научная статья по теме "просопология" как основа культурологического учения евразийства Биология

Текст научной статьи на тему «"просопология" как основа культурологического учения евразийства»

УДК 130.2

"ПРОСОПОЛОГИЯ" КАК ОСНОВА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ЕВРАЗИЙСТВА

Иванников Геннадий Викторович, аспирант

Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя, Ивановская область, Россия genmail. ru@gmail com

Представленная работа является попыткой определить идеологическое ядро в культурологическом учении классического евразийства периода 1920-1930-х гг. Для этой цели выясняется роль персонологии в доктрине евразийства, а так же изучается влияние культурологической теории евразийства на практически-прикладные аспекты этого учения и на историческое формирование евразийского движения.

Ключевые слова: евразийство; культурологическое учение; персонология; «просопология»; «симфоническая личность»; «идеократия».

"PROSOPOLOGY" AS A BASIS OF THE

CULTUROLOGICAL DOCTRINE OF EURASIANISM

Gennady Ivannikov, post-graduate student

Shuya State Pedagogical University, Shuya, the Ivanovo Region, Russia genmail. ru@gmail. com

The article presented is an attempt to identify the ideological kernel of the culturological doctrine of the classical eurasianism re-

lating to the period of 1920-1930. With that end in view we should find out the role of personology in the eurasianism doctrine and study the influence of this culturological theory on the applied aspects of the doctrine and on the historical maturing of the eurasian-ists movement.

Keywords: eurasianism; personology; the culturological doctrine; «prosopology»; «the symphonic person»; «ideoocracy».

В условиях идеологического вакуума, возникшего в постсоветском пространстве и неизбежно требующего заполнения, появилось множество новых идеологий и доктрин, претендующих занять свободное место. В их числе возникло и современное культурно-политическое движение, именуемое как «евразийство» (точнее, «нео-евразийство»), считающее себя наследником классического евразийства периода 1920-1930-х гг., то есть, нео-евразийцы ссылаются на последнее как на признанный авторитет. При этом культурологическое учение евразийцев на настоящий момент еще не достаточно детально исследовано, и, в частности, мало изучена такой важный аспект евразийской доктрины, как персонология. Поскольку классическое евразийство уже завершило свое формирование в истории, его изучение и анализ представляются вполне возможными.

Целью исследования является выделение в культурологическом учении классического евразийства идеологического ядра.

Задачи исследования: изучение персонологии евразийства, наличия и степени его влияния на всю евразийскую культурологическую доктрину в целом, и, в частности, на политологию евразийства.

Предмет исследования: письменные труды Н.С. Трубецкого, Л.П. Карсавина, П.Н. Савицкого - основных идеологов евразийского движения.

Евразийское движение возникло как культурфилософское направление, как «лига русской культуры» [7, с. 126]. Первоначально евразийцы считали, что их главная задача - поставить на обсуждение культурно-философскую проблему смысла русской истории и русской революции. Но, к сожалению, постепенно евразийцы стали вырождаться в политическую партию, что и привело к гибели движения. В переломный момент к евразийству примкнул Л.П. Карсавин (но впоследствии, покинул это движение, не желая участвовать в политике). Его учение о личности легло в основу евразийской персонологии (от persona (лат.) -лицо, личность), или как называли его сами евразийцы - «про-сопологии» (от npooranov (др.-греч.) - лицо, личность) и культурологии.

В 1927 г., когда Н.С. Трубецкой опубликовал работу «К проблеме русского самопознания», в этом же году была напечатана работа Карсавина «Основы политики». Карсавин исходил из того, что политика «должна строится не на индивидуалистически-материалистических и не на бездейственно релятивистских предпосылках и гипотезах, а на философском учении о личности (просопологии, или персонологии), что только из учения о личности выясняются природа и строение субъекта культуры как личности соборной, природа государственности как формы, определяющей личное бытие этого субъекта и органичность культуры, смысл духовного и материального творчества культуросубъекта» [3, с. 125]. Н.С. Трубецкой так же считал, что персонология занимает в евразийской доктрине центральное место: «Одним из самых важных понятий, лежащих в основе евразийского учения, является понятие личности, и что на этом понятии строятся и философская, и историософская, и социологическая, и политическая стороны евразийства <...> вместо энциклопедии, т.е. анархического конгломерата друг с другом не согласованных научных, философских, политических, эстетиче-

ских и т.д. идей, должна быть создана стройная и согласованная система идей. А этой системе идей должна соответствовать и система практических действий» [5, с. 11, 15].

Когда речь идет о реалиях индивидуальной человеческой жизни или общественной жизни, то невозможно рассматривать эти реалии лишь как систему внешних механических причинных связей. Такой взгляд оправдан лишь в применении к познанию материального бытия. И индивидуальные личности, и социальные группы (сословия, классы, народы, нации и все человечество в целом) не есть замкнутые в себе социальные атомы, объединенные лишь внешними механическими связями. Н.С. Трубецкой утверждает, что каждая из этих реалий - это «живое органическое единство многообразия» [5, с. 21], т.е. личность. «Личность - единство множества и множество единства. Она -всеединство, внутри которого нет места внешним механическим и причинным связям» [5, с. 21].

Евразийское мировосприятие строится на признании реального существования общественно-культурных циклов зарождения, расцвета и упадка цивилизаций. При таком подходе культура наделяется всеми признаками личности, что достигается через ее обособление, индивидуализацию. Так называемая «симфоническая личность» культуры составляется из комплекса иерархически организованных общностей и личностей (класс, сословие, семья, индивид), сосуществующих одновременно, но генетически связанных с предшествующими им прошлыми поколениями. В качестве такого сложного организма культура переживает определенные стадии своего развития, но не в рамках непрерывного эволюционного ряда, а в круге законченного (закрытого) культурного цикла.

Здесь явно прослеживаются идеи Д. Вико и немецких романтиков о вращающейся в циклических кругах органической культуре, культуре прежде всего духовной и интеллектуальной. И это не случайно. Ведь «симфоническая личность» евразийцев

(выросшая из «всеединства» их идеолога Карсавина) имеет много общего с «Мировой Душой» у Плотина или у гностиков и с «Духом» у Гегеля. Подобные идеи никогда не исчезали из европейского менталитета. Евразийцы, пытаясь противопоставить свою идеологию западному образу мышления, здесь оказались вовсе не оригинальны.

Л.П. Карсавин развивал основополагающую для евразийской теории концепцию симфонической личности как единства многообразия в противоположность европейскому индивидуализму, где личность является самодостаточным социальным атомом. Индивид становится личностью в органичном единстве с целым - семьей, сословием, классом, народом, человечеством, которые, в свою очередь, являются симфоническими личностями. Объективацией симфонической личности является культура: «Культура - не простая сумма ценностей и даже не система их, но их органическое единство, всегда предполагающее существование некоторого субъекта, который их создает, хранит и развивает, который, нужно сказать и так, сам в них, и только в них, развивается» [3, с. 176].

Евразийцы учат, что реально существуют не только индивидуальные человеческие личности, но и «личности соборные». Социальная группа, субъект культуры - тоже, по мнению евразийцев, личность, но более высокого порядка. Для ее обозначения и введено было особое понятие «личность многочеловеческая (или симфоническая, соборная)», отличное от понятия «ча-стночеловеческая (или индивидуальная) личность». Так, личностью, с евразийской точки зрения, является весь народ, или даже целая группа народов, создавших, создающих или могущих создать особую культуру.

Любая личность конкретно проявляется в каком-нибудь определенном своем состоянии, или индивидуации. Жизнь «част-ночеловеческой» личности, наблюдаемая извне, сводится как бы

к непрерывному ряду бесконечного числа таких индивидуаций, сменяющих друг друга во времени, причем отдельные вырванные из этой цепи индивидуации (например, облик данного человека в детстве, в молодости, в зрелом возрасте и в старости) могут довольно сильно отличаться друг от друга; вглядываясь пристальнее, можно заметить, что в жизни всякой «частночеловеческой» личности таких индивидуационных рядов не один, а несколько, ибо каждая личность имеет несколько ликов, которые все сосуществуют одновременно, но конкретно проявляются каждый в своих особых, сменяющих друг друга во времени индивидуациях: например, «я - в кругу семьи» и «я -на службе или на работе» - два разных лика одной и той же личности. Но личность не совпадает ни с одним из этих ликов и ни с одной из этих индивидуаций: личность есть связь и совокупность всех их. Это учение евразийцы применяют как к «ча-стночеловеческой», так и к «многочеловеческой» личности.

Каждая личность, с одной стороны, имеет определенные индивидуации, а с другой - сама есть (фактически или потенциально) индивидуация другой, более «объемистой» личности. Существует как бы особая иерархия личностей - по признаку вхождения их друг в друга.

Личность, в понятии евразийцев, - это «единство множества ее состояний, проявлений и т. д.» [2, с. 21]. Ее единство и ее множество друг без друга не существуют. «В самом деле, нет личного сознания и личности вне ее мышления, хотения и других ее состояний, и нет личного состояния, которое не было бы проявлением самой личности и не связывалось бы со всеми прочими ее состояниями. Личность - единство множества и множество единства» [2, с. 21].

Личность не есть исключительно психическое явление. Она обладает и духом, и плотью и проявляет себя не только в духовной, но и в физической сфере. Между духом и плотью каждой лично

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком