научная статья по теме ПРОФЕССИОНАЛКИ, «АРФИСТКИ», «ЛЮБИТЕЛЬНИЦЫ»: ПРОСТИТУТКИ В РОССИЙСКОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОФЕССИОНАЛКИ, «АРФИСТКИ», «ЛЮБИТЕЛЬНИЦЫ»: ПРОСТИТУТКИ В РОССИЙСКОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В»

ПРОШЛОЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА МАЛЫШЕВА

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры историографии, источниковедения и методов исторического исследования Института истории Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань) Тел.: (843)543-54-76; E-mail: Svetlana.Malycheva@ksu.ru

В статье на материалах губернской Казани рассматривается рост проституции в результате развития во второй половине XIX - начале XX в. потребительского рынка и индустрии досуга. Небывалое увеличение и разнообразие «предложения» в сфере услуг продажной «любви» сделало проституцию одной из допустимых моделей повседневного существования, создало субкультуру, оказывавшую немалое влияние на повседневные практики и ментальность низших и средних городских слоев, на городскую культуру в целом. Ключевые слова: Казань, вторая половина XIX - начало ХХ в., досуг, проституция, публичный дом.

ПРОФЕССИОНАЛКИ, «АРФИСТКИ», «ЛЮБИТЕЛЬНИЦЫ»: ПРОСТИТУТКИ В РОССИЙСКОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.*

Одной из форм городского досуга - досуга практически исключительно мужского, ввиду его специфики, - на протяжении не одного столетия было посещение «веселых» домов и пользование платными услугами «девушек для радости». Как известно, эта форма досуга является одной из самых древних. Но в рассматриваемое время она, как и соответствующие заведения, обретает в России легальность.

Проституция в России была легализована в 1843 г., когда по инициативе министра внутренних дел графа Л.А. Перовского был создан орган для надзора за публичными женщинами - Врачебно-полицейский комитет1. Вслед за этим вышел комплекс нормативных документов, регулирующих проституцию: циркуляр Медицинского департамента Министерства внутренних дел от 23 октября 1843 г. «О мерах к недопущению распространения любострастной болезни» и подобный циркуляр МВД от 17 января и 24 мая 1844 г., а также утвержденные 29 мая 1844 г. «Правила содержательницам борделей» и «Правила для публичных женщин». Тем самым был создан юридический нонсенс: торговля телом законом была по-прежнему запрещена и преследовалась, но существовали правила, как следовало организовывать эту торговлю2. Указанные «Правила» были изданы МВД 28 июля 1861 г. в новой редакции - теперь «пакет документов» включал «Правила для публичных женщин», «Правила для содержательниц домов терпимости» и «Правила для содержательниц тайных притонов для распутства». Официальные нормы, касающиеся проституции, до революции 1917 г. корректировались еще дважды - «Положением об организации надзора за городской проституцией в империи» (включавшим два раздела - «Организация учреждений, ведающих надзором за городской проституцией» и «Правила для проституток, содержательниц домов терпимости и поднадзорных притонов разврата»), утвержденным МВД 8 октября 1903 г., а также законом «О мерах к пресечению торга женщинами в целях разврата», утвержденным императором 25 декабря 1909 г.3

Во второй половине XIX - на рубеже XIX-XX вв. в России процессы ускорявшегося промышленного развития, индустриализации, урбанизации, развитие городской инфраструктуры вели ко все большему разграничению сфер труда и отдыха горожанина, к расширению последней (за счет нормирования и сокращения рабочего дня, введения календа-

* Статья написана в рамках краткосрочного гранта в области гуманитарных наук в Беларуси, России и Украине Американского совета научных сообществ (ACLS - American Council of Learned Societies) 2010-2011 гг. и является частью готовящейся к изданию монографии «Публичные дома и проститутки в досуговой и повседневной жизни Казани второй половины XIX - начала XX в.».

ря праздничных и нерабочих дней), к качественному изменению городской повседневности и досуга. Быстро развивавшаяся индустрия досуга предлагала горожанину все больший ассортимент развлечений и новых форм отдыха, создавала соответствующие учреждения и заведения.

Развитие потребительского рынка и индустрии досуга оказалось неотделимо от увеличения «предложения» и в сфере услуг продажной «любви». Городское пространство столиц и провинциальных городов наводняли как специализированные (разрешенные и нелегальные) заведения, так и одиночные проститутки - профессионалки и «любительницы».

В данной статье «ассортимент» рынка продажной «любви» второй половины XIX - начала XX в. рассматривается на примере крупного губернского города Казани. Быстро увеличивавшееся (с чуть более 60 тыс. человек в середине XIX в. до 180 тыс. человек к концу первого десятилетия XX в.) и пестрое в социально-классовом, национально-конфессиональном, культурном отношениях население, значительный рабочий и ремесленный «контингент», крупный гарнизон и немаленький отряд студенчества (основные «потребители» услуг проституток) сделали его весьма интересным и ярким объектом для изучения заявленной темы4.

Вскоре после издания «Положения» МВД, регулирующего деятельность врачебно-полицейских комитетов в Москве и Санкт-Петербурге (1844), информация о нововведениях была в 1851 г. доведена до губернских начальников. В городах полиции было предписано составлять списки публичных женщин, храниться эти списки должны были в губернских городах - во Врачебной управе, в уездных городах - в городской больнице5. С 1850-х гг. в Казани такие «списки и ведомости о публичных женщинах» и «ведомости о женщинах вольного обращения» и «вольного поведения» регулярно составлялись Казанской врачебной управой, а с 1865 г. - Врачебным отделением Казанского губернского правления. В Казани специальный орган для контроля за проституцией - под названием Про-ституционного комитета - был учрежден в 1865 г. при полиции под председательством полицеймейстера, однако, перейдя в следующем году в ведение земства, вскоре перестал созываться6. Он был заново открыт в 1886 г. -под названием Врачебно-полицейского комитета и под председательством полицеймейстера7. В состав комитета входили также губернский врачебный инспектор, три проституционных врача, городской врач, врач от военного ведомства, два ординатора губернской земской больницы, представители города и земства. Деятельность комитета продолжалась практически до революции 1917 г., однако уже в 1890-е гг. полицейский надзор и учет проституток в Казани значительно ухудшились8. Попытки

«реанимировать» регистрацию и регулярные медицинские осмотры проституток в городе в 1909 г.9, судя по всему, тоже не увенчались особым успехом.

Правила, касавшиеся поднадзорной проституции, предусматривали практически лишь одно ограничение для «поступления» женщины в проститутки - возраст. Правилами 1844 г. минимальный возраст проститутки - и одиночки, и в доме терпимости - ограничивался шестнадцатью годами (что соответствовало минимальному брачному возрасту православных женщин). Указом 1901 г. минимальный возраст женщин, поступающих в дома терпимости, был повышен до 18 лет. Согласно Правилам МВД 8 октября 1903 г., в разряд проституток могли зачисляться женщины не моложе 18 лет, а минимальный возраст для проституток в домах терпимости составил 21 год10. Официально поступить в проститутки могла любая женщина, независимо от социальной, национальной, конфессиональной принадлежности. Она должна была лишь выразить свое свободное желание. В 1886 г. муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамедьяр Султанов обратился с просьбой к Министерству внутренних дел принять положение, согласно которому мусульманки принимались бы в дома терпимости только с разрешения родителей или опекунов, а замужние - с ведома их мужей. Однако правительство данное предложение отклонило11.

Исследователями давно и подробно изучены причины, побуждавшие российских женщин указанного периода заниматься проституцией, поступать в публичные дома12. Разумеется, нужда, невозможность и неумение заработать иными способами, неграмотность и прочие стесненные жизненные обстоятельства играли здесь превалирующую роль. Однако, как ни странно и кощунственно это прозвучит, для некоторого, весьма небольшого процента женщин публичный дом и «желтый билет» означали хоть какое-то подобие свободы, права самостоятельно выбирать жизнь и судьбу.

Так, в одном из сентябрьских номеров 1910 г. московской еженедельной газеты «Женское дело» была опубликована заметка о еврейской девушке, которая, не в состоянии преодолеть другими способами ограничения, накладываемые «чертой оседлости», была вынуждена получить «желтый билет», чтобы обосноваться в Петербурге и поступить на Бестужевские высшие женские курсы13. Факт регистрации двух «бестужевок» в петербургском врачебно-полицейском комитете в 1895 г. и получение ими «бланков» приводил в своем докладе в 1897 г. врач этого комитета К.Л. Штюрмер14. Врач подавал этот факт как желание девушек «подработать» во время учебы, но, возможно, что они руководствовались теми же причинами, что и указанная выше.

Другой пример - из материалов опроса врачом Н.Н. По-рошиным в 1890-х гг. проституток восьми казанских домов терпимости. Им было опрошено 56 женщин - 28 крестьянок, 11 мещанок (по всей видимости, преимущественно русских), 17 татарок. Отвечая на вопрос о причинах, побудивших их заниматься проституцией, большинство женщин назвали нужду, тяжелые жизненные обстоятельства («скиталась с ребенком - нужда»15, «средств не хватало», «не умела работать» и пр.), собственную слабость, привычку и ошибки («лень», «избаловалась», «так легко», «глупа была», «опустилась, стала пить» и пр.). Лишь немногие - и среди них татарские девушки, чаще всего жившие в прислугах, у родни и однажды соблазненные, - ответили, что ушли в публичный дом «по охоте», «по собственному желанию». Из восьми татарок - разведенных жен на этот вопрос - фактически за всех - ответила лишь одна, остальные промолчали. Но ответ единственной из этих женщин весьма показателен: «Не хотела быть второй женой»16. Уход в публичный дом они воспринимали как освобождение от невыносимой домашней несвободы. Этот нестандартный способ «обретения свободы» был обыгран в поставленной в ноябре 2009 г. в Татарском театре им. Г. Камала в Казани режиссером Фаридом Бикчантаевым по сценар

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком