научная статья по теме ПРОДОЛЖАЕМ ПОЗНАВАТЬ МАДАГАСКАР История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОДОЛЖАЕМ ПОЗНАВАТЬ МАДАГАСКАР»

ПРОДОЛЖАЕМ ПОЗНАВАТЬ МАДАГАСКАР

« Седьмой континент», «Великий остров», «Красный остров», «Большой остров» - по этим впечатляющим определениям без труда угадывается Мадагаскар. Далекое и когда-то загадочное для россиян островное государство Африки в южных водах Индийского океана становится ближе и понятнее во многом благодаря неутомимой научной и просветительской деятельности замечательного российского ученого-мальгашеведа, доцента МГУ, действительного члена Малагасийской национальной академии Л.А.Карташовой.

К 40-летию независимости Мадагаскара в 2000 г. при ее активном участии был организован Клуб друзей Мадагаскара и создан одноименный сайт*, а с 2006 г. издается сборник «В таинственной стране Мадагаскар». В 2012 г. вышел в свет четвертый выпуск - «В таинственной стране Мадагаскар. Год 2008» (сост. Л.Карташова. М., Экон-информ, 2012, 195 с.).

Авторский коллектив представлен российскими и малагасийскими учеными, политиками и специалистами разных сфер деятельности. Так, предисловие к сборнику написал известный российский ученый, д.ф.-м.н., профессор МГУ, чл.-корр. РАО Н.Х.Розов, четыре года проработавший на Мадагаскаре и, по его собственному признанию, оставивший там частичку своего сердца.

Сборник состоит из семи разделов: История, Россия и Мадагаскар, Религия, Культура, Литература, В мире природы, Путешествия, которые дают всеобъемлющую, последовательную картину жизни острова и населяющих его народов с древности до наших дней, а сюжетную канву сборника-ежегодника сплели юбилейные даты знаковых событий на Мадагаскаре, пришедшиеся на 2008 г.

Раздел «История» открывает

* Сайт (http://madagascar.liter.net/) был создан в 2000 г. И.Сидом и А.Бражкиной, прекратил работу в 2003 г.; в 2005-2010 гг. новый сайт (http://www.madaga.ru/) вел И.Статейкин. А с 2010 г. сайт (http://mada-gascar-russia.narod2.ru/) ведет В.Клименко.

статья д.и.н., профессора МГИ-МО(У) МИД России А.Л.Емельянова «Реформатор на малагасийском троне» о первом правителе Малагасийского государства, реформаторе Радаме I (17921828), который сумел превратить маленькое территориальное образование Имерина в центре острова в обширное централизованное государство.

Статья сотрудника ИАфр РАН Н.Н.Родионовой «Расцвет королевства Имерины» посвящена вкладу английских миссионеров в распространение христианства и создание нового алфавита малагасийского языка, что стало одним из факторов ускоренного развития культуры Мадагаскара по сравнению с другими африканскими странами и признания в середине XIX в. Королевства Мадагаскар ведущими европейскими державами. Приобщение к достижениям мировой культуры привело к формированию научных знаний и созданию в 1902 г. первой в Африке Академии наук.

Историческую тему продолжает статья сотрудника ИАфр РАН к.и.н. В.В.Грибановой «Мадагаскар во Второй мировой войне». На стороне метрополии -Франции - сражались десятки тысяч малагасийцев. Война принесла трудности и лишения простому народу, что «активно использовалось в пропаганде лидерами национально-освободитель-

ного движения, дало мощный импульс его развитию в послевоенный период» (с. 34) и привело к образованию в 1958 г. автономной республики - независимой Республики Мадагаскар.

Независимую Республику Мадагаскар в 1959 г. возглавил Ф.Циранана (1912-1978), оставивший президентский пост только в 1972 г. Истории президентства Ф.Циранана, при котором стали развиваться российско-малагасийские культурные и научные связи, посвящена статья сотрудника ИАфр РАН С.М.Шлёнской.

В разделе «Россия и Мадагаскар» представлена статья «Замысел Петра и пираты Мадагаскара» академика РАН, профессора НИУ «Высшей школы экономики» А.Б.Давидсона, написанная на основании известных исторических фактов в лучших традициях жанра приключенческой литературы. В 2008 г. в Антананариву был открыт первый и единственный в мире Музей пиратов, что свидетельствует о бурной истории пиратства на острове. В конце XVII в. в поисках нового Эльдорадо пираты обосновались вблизи Мадагаскара на острове Сент-Мари (ныне - Нуси-Бура-ха). Установить контакты России с Мадагаскаром пытался еще российский император Петр I в 1723 г. Заинтересовавшись возможностью получить для своих кораблей стоянку на пути в Индию, он снарядил экспедицию к «Королю Мадагаскарскому». Так Петр I называл флибустьерского вожака. Экспедиция закончилась неудачей. Россия еще не была готова к кругосветным путешествиям. Флибустьерский штаб на Сент-Мари был разогнан в 1721 г. эскадрой, посланной королем Англии.

О жизни наших соотечественников на Мадагаскаре рассказывают статьи в разделе «Россия и Мадагаскар», посвященные Малагасийской ассоциации российских соотечественников (МАРС), первая конференция которой состоялась в мае 2008 г. в российском посольстве в Антананариву. Основные направления деятельности этой организации - координация и

76 АЗИЯ И АФРИКА сегодня №2 • 2013

оказание помощи нуждающимся соотечественникам. На открытии конференции в своей приветственной речи, которая приводится в ежегоднике, посол России в Республике Мадагаскар В.Б.Гончаренко подчеркнул, что «на сегодняшний день существует определенный механизм государственного взаимодействия с зарубежными соотечественниками, который не без шероховатостей, но все же довольно эффективно функционирует. ... Гуманитарное содействие Родины следует рассматривать как стимул к более активной работе самой организации соотечественников» (с. 58).

Раздел «Религия» представлен несколькими статьями.

Статья «Православие на Мадагаскаре» А.В.Козвонина, историка, первого секретаря МИД России, рассказывает о не столь далекой истории православия на острове. В 1948 г. была открыта первая православная церковь - храм Успения Богоматери - в Антананариву. «Конечно, - пишет автор, -православные христиане посещали Мадагаскар и жили на нем и ранее, но именно вокруг этой церкви начинает формироваться православная община на острове и постепенно превращаться из чисто этнической, греческой, в общемалагасийскую» (с. 62).

В статье «Последний пророк Мадагаскара» малагасийский историк Андриамбазаха Ратиатантара рассказывает о лидере движения Фифухазана Жермен Вулахаване (Ненилаве) (1920-1998) - самом известном и влиятельном религиозном деятеле на Мадагаскаре.

Раздел «Культура» открывается статьей «О малагасийском театре», датой рождения которого считается 1899 г. Филолог Ра-тимира описывает несколько этапов развития малагасийского театра, в течение которых он осваивал западную театральную культуру. Истоки же его лежат «в традиционном искусстве малагасийцев, их песенном и танцевальном фольклоре» (с. 86).

В статье «Малагасийская мифология. Введение в проблему» автор, к.ф.н., ведущий научный сотрудник ИАфр РАН А.Н.Мо-сейко, демонстрируя глубокое знание проблемы, во многом связанной с существованием на Мадагаскаре большого числа этнических групп и диалектов, знако-

мит читателей с уникальной мифологией Мадагаскара.

Л.А.Карташова в статье «Поль Радоди Раларуси» рассказывает о крупном ученом и литераторе, который в 1958 г. возглавил Малагасийскую национальную академию искусств, гуманитарных и естественных наук. Талантливый ученый, доктор медицинских наук, Поль Радоди Раларуси (19081973) много сделал для организации науки на Мадагаскаре «для установления связей с иностранными академиями и международными научными организациями. Одно из первых соглашений о научном сотрудничестве было заключено с Академией наук СССР» (с. 103).

В разделе «Литература» российский филолог А.П.Ткачев знакомит читателей с поэзией малагасийского поэта Докса (Жана Верди Саломона Разакандрийни) (1913-1978).

О волшебных сказках Мадагаскара рассказывает в одноименной статье филолог Расуваза. «В течение веков сказки передавались из поколения в поколение изустно. Малагасийцы не имели собственной письменности, на протяжении нескольких столетий, начиная примерно с XII в., они пользовались арабской графикой. С созданием малагасийского алфавита, основанного на латинице (1823), и организацией издательского дела начинается история собирания и изучения малагасийского фольклора» (с. 112). И, конечно, первыми его собирателями и издателями были европейцы, переводившие и издававшие сказки на европейских языках. Во второй половине ХХ в. к этому увлекательному процессу присоединяются и малагасийские ученые.

В сборник вошел и небольшой сюжет о малагасийской писательнице и переводчице иностранной, в т.ч. русской, литературы на малагасийский Эстер Рандриама-мундзи. В основном ее творчество «адресовано молодому поколению и воспитывает в них патриотизм, любовь к природе и трудолюбие» (с. 128).

Богатейшему миру природы Мадагаскара посвящена статья авторского коллектива ученых-биологов «Заокеанские родственники». «Растения четвертого по величине острова изучены недостаточно. Свидетельства этого -

многочисленные ежегодные находки и описания новых видов и родов мадагаскарских растений» (с. 132). Об одной из таких находок и рассказывает статья.

Экологическая ситуация в мире постоянно ухудшается. Статья д.г.н., академика Российской экологической академии В.И.Гусарова «Обострение экологической ситуации на Мадагаскаре» подтверждает этот неутешительный вывод. К настоящему времени около 90% растительности на острове уничтожено, что ведет к опустыниванию земель, «одной из форм широкомасштабной деградации экосистем под одновременным воздействием неблагоприятного и изменяющегося климата и чрезмерной эксплуатации» (с. 139). Автор перечисляет масштабные программы, местные и международные, призванные улучшить экологическую ситуацию на острове.

Статья «Мадагаскар, встреча с мечтой» - о путешествии на Великий остров в 1978 г. студенческой группы МГУ под руководством своего преподавателя Л.А.Карта-шовой, в составе которой находился и автор этой статьи П.А.Мыльцев, ныне к.и.н., руководитель представительства ИТАР-ТАСС в ЮАР. Автор эмоционально делится своими юношескими впечатлениями и потрясениями, и это не может, в свою очередь, не заинтересовать и не впечатлить читателя.

Тему путешествий продолжает, завершая сборник, статья научного сотрудника Института физической химии РАН Г.Григо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»