научная статья по теме ПРОСТИТУЦИЯ КАК ОСТРАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ПРОСТИТУЦИЯ КАК ОСТРАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Социологические науки Социальная структура, социальные институты и процессы

Белюстина А.В., соискатель Московского государственного областного университета

ПРОСТИТУЦИЯ КАК ОСТРАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

90-е годы XX века для России являются особенными, так как именно с этого времени страна вступает на путь демократических преобразований, благодаря которым происходит трансформация всех сторон государственной и общественной жизни. Преступность, наркомания, проституция, алкоголизм, попрошайничество и многие другие социальные пороки общества обостряются среди миллионов людей. А участие молодежи в данных социальных явлениях отмечается все больше.

Необходимо отметить, что формирование молодежи России связано с теми объективными проблемами, которые возникли в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, сокращением рождаемости, ростом проституции. Проституция же приобретает все большие масштабы и становится одной из главных про-блем.1

История показывает, что проституция возникла практически на начальных этапах становления общества и пережила многочисленные периоды расцвета и упадка. Не смотря на то, что во многих странах боролись с этим явлением, полностью искоренить его не удалось.

Нужно заметить, что единого подхода к раскрытию понятия «проституция» нет. Еще в древности люди пытались наиболее объективно и четко дать определение проституции.

Первым организатором проституции считается Солон (между 640 и 635 - ок. 559 гг. до н.э.). Он покупал женщин и предлагал их «в общее пользование, готовых к услугам за внесение одного обола». 2 Проститутка, по римскому праву, «есть женщина, которая неограниченно удовлетворяет общий публичный спрос на половые наслаждения. Все женщины, вступающие в половые отношения со многими мужчинами публично или тайно, в борделе или в другом месте, за вознаграждение или без него, со сладострастием или холодно, без разбора - проститутки».3 Именно это старейшее определение проституции отмечает наиболее существенные ее признаки:

• отдача себя многим, часто меняющимся лицам;

• полное равнодушное отношение к мужчине;

• отдача себя за вознаграждение.

Согласно христианскому учению, проституция - это форма разврата, поэтому любая половая связь, в том числе внебрачная, является формой проституции.

В период с XII по XX вв. все новые определения понятия «проституция» формировались на основе римского канонического и германского права. Поэтому было принято много интересных попыток дать определение этому явлению с точки зрения права, социологии и медицины.

1 См.: Молодежь: структура и социальные проблемы. - Самара: Самарский университет, 1998. -С.12.

2 См.: Блох И. История проституции. - СПб.: Аст-пресс, 1994. - С.14.

3 Блох И. История проституции. - СПб.: Аст-пресс, 1994. - С. 18.

H.В. Белов выделяет следующие основные признаки проституции:

I. Необходимо проводить строгое различие между проституцией и другими видами внебрачного удовлетворения полового влечения, так как существуют свободные половые отношения, которые нельзя классифицировать как проституцию.

2. Проститутка предоставляет себя в пользование неограниченному кругу лиц.

3. Публичность торговли своим телом.

4. Равнодушие к личности клиента, желающего воспользоваться услугами проститутки.1

В работе В.М. Броннера и А.И. Елистратова «Проституция в России» сказано: «Для определения понятия проституция необходимо установить следующие признаки - элемент открытой купли и продажи женского тела, отсутствие у женщины свободного полового выбора и доступность ее всякому желающему обладать ею за материальное вознаграждение».2

Профессор С. Голод, в статье «Проституция и мораль» пишет: «Как известно, термин «проституция» происходит от латинского языка «выставляться публично». Под проституцией понимается такая форма внебрачных отношений, которая не основывается на личной склонности или чувственном влечении, при этом для одной из сторон (женщины) важным стимулом является заработок».3

Таким образом, под проституцией понимается вступление в случайные сексуальные отношения за плату, не основанные на личной симпатии и, как правило, имеющие систематичность.

Большинство авторов, изучавших проституцию, выделяют три формы ее существования:

1. Проституция гостеприимства.

2. Религиозная проституция.

3. Легальная проституция.4

Хотелось бы отметить, что первые две форма не могут быть отнесены к проституции в полном понимании этого слова, поскольку выполнение этих действий предписывали обычаи, правила поведения, религиозные культы. Но тем не менее, именно эти своеобразные формы сексуальных отношений, могли повлиять на развитие проституции на первых этапах формирования общества.

Например, у племени каледонцев жены были общими, а их дети принадлежали всему племени. Поэтому и слово «брак» в их языке тоже отсутствовал.5

В племени моссагетов каждый мужчина брал себе женщину, которой потом пользовались все. В такого рода племенах, как правило, создавались временные союзы между отдельными парами, особенно если женщина забеременела и эти союзы сразу разрушались, как только женщина рожала ребенка.6

«Таково происхождение брака - считает Ч. Ломброзо, - который из проституции и поло-

7

вого насилия развивался так же, как право из преступления».

У тех народов, где существовал брак, он, благоприятствовал развитию проституции. Так Мужчины племени онома часто обменивались во время оргий своими женами, которых они

1 Куликова М.С. Проституция как социальное явление: историко-юридическое исследование. - Самара: из-во СФ МГПУ, 2004. - С. 8.

2 Куликова М.С. Проституция как социальное явление: историко-юридическое исследование. - Самара: из-во СФ МГПУ, 2004. - С. 9.

3 Голод С. Проституция и мораль // Наука и техника.-1988.-№9. - С. 27.

4 Куликова М.С. Проституция как социальное явление: историко-юридическое исследование. - Самара: из-во СФ МГПУ, 2004. - С. 13.

5 См.: Там же. - С. 14.

6 Куликова М.С. Проституция как социальное явление: историко-юридическое исследование. - Самара: из-во СФ МГПУ, 2004. - С. 14.

7 Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М.: Феникс, 1998. - С. 300.

принуждали отдаваться своим родственникам.1 У эскимосов женщина во время отсутствие мужа может отдаваться кому ей угодно. В Тибете девушки носят на шее кольца, символизирующие количество половых партнеров, и чем больше колец на шее у девушек, тем с большей торжественностью празднуется ее свадьба. У некоторых племен на Панамском перешейке самые знатные женщины считают недостойным для себя отказать в сексуальных отношениях любому, кто бы ни попросил.2 В арабском племени гассиниэ женщина также свободна в половом отношении раз в 4 дня. В племени надовесси славилась та женщина, которая после праздника была в состоянии отдаться сорока воинам. В Дарфуре мужья уступали иностранцам своих жен за известное вознаграждение.3

Так развивалась проституция гостеприимства, которая берет начало с древнейших времен и достойный прием гостя считался священным долгом. Хозяин дома был обязан принять любого чужеземца, предлагая лучшее, что у него есть, в т. ч. свою жену. Такой прием способствовал развитию торговых отношений. Поэтому и сформировался «спрос» на такого рода услуг.

Религиозная проституция подразделяется на два вида:

1. Однократная (в честь какого-либо божества).

2. Постоянная.

Постепенно религиозная проституция перерождалась в легальную, светскую, которая имела характер ремесла и была направлена на получение доходов.

В русском обществе в древние и средние века, которое было изолировано длительное время от Западной Европы и которое развивалось самобытно, продажная проституция не имела места; по крайней мере, ни один из русских летописцев не упоминает о ней. Но это не дает объективного права утверждать, что в древней Руси не существовало внебрачных связей.

Например, в средневековых источниках встречается упоминание о женщинах, занимающихся проституций. В 1649 г. царь Алексей Михайлович издал указ, в котором обязал городских объезчиков следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди не было».4

Считается, что именно до Петра I проституции в России почти не существовало. При Петре I без женщин не устраивался ни один праздник, но одно общественное собрание; сам царь и его семейство подавали этому высокий пример. В приказе, данному санкт-петербургскому генерал-полицмейстеру 25 мая 1718 г., делается уже указание на существование в то время публичных домов, в которых собирались различные лица для различных «похабств».5

Придя к власти Елизавета Петровна ополчилась на бани, считая их рассадником блуда и непристойностей. В банях, наряду с общими залами, имелись и приватные кабинеты, куда за плату и по выбору клиента приходили растирательницы. В период ее правления появляются публичные дома с богатой аристократической обстановкой.

В царствование Екатерина II проституция наносит отпечаток не только на нравственности общества, но и на его здоровье. В виду возможного прекращения проституции и развития сифилиса, Сенат, 20 мая 1763 г., постановил определение: «всех женщин, одержимых венерическими болезнями, по излечении ссылать на поселение в Нерчинск».6

1 Куликова М.С. Проституция как социальное явление: историко-юридическое исследование. - Самара: из-во СФ МГПУ, 2004. - С. 15.

2 См.: Там же.

3 Там же. - С.16.

4 См.: Малахов А. Три века проституции// сайт: http://www.mokruxa.narod.ru/

5 См.: Матвеев Б. История проституции. - СПб.: Браск, 1994. - С. 195.

6 См.: Матвеев Б. История проституции. - СПб.: Браск, 1994. - С. 199.

Павел I облачил проституток в спецодежду: публичные женщины были обязаны под страхом тюремного заключения носить специальное желтое платье. С этого времени желтый цвет становится символом их профессии.1

Николай I окончательно решил вопрос о проституции, признав ее терпимою в России, и повелев приступить к устройству врачебно-полицейских комитетов. В конце XIX в. в России уже было зарегистрировано порядком 2 тысячи публичных домов. Однако к началу XX в., благодаря давлению общественного мнения их ко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Общественные науки в целом»