научная статья по теме ПРОСТРАНСТВО И ДВИЖЕНИЕ Социология

Текст научной статьи на тему «ПРОСТРАНСТВО И ДВИЖЕНИЕ»

© 2014 г. Д.Н. ЗАМЯТИН

ПРОСТРАНСТВО И ДВИЖЕНИЕ

ЗАМЯТИН Дмитрий Николаевич - доктор культурологии, руководитель Центра Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва).

Аннотация. Исследованы основные онтологические модели воображения пространства и движения. Рассмотрено соотношение понятий движения и путешествия сквозь призму понятия сопространственности. Предложен метагеографический подход к изучению проблематики телесности движения. Выявлено онтологическое значение сакральности для формирования дискурса путешествия.

Ключевые слова: пространство • движение • онтология • сопространствен-ность • место • путь • путешествие • сакральная география • метагеография

Базовые онтологические модели воображения пространства и движения. Введение в контекст. Пространство возникает из движения - воображаемого, мысленного, метафизического, физического. В сущности, помыслить движение уже может означаться как акт изначального онтологического порождения пространства. Однако значит ли это, что пространство немыслимо без движения, или же просто не существует без него?

Пространство может воображаться как что-то, несомненно, причастное движению; тем не менее, оно может быть источником и образом покоя, неподвижности, всякой "недвижимости". Каждый раз, когда затевается какое-либо движение, оно исходит, как правило, из некоей точки, пункта, места, которые в данном случае есть эквивалент конкретно - здесь и сейчас - воображаемого и понимаемого пространства. Такова первичная мыслительная позиция, которая может и должна быть модифицирована, изменена, развита в зависимости от рассматриваемой ситуации, в любом новом контексте.

Если представлять процесс воображения и мышления как безусловное движение, то соответствующие пространства формируются как динамические онтологические модели. В известной степени, можно говорить об онтологическом двуединстве, "сугубости" пространства и движения. Выражаясь упрощённо, условием возможности помыслить пространство является необходимость начала какого-либо движения; наряду с этим, движение выступает как онтологическая "процедура" опространств-ления, спациализации1 воображения и мышления [Райнах, 2001; Флоренский, 2000; Койре, 1983: 44-48].

Абстрагируясь от дальнейших метафизических спекуляций, попробуем представить первичную обобщённую модель движения, основанную на пространственном воображении. При этом можно ориентироваться на наиболее легко представляемое физическое движение. Цель создания подобной ментальной модели заключается в определённого рода экономии мышления, коль скоро эти две исследуемые фундаментальные категории мыслятся параллельно и взаимосвязано. Такую модель можно

1 От лат. врайо - пространство.

также назвать пространственно-динамическим образом-архетипом [ср.: Головнёв, 2009].

Начиная двигаться, что-то или кто-то (субъект/объект или некая субстанция) начинает задавать, определять, фиксировать самого себя своим собственным пространством, размещаясь в нём. По сути дела, именно процесс размещения, взятый, "схваченный" в его онтологической коннотации, и есть "сердцевина" пространственно-динамического образа-архетипа. Место, постоянно, тотально, непрерывно меняющееся, является естественным пространством "двигающегося". Пространственные координаты, трансформирующиеся в ходе этого процесса, могут восприниматься как непосредственное выражение, актуальная репрезентация самого движения.

Всякое место, понимаемое онтологически, есть уникальное событие [Хайдеггер, 1993: 312-316; Замятин, 2009]. Процесс размещения означает в таком случае "собы-тийствование" пространству; пространство "бытует" и "событийствует" конкретному движению. Если двигаются отдельный человек, группа или коллектив, то можно говорить о сознании, постоянно размещаемом последовательностями пространственных событий. Сознание, личностное или групповое, может рассматриваться тогда как модель или образ размещения определённых событий. Иначе говоря, движение отдельного человека или человеческого сообщества может пониматься как со-бытие пространству в его непосредственном размещении [ср.: Делёз, Гваттари, 2010: 587717]. Осознание пространства как разворачивания непосредственно данной событийности есть непрерывная, непрерывающаяся результирующая движения, своего рода "дифференциальное уравнение" пространства и движения.

Проблема пространства и движения будет рассматриваться нами далее в контексте разработки соответствующей онтологической модели порождения и развития данных образов и концептов. Естественно, что первоначально мы отталкиваемся от физического движения, говоря также о классической оппозиции подвижности и неподвижности (покоя).

Движение и сопространственность. Попробуем, в первую очередь, осмыслить движение как процесс размещения. Всякое конкретное движение можно осознавать как опыт размещения. Движение как таковое можно представить как процесс осознания себя (или кого-то другого) "в" месте, "на" месте. Бытие самодвижимо, и место в таком случае - феноменологически - может рассматриваться как со-бытие, как бытие, обращённое к самому себе в процессе размещения, иначе: бытие, постоянно опространствляющее себя. Мы можем постулировать здесь несомненную событийность пространства, коренящуюся в бесконечных процедурах и опытах размещений, не возможных без какого-либо движения и самой по себе подвижности как имманентного качества-субстанции бытия.

Мы можем осмыслять движение как импульс или пульсацию процесса опростран-ствления. Движение пространственно, поскольку оно атрибутирует, пред-о-ставляет пространственность самой себе, показывая её как проникающий образ тотального самообозрения, "аутопаноптикума". Здесь следует всё же отметить, что мы пользуемся в основном зрительным, оптическим дискурсом, не прибегая пока к остальным классическим чувственным дискурсам.

Движение как своего рода пульсация предполагает его некоторую "случайность" в онтологическом смысле. Движение как бы случается в рамках плодотворно реализуемой пространственности, оборачивающейся всё новыми и новыми движениями, в которых каждый раз мы имеем дело уже с какими-то другими пространственностя-ми - они не начисляются, не перечисляются, но разворачиваются веером голографи-ческих "инсталляций", каждая из которых может рассматриваться как неотъемлемая часть другой, отличающейся от неё лишь иным движением. По сути дела, мы говорим здесь о со-пространственности [Замятин, 2011; 2012] как одновременно и условии, и

результате, и процессе полноценного движения - полноценного в контексте его онтологической понятой со-бытийности.

Со-бытийность, понятая в движении и движением как со-пространственность, означает онтологическое наличие пути как некоего объёмного образа самодвижения. Если в аристотелевской традиции движение может трактоваться как условно "пассивный" процесс, имеющий внешнюю причину [Аристотель, 1976: 73-75; 1981: 82-83], и если даже в более "широкой" платоновской версии (мы не говорим здесь о досо-кратиках) движение может как бы самозарождаться, имея самоё себя собственной "причиной" (лучше сказать, что оно не имеет причины и акаузально) [Платон, 1993: 205-208; 1994: 436], то в нашем понимании движение должно "самоумножаться", постоянно претерпевать свои собственные "двигательные" изменения, расширяясь до пути, и, как потенциальное следствие, до путешествия. Иначе говоря, в горизонте событийности любое движение имеет путь, становится путём, предполагающим далее возможность путешествия - становящегося или же не-становящегося в опытах сопространственности.

Движение и путешествие: к телеологии пространственности. Итак, не всякое движение становится путешествием. Что должно произойти - чтобы родилось, возникло, "задвигалось" путешествие? По всей видимости, в первую очередь нужно говорить о "проходимости" пути [Jackson, 1997]. Путь может как бы зависнуть, застыть, характеризуя лишь внешне, формально, условно-феноменологически становящееся движение - оставаясь лишь статично проживаемой телеологией пространственно-сти.

Проживание пути как переживания и за-хваченности (приставка "за-" имеет здесь онтологическую значимость) ведёт к рождению путешествия и путешественности. Путь, захваченный и переживаемый сам собою, оказывается движением сопростран-ственностей, раскрывающихся своей собственной, порождаемой здесь-и-сейчас сакральностью: сопространственности как бы шествуют путём, формируя образную аутентичность самодвижения. Пространство воображает себя путешествием, если движение всякий раз схватывается и захватывается как бытие-за.

Движение в онтологическом смысле есть самопорождение пространства. Пространство вне движения возможно, однако оно не актуализируется, оставаясь потенциалом не репрезентирующего самоё себя бытия. Вместе с тем, пространство вообразимо посредством путешествия и через путешествие - оно как бы познаёт и воображает себя путешествием. Иначе говоря, движение можно рассматривать как некий онтологический "нулевой цикл" актуализации пространства, тогда как путешествие оказывается "необязательной" феноменологической стадией дальнейшего онтологического разворачивания пространства. Бытийность пространства рождается в движении и движением, которое может воспроизводить одномерно расширяющийся гомогенный процесс ("круги на воде"). Путешествие же здесь - "посторонняя рябь", наложение пространства на пространство, внутренняя когнитивная интерференция разнонаправленных движений, осознаваемых одно в другом. С точки зрения формальной логики, безусловно, можно рассматривать путешествие как вид движения; с точки зрения неформальной логики, путешествие - качественно иное состояние пространственности, имеющее чаще всего своим внешним признаком физическое движение/ перемещение.

Возможно ли путешествие "на месте", "в месте", не двигаясь, оставаясь неподвижным? Жанр воображаемых путешествий, получивший литературный "статус" и признание [де Местр, 2003], позволяет задаться этим вопросом: где "находится" движение, и где "находится" пространство в данном случае?

Мы можем достаточно уверенно сказа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком