научная статья по теме Проекты nation-building и формирование национально-государственной идентичности в России Философия

Текст научной статьи на тему «Проекты nation-building и формирование национально-государственной идентичности в России»

Р.А. Лубский

Кандидат философских наук, доцент, докторант Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации*

Проекты nation-building и формирование национально-государственной идентичности в России

Современные государства нуждаются в легитимации со стороны национальных сообществ, включающей различные ее формы - от поддержки до солидарности. Особое значение это имеет для тех государств, которые в контексте глобализации стремятся сохранить свой национально ориентированный путь развития. Степень легитимации национальных государств во многом обусловлена уровнем национально-государственной идентичности в обществе.

Теоретические трудности, связанные с изучением проектов nation-building и формированием национально-государственной идентичности в России, обусловлены тем, что в научном дискурсе существуют различные представления о том, что такое nation-building, нация и национально-государственная идентичность. В узком смысле слова под nation-building подразумевается формирование демократических, устойчивых и безопасных для внешнего мира

А

государств1. При этом, как отмечает

В.Л. Иноземцев, практики nation-building полагают возможным в контексте гуманитарной экспансии «вестернизировать незападные страны через установление в них политических режимов, способных реализовать принципы свободной рыночной экономики, соблюдать права человека и осуществлять демократическое управление этими странами»2.

В широком смысле слова термин nation-building используется для обозначения «становления или создания нового государства как политической структуры, процессов формирования, необходимых для его выживания единства и толерантности, а также укоренения в населяющем его народе чувства национальной идентичности»3.

* Лубский Роман Анатольевич, e-mail: roma-thebest@mail.ru

1 Hippel Karin von. Democracy by Force: A Renewed Commitment to Nation-Building // The Washington Quarterly. 2000. Vol. 23, № 1. P. 96; Stephenson C. Nation Building // Beyond Intractability. URL: http://www.beyond intractability.org/essay/nation-building (дата обращения: 12.04.2014).

2 Иноземцев В.Л. Потерянное десятилетие. М., 2013. С. 304; см. также: Ракитянский Н.М. Догматические основания англо-американской ментальной экспансиии // Информационные войны. 2010. № 4 (16). С. 12-25.

3 Bell W., Freeman W. Introduction // Ethnicity and Nation-Building: Comparative, International, and Historical Perspectives / Bell Wendell, Freeman Walter (eds.). Thousand Oaks (Ca.), 1974. P. 11.

Некоторые исследователи связывают понятие nation-building с формированием нации4, другие - с процессом построения национальной идентичности, используя силу государства5.

В трактовке нации можно выделить несколько подходов. В рамках западноевропейской интеллектуальной традиции один из них связан с пониманием нации как этнонации, другой - как политической или гражданской нации. Третий подход связан с идеями и практикой nation-building в США, где по существу отождествляются понятия государства и нации, а представления о нации основываются на общности национальных интересов и ценностей, приверженности свободе и демократии. В связи с этим В.Л. Иноземцев полагает, что американцы представляют собой не nation, a people6.

В России, как считают некоторые исследователи, макрополитическое сообщество, стоящее за Российским государством, также трудно вписать в идею нации. Это объясняется тем, что конструирование макрополитической идентичности, как отмечает О.Ю. Малинова, происходит в постимперском контексте, который предполагает, с одной стороны, конкуренцию разных проектов «нациестроительства», а с другой - наличие политических и культурных ресурсов для конструирования этой идентичности в наднациональной системе координат7. Представители либерального лагеря, связывая возможности nation-building только со строительством гражданской нации, также говорят об отсутствии

о

нации в России8.

Другие исследователи подчеркивают, что в России уже давно и успешно идет процесс формирования гражданской нации и в определенном смысле можно, как пишет В.А. Тишков, «говорить о российской нации как о свершившемся факте общественного сознания»9. Однако М.К. Горшков предпочитает говорить только о возможности возникновения гражданской нации в обозримой перспективе, связывая этот процесс с практиками формирования гражданского общества в России10.

Разработка проектов nation-building в современной России осуществлялась в условиях строительства новой российской

4 James P. Nation Formation: Towards a Theory of Abstract Community. L., 1996. P. 18-46; Иноземцев В.Л. Потерянное десятилетие... С. 298.

5 Nation Building in Comparative Contexts / Ed. by Deutsch K.W., Folt W.J. N. Y., 1966.

6 Иноземцев В.Л. Потерянное десятилетие... С. 300-312.

7 Малинова О.Ю. Российская идентичность между идеями нации и цивилизации // Вестник Ин-та Кеннана в России. 2012. Вып. 22. С. 48.

8 Паин Э.А. Между империей и нацией: модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2004. С. 18; Ясин Е.А. Фантомные боли ушедшей империи // После империи / под ред. И.М. Клямкина. М., 2007. С. 16.

Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / отв. ред. В.А. Тишков. М., 2011. С.

3-4.

10

Горшков М.К. Социальные основы формирования гражданской нации в современной России // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В.А. Тишкова. М., 2011. С. 104.

государственности и с учетом решающей роли государства в этом процессе.

Идея нации впервые появляется, как отмечает Г.И. Зверева, в Конституции 1993 года в виде концепта «многонациональный народ России». Фактически это была попытка переложить идею многонационального советского народа на новую - российскую реальность, которая в условиях реэтнизации в российском обществе имела немного шансов на успех. Затем трактовка «многонациональный народ» претерпела ряд изменений, связанных с усилением в ней гражданского звучания и появлением собственно концепта российской нации. Впервые идея о российском народе как единой нации была высказана В.В. Путиным в феврале 2004 года в его выступлении по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. Весной 2008 года был создан Общероссийский союз общественных объединений «Российская нация», цель которого было распространение и упрочение в обществе идеи политической и гражданской нации в России11.

Однако идея российской нации как сообщества всех граждан Российской Федерации с самого начала вызвала оппозицию со стороны как этнократии, которая усматривала в ней ущемление прав «национальностей», так и русских националистов, которые считали, что Россия должна оставаться империей, в которой русским

А О

отводилась роль государствообразующего народа12. Проецирование политической нации на «российский народ» вызвало настороженность, поскольку многие, как писал В.М. Михайлов, сочли, что при путинской политике «жесткой руки» и «вертикали власти» идея

Л ^

российской нации станет новым форматом слияния наций13.

Таким образом, проект nation-building в России был ориентирован на формирование российской нации как политической нации, объединяющей граждан Российской Федерации. В этом проекте звучали также мотивы, связанные с необходимостью формирования в России гражданской политической нации на основе гражданского согласия. Вместе с тем в проекте формирования российской нации не отказывались и от идеи многонационального народа. Как отмечала Г.И. Зверева, российская нация оказалась «зонтичным понятием», которое позволяло нивелировать общественные разногласия, «покрывать» и «поглощать» разные представления о том, какой должна быть

11 Зверева Г.И. Как «нас» теперь называть? Формулы коллективной самоидентификации в современной России // Вестник общественного мнения. 2009. № 1. С. 73-80.

12 Малинова О.Ю. Тема империи в современных российских политических дискурсах // Наследие империй и будущее России. М., 2008. С. 66-79.

13 Михайлов В.М. К вопросу об эволюции государственно-гражданской идентичности россиян // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В.А. Тишкова. М., 2011. С. 116.

л л

доминанта коллективной идентичности в современной России14. Принятая в конце 2012 года «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» провозглашает в качестве цели «упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального

л с

народа Российской Федерации (российской нации)»15. При этом формулируется параллельная цель «сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России». Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», принятая в рамках реализации этой стратегии, строится также на принципе «единство -разнообразие»16.

В настоящее время в целом можно утверждать, что в плане nation-building в России оказался реализованным проект формирования российской полиэтнической нации как макрополитического сообщества, объединяющего граждан Российской Федерации. Такую нацию можно назвать политической, она базируется на лояльности граждан государству, общности государственных (национальных) интересов и ценностей. На основе российской политической нации сформировалась соответствующая национально-государственная идентичность, являющаяся фактором, который, с одной стороны, определяет степень сплоченности и солидарной мотивации граждан, с другой - оказывает влияние на прочность и дееспособность государства и уровень его

17

консолидации17.

Теоретические трудности, связанные с изучением национально-государственной идентичности в России, обусловлены тем, что в научном дискурсе существуют различные представления о том, что это такое. Так, некоторые исследователи национально-государственную идентичность рассматривают в контексте принадлежности индивидов к национальному государству и отождествляют ее с гражданской

л о

идентичностью18. Другие национально-государственную идентичность рассматр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком