научная статья по теме ПРОЦЕССЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ) Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ПРОЦЕССЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ)»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 2

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Л.М. ДРОБИЖЕВА

Процессы гражданской интеграции в полиэтническом российском обществе

(Тенденции и проблемы)*

Современная Россия, преодолевая последствия переходного периода, определяет свою позицию не только по политическому и экономическому (с соответствующими трансформациями в социальной структуре) векторам. Не менее важно и восстановление идеологической системы координат, в соответствии с которой выстраивается пространство меняющихся идентичностей и солидарностей, их ценностно-нормативный и коммуникационный потенциал. В постсоветское время граждане Российской Федерации столкнулись с необходимостью переосмысления пространства страны, в которой они живут: ее новых территориальных очертаний, этнического состава населения, политического устройства, рождающихся и отмирающих ценностей, изменяющейся социальной стратификации. Скорости и масштабы осознания трансформационных изменений, встраивание в новую систему отношений, освоение новых смыслов и значений были разными. Все это определяло многообразие жизненного мира, в котором происходила, с одной стороны, индивидуализация идентичностей людей, а с другой -росла потребность в пространстве, где тебя понимают и разделяют какие-то интересы, усиливалась важность больших, воображаемых (термин Б. Андерсона) сообществ - областного, республиканского, государственного, гражданского, политической нации.

Когда речь применительно к нашей стране заходит о таком феномене, как национально-гражданская общность, не только склонные к преувеличениям СМИ, но и многие представители научного сообщества предпочитают в лучшем случае говорить об этом как о некоем почти недостижимом идеале, а в худшем - как о кризисе идентичности российского социума. Такая логика подтверждается ссылками на различного рода негативные тенденции: нарастание этнонационалистических настроений, популярность великодержавно-шовинистических концепций, усиление социально-классовой розни и пр. Спору нет, подобные явления - часть нынешней социальной реальности. Однако хотелось бы обратить внимание и на наличие иной тенденции -процесса постепенной, может быть пока еще не столь значимой, как хотелось бы, гражданской интеграции полиэтнического российского общества.

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 07-03-00408а).

Дробижева Леокадия Михайловна — профессор, доктор исторических наук, руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН.

Категория гражданско-государственная (национально-гражданская) идентичность

включает не только лояльность государству, но и отождествление индивида со своими согражданами, представления об этом сообществе, ответственность за судьбу страны и сопутствующие этому чувства (гордость, обида, разочарование, пессимизм или энтузиазм). Так же, как и в республиканской, локальной, этнической идентичности здесь присутствуют когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы (готовность к действию во имя этих представлений и переживаний).

Прошедшие с 1991 г. семнадцать лет - срок исторически небольшой, но не случайно социологи во всем мире выделяют один тренд: сжатие времени и фрагментация пространства. За истекшее время существования новой России ныне живущее поколение пережило немало последствий распада СССР: взрыв этничности и национальные движения, суверенизация в республиках и сепаратизм регионов, укрепление вертикали власти и переосмысление демократизации первого этапа трансформации. Помимо смены политического устройства общества, это был период кардинальных социальных изменений: формирования новых слоев, новых стилей жизни, ценностей, ориен-таций в экономической и социально-культурной сферах.

Такого рода масштабные трансформации отразились на самосознании людей, их идентичности. Понятие "государственно-гражданская", или "национально-гражданская" идентичность достаточно новое для нашей публичной сферы, да и для российской научной литературы, ибо в России исторически сложилось понимание нации как этнокультурной общности. И только в постсоветское время стали употребляться такие понятия, как "государственная идентичность", "россияне", "российская идентичность". В общественный дискурс вошло понимание нации как граждан государства, по аналогии с Францией, Великобританией, США1.

За этими новациями был политический смысл, а не стремление российских ученых адаптировать свой понятийный аппарат к нормам, принятым в мировом сообществе. Если под нацией понимается государственная общность, то снимается или, как минимум, редуцируется право наций как этнокультурных, этнических образований на самоопределение вплоть до образования самостоятельного суверенного государства. Ибо категория "суверенитет" закрепляется за государственной общностью. Для России это особо важно, поскольку в начале 1990-х гг. республики в ее составе приняли Декларации о суверенитете. Поэтому не случайным стало употребление в публичном пространстве, особенно в выступлениях Президента РФ, понятия "нации" не в традиционном этнокультурном смысле, а в смысле государственной, гражданской общности - "политической нации". Это находит выражение через такие определения, как "российская нация", "граждане России", "мы как нация", "мы - народ России", "единый народ России" и т.д. В таком значении "нация" и производное от него определение "национальный" (интересы и т.п.) в посланиях Президента РФ Федеральному собранию в 2000 г. употреблялось 10 раз, в 2005 г. - 15 раз, в 2007 г. - 18 раз2.

Но одно дело политический дискурс, а другое - его преломление во мнении общества. Современная идентичность населения России - сложный конгломерат новой российской, ностальгической советской, социальной, региональной, локальной, этнокультурной, религиозной идентичностей. Естественно, все политические, социально-культурные, экономические трансформации общества находят отражение в государственно-гражданской идентичности, поэтому по изменениям в ней судят о направлениях в развитии социума, но и она сама, ее характер, масштабность, интенсивность, способствует ориентации и мобилизации людей, становится социальным ресурсом в об-

1 Инициатива принадлежала члену-корреспонденту РАН В. Тишкову, но споры с ним вели и Р. Абду-латипов, и Э. Баграмов, и член-корреспондент РАН Ж. Тощенко, и В. Козлов, и др.

2 Подсчеты произведены с помощью поисковой функции в программе Microsoft Word - Ctrl + F. Тексты президентских посланий размещены на сайте www.kremlin.ru.

щественном развитии. Именно с этой точки я постараюсь рассмотреть идентичность россиян как ресурс государства и общества.

Здесь, однако, уместно небольшое отступление. Все исследовательские центры, отслеживающие динамику общероссийской идентичности, фиксируют ее устойчивость и приближение к условно называемым базовым идентификациям (семья, профессия и др.). По данным Всероссийского центра трансформационных процессов Института социологии РАН в 2002 г. 63% респондентов солидаризовались с образом "мы - россияне" [Данилова, 2005, с. 226]. Институт комплексных стратегических исследований РАН в 2004 г. зафиксировал российскую идентичность у 45,4% жителей мегаполисов и 51,4% у провинциалов [Российская... 2005]. Согласно последнему исследованию по проекту РМЭЗ (ЯЬМБ) гражданами России ощущали себя "часто" и "иногда" 65% опрошенных (68% горожан и 59% селян)3.

Отдавая должное важности статических замеров общероссийской идентичности, хотелось бы указать на целесообразность более глубокого исследования ее содержания и динамики процесса ее складывания. В этом контексте необходимо, как минимум:

- дать реальную оценку и перспективность интегрирующих общество ценностей;

- определить, какой тип идентичности (государственно-гражданский, региональный, этнический и т.д.) будет доминирующим, какие факторы станут влиять на российскую ментальность в перспективе;

- оценить модернизационные, традиционалистские и амбивалентные тенденции применительно к регионам и стране в целом и выявить доминирующие перспективные направления.

Ответы на эти и аналогичные вопросы могут дать материалы совместной работы ресурсной группы Института социологии РАН с Межрегиональными институтами общественных наук в 2006-2007 гг.4, а также данные социологических исследований в Республике Саха (Якутия) - в 2006 и 2007 гг.5

Итак, по результатам опросов в регионах с доминирующим русским населением гражданами России ощущали себя 86% респондентов. В Свердловской, Томской и Воронежской областях этот показатель был выше (около 90%), в Саратовской и Калининградской областях и Приморье ниже (порядка 77%). При этом не менее половины опрошенных составили группу тех, кто ощущают себя гражданами России в значительной степени. Эти индикаторы интересно сравнить с данными по этнически гетерогенной Республике Саха (Якутия), где ситуация в 2007 г. выглядела так: национально-гражданскую идентичность - ассоциирование себя в значительной мере с гражданами России предпочли 63% якутов и 81% русских. Кроме того, почти 30% якутов и 15% русских отождествляли себя с гражданами России "в некоторой степени". В целом же в той или иной степени положительно отвечали на вопрос более 90% населения республики.

Если сравнить эти показатели с их аналогами 1990-х гг. (20% и 79%, соответственно), то легко заметить, что представление "мы - россияне" укрепилось у обеих референтных групп, причем у якутов даже значительно больше, чем у русских. Это - серьезная подвижка, но необходимо учитывать, что оба этноса вкладывают в данное понятие несколько разное содержание. При перенесении соответствующего вопроса в

3 Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения проводится Институтом социологии РАН совместно с Университетом Северной Каролины (США) и Институтом питания РАМН. Руководители с российской стороны П. Козырева и М. Косолапов.

4 В ресурсную группу Института социологии РАН, создавшую программу исследования, входят Л. Дробижева, М. Черныш, А. Чирикова.

5 В опросный лист этих исследований были включены блоки вопросов, фиксировавшие

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком