатели занятости, материального обеспечения и условий жизни. Латвийские цыгане активно используют возможности миграции в другие страны ЕС в поисках лучших условий жизни, что приводит к сокращению численности сообщества рома в Латвии.

Цыгане (рома)1 - одно из национальных меньшинств Латвии, исторически занимающих свое место в этнокультурной мозаике республики. Однако до сих пор не существует обобщающего исследования об этнокультурной специфике этого яркого народа, его идентичности и отличии от других групп цыган. Правда, в 1990-2000-е годы, в связи с возрастанием общего интереса к национальным меньшинствам республики, связанным с процессом подписания и ратификации Европейской конвенции по правам национальных меньшинств, обществоведы обратили взор и на различные аспекты положения рома в Латвии. Вышло в свет до сих пор единственное серьезное исследование, проведенное в 2003 г. Центром прав человека и этнических исследований (ныне - Центр по правам человека) "Положение цыган в Латвии" (С^апи 81ауокН8 Ьа^уа 2003).

Следует отметить также обобщающую статью Илги Апине "Цыгане (рома) в Латвии" (Арте 2007), в которой автор обращается к проблемам происхождения цыган и их появления в Европе, в том числе в Латвии, анализирует положение рома в независимой Латвии, их уровень образования и вопросы занятости, сохранения культурной идентичности и интеграции в латвийское гражданское общество. Исследованию трагедии, постигшей цыганский народ в оккупированной германскими войсками Латвии во время Второй мировой войны, посвящена работа Маргериса Вестерманиса "Геноцид цыган в оккупированной немцами Латвии (1941-1945)" (Vestermanis 1993). Исследованию коллективной памяти цыган и элементам устной истории посвящена работа

Мара Яновна Устинова - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: umara05@mail.ru

* В статье использованы полевые материалы автора, собранные в 2009 г. в ходе экспедиции при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта "Национальные меньшинства Латвии: стратегии этнической интеграции" (грант № 09-01-18009е).

Дениса Креталова (Kretalovs 2009). В 2000-е годы тема цыган нередко освещалась также на страницах периодической печати и в Интернете.

Считается, что цыгане восточной ветви проникли на территорию Восточной Европы и, вероятно, нынешней Латвии в XV в. через Польшу и Великое Княжество Литовское (Деметер и др. 2000: 19). Точную численность современной латвийской цыганской общины трудно установить. Как считает известная исследовательница проблем цыган Н.Г. Деметер, "цыгане и статистика вплоть до сегодняшнего дня - вещи несовместимые" (Деметер 2009: 199).

Многие представители этого национального меньшинства направились в другие страны Европейского Союза и СНГ на заработки. Некоторые исследователи считают, что иногда цыгане в паспортах указывают иную, чем цыганскую национальность (Tertats 2007: 156). По данным переписи населения Латвии 2000 г., официально в республике были зарегистрированы 8205 цыган, что составляет 0,3% от общего числа населения. Однако считается, что реальное их число может быть гораздо больше и варьирует от 13-15 тыс. до 20 тыс. чел. (С^апи Б^уокИБ Ьа^уа 2003: 7; Tertats 2007: 156).

По данным Управления по делам гражданства и миграции, по состоянию на 1 января 2010 г. в Латвии проживал 8581 цыган, из общего числа рома 8033 чел. (93,5%) имели гражданство Латвии, 514 (6%) были "негражданами", остальные имели иной статус - гражданство другого государства и т.п. (Ьа^уаБ 1её7Туо1а]и БаёаГуишв 2010). Рост численности цыган можно объяснить положительным естественным приростом. Так, по данным переписи населения 2000 г., на 1000 жителей у цыган рождаемость была 22,4, у латышей - 9,3, а у русских - 7,6 чел.

Латвийские цыгане живут преимущественно в крупных городах республики, а также в малых городах западной историко-культурной области Латвии - Курземе. В сельской местности проживают только 16% цыган (см. Табл. 1).

Латвийские цыгане принадлежат к двум общинам - латышских и русских цыган (подробнее о группах цыган см.: Деметер 1995: 90). Они различаются по диалекту, а также по культуре и традициям. Русские цыгане живут в восточной части Латвии -

Таблица 1

Численность цыган Латвии

Город По данным переписи населения 2000 г. По оценке самоуправлений и неправительственных организаций (НПО) Доля в общей численности населения,%

Рига 1160 3480 0,15-0,45

Даугавпилс 366 400 0,30-0,32

Елгава 1010 3000 1,5-4,72

Вентспилс 1031 3000 2,35-6,8

Юрмала 439 700 0,80-1,3

Екабпилс 301 210 1-0,9

Кулдига 255 300 1,8-1,9

Талси 586 700 4,7-5,6

Сабиле 91 120 5,6-7,3

Тукумс 541 300 2,35-1,6

Валмиера 237 200 0,6-0,5

В других городах 2188 3000

Латвии и в сельской

местности, всего:

Источник: Сigаnu 81ауок^ Ьа^уа 2003: 16.

Латгале, главным образом в крупном г. Даугавпилсе. Подавляющее большинство латвийских рома безупречно владеют латышским разговорным языком и, как уже указывалось, имеют статус гражданина Латвии. Из этого можно сделать вывод, что они успешно интегрировались в латвийское общество.

Вместе с тем у цыганского сообщества существует много проблем, которые препятствуют его включению в латвийское общество в целом. Это низкий уровень образования и, следовательно, социального положения и материального обеспечения, нередко встречающееся дискриминационное отношение к ним и другие факторы. Именно совокупность этих проблем послужила причиной разработки специальной трехлетней (2007-2009 гг.) государственной программы "Цыгане (рома) в Латвии". Цель ее - стимулирование интеграции цыганской общины в латвийское общество путем борьбы с дискриминацией, создание равных возможностей для приобретения образования и обеспечения занятости, укрепление терпимости по отношению к цыганам. В области образования планировалось создание особых возможностей для представителей цыган в повышении уровня образования и включении их в систему общего образования. В сфере занятости намечались снижение показателей безработицы среди рома и возможность диалога между представителями цыган и работодателями, а также другими институциями в целях интеграции цыган на латвийском рынке труда. В сфере прав человека планировались распространение идеи терпимости, противодействие негативным стереотипам и предрассудкам в отношении цыганской общины, развитие культуры и сохранение этнической идентичности цыган, а также стимулирование деятельности цыганских НПО в латвийском гражданском обществе (Valsts programma 2007-2009).

В ходе реализации Программы возникли трудности финансового и организационного характера. Если в 2007 г. для осуществления программы было выделено 53 тыс. 755 лат, а в 2008 г. - уже 50 тыс.2, т.е. почти в 3 раза меньше требуемого объема по годам. Согласно отчету о реализации Программы в 2007 г., в области занятости не было предпринято никаких действий. 11 цыганским и межэтническим НПО было выдано 36 грантов на проекты по поддержанию цыганской культуры и сохранению этнической идентичности (ПМА 1; Eiropas Komisija... 2008; Альтернативный отчет 2008: 14-15).

Финансовая поддержка цыганским НПО оказывалась и до принятия Программы. Так, с 1998 по 2001 г. Латвийское государство выделило более 40 тыс. лат для создания пяти региональных центров национально-культурного общества цыган Латвии, в 2002 г. - 45 тыс. лат для национально-культурного общества цыган (ПМА 1).

Образование. Одна из основных проблем латвийских цыган, как и цыган других стран Восточной Европы и России, влияющая на прочие аспекты их жизни - катастрофически низкий, независимо от возраста, уровень образования. По данным Н.Г. Де-метер, в настоящее время 90% детей российских цыган вообще не посещают школу или уходят из нее во втором или третьем классе (подробнее о проблемах цыган в области образования см.: Деметер 2009: 185-213). По данным переписи населения Латвии 2000 г., у 24,3% лиц цыганской национальности старше 15 лет образование было ниже четырех классов. С учетом того, что четырехклассное образование имели только 18,2% цыган, тех, кто окончил 4 класса школы и ниже, насчитывалось 40%. При этом у 25,2% цыган уровень образования вообще не был указан, что может свидетельствовать о том, что доля рома с образованием несколько классов может достигать 60% (Latvijas gada... 2002: 202). Среднее образование имеет 7,9% цыган, а высшее - 0,4%. Многие рома вовсе неграмотны. Савина Коломенска, учительница и общественный деятель цыганского происхождения в волости Бене, считает, что число неграмотных цыган превышает 3000 чел. (Kolomenska 2003).

Сложна и противоречива проблема организации образования для цыганских детей. В Латвии широко обсуждался вопрос о том, должны ли они учиться в обычных

общеобразовательных и профессиональных школах или же приоритет должен быть отдан специальным "цыганским" классам в этих учебных заведениях. С одной стороны, первый вариант признается более предпочтительным с позиций интеграции цыганских детей в латвийское школьное сообщество. С другой стороны, именно этот подход может привести к нежелательным для интеграции последствиям. Слабая подготовленность детей рома к школе вызывает насмешки у одноклассников, а нередко и учителей, что приводит к фор

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком