научная статья по теме ПРОЦЕССЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕЛЕНИЯХ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПРОЦЕССЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕЛЕНИЯХ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

ЭО, 2010 г., № 6 © Р.Р. Садиков

ПРОЦЕССЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕЛЕНИЯХ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ*

Ключевые слова: межконфессиональное взаимодействие, этнически смешанные селения, конфессиональные и этнические группы, Урало-Поволжский регион

В статье религиозный фактор представлен как приоритетный в разных вариантах взаимодействий этноконфессиональных групп: удмуртов (православных, "язычников", баптистов), марийцев ("язычников"), мордвы (православных), татар и башкир (мусульман), чувашей (православных, "язычников", баптистов), русских (православных). В исследовании показано, что определяющую роль в них играли либо сохранение традиционных верований ("язычество"), либо распространение мировых религий (ислама и христианства).

Территория Урало-Поволжья издревле является зоной этнических и конфессиональных контактов. Здесь с глубокой древности взаимодействуют друг с другом финно-угорские, тюркские и восточнославянские народы, приверженцы традиционных религий, суннитского ислама и православного христианства (Кузеев 1992: 5). Многовековой опыт взаимодействия разных по происхождению и культуре этнических и конфессиональных групп оставил глубокий след в языке и традициях каждой из них. В современных условиях процессы взаимодействия этих групп еще более усилились, что делает актуальным вопрос их изучения. Наиболее интенсивно они происходят в тех поселениях, где совместно проживают представители разных народов и конфессий.

В качестве примера рассмотрим процессы взаимодействия различных этнических и конфессиональных групп в нескольких смешанных селениях Башкортостана, Татарстана, Кировской и Самарской областей, в которых проживают, образуя разные комбинации, удмурты (православные, "язычники", баптисты), марийцы ("язычники", православные), мордва (православные), татары/башкиры (мусульмане), чуваши (православные, "язычники", баптисты), русские (православные, старообрядцы). Определяющую роль в этих процессах играли либо сохранение традиционных верований ("язычества"), либо распространение мировых религий (ислама и христианства). Религиозные процессы были неразрывно связаны с этническими, влияя как на развитие определенных параметров этнической культуры, так и на функционирование этнического сообщества в целом. Исследование позволяет оценить роль религиозного фактора в межэтнических взаимодействиях и определить характеристики межконфессиональных контактов.

Один из ярких примеров влияния религиозного фактора на судьбу этнического сообщества - история с. Гарибашево Татышлинского р-на Республики Башкортостан,

Ранус Рафикович Садиков - кандидат исторических наук, заведующий отделом этнологии Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН; e-mail: kissapi@mail.ru

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проекты № 06-01-00204а "Этнически смешанные селения в Урало-Поволжском регионе: историко-эт-нологическое исследование" и № 08-01-0024а "Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья").

Мечеть в с. Гаребашево Татышлинского р-на Республики Башкортостан. 2008 г. Фото автора

население которого состоит из башкир с татарским языком общения, а по происхождению - исламизированных удмуртов. Деревня Гарибашево была основана в 1627 г. удмуртами (ЦГИА РБ 1: 245; ЦГИА РБ 2: 281). Удмурты же составляли ее население до середины XIX в. (РГАДА: 437; ЦГИА РБ 3; Асфандияров 1994: 40). Согласно сведениям 1870 г., в д. Гарейбаш уже обитали 269 удмуртов и 243 башкира (Список 1877: 69). По данным земского обследования 1897 г., здесь проживали 689 башкир и 88 удмуртов (Сборник 1901: 588). Подворная перепись крестьянского хозяйства Уфимской губ. 1912-1913 гг. зафиксировала 971 жителя деревни как тептярей (Крестьянское хозяйство 1914: 1246-1247), а при проведении сельскохозяйственной переписи 1917 г. из общего числа 1061 жителей 1020 были записаны удмуртами (Западные башкиры 2001: 568).

Материалы послевоенных переписей населения в качестве преобладающей национальности в Гарибашево называют башкир, в 1989 г. - башкир и татар (Башкирская АССР 1961: 291; Башкирская АССР 1981: 273; ВПН 1989: 307). По сведениям Всероссийской переписи населения 2002 г., в с. Гарибашево 92% населения также составляли башкиры (ВПН 2002). Таким образом, налицо этническая трансформация населения данного села. Основанное как удмуртское, в настоящее время оно считается башкирским (с татарским языком общения). Причина тому - исламизация местных удмуртов, которые, приняв новую веру, сменили также свою этническую идентичность.

Примерно в середине XIX столетия в Гарибашево поселился мулла Файзулла -удмурт, воспринявший ислам, который стал учить основам мусульманской веры как детей, так и взрослых. До его прихода в деревне уже было примерно 10-15 мусульман, но с началом деятельности Файзулла-муллы их численность возросла. Поскольку

Файзулла не был указным муллой, в деревне не имелось ни мечети, ни своего прихода (мэхэллэ); мусульмане ходили в мечеть в д. Акбулат. Разрешение на строительство мечети жители получили вскоре после прибытия указного муллы из д. Новое Тазла-рово (ныне Бураевского р-на) Жалалетдина (Щэлэй мулла). Из срубленного на горе Янситтау леса совместными усилиями гарибашевцы построили мечеть. Во время ее строительства из д. Бураево прибыл молодой мулла Султангали. Таким образом, в Гарибашево появились два муллы и муэдзин, которым стал сын Файзуллы Муртаза, вскоре открывший медресе при местной мечети (Гэрэбаш авылы).

Постепенно почти все население с. Гарибашево приняло ислам, и лишь небольшая часть удмуртов сохраняла приверженность своей религии. Удмурты, воспринявшие ислам, меняли также собственную этничность на башкирскую/татарскую и переходили на татарский язык общения. К 1930-м годам удмурты, не ставшие мусульманами, проживали только в трех дворах, а в настоящее время их в селе вообще не осталось. Последняя жительница села, владевшая удмуртским языком, умерла в середине 1990-х годов.

Современные жители с. Гарибашево проявляют большой интерес к мусульманской религии. В 2005 г. здесь построили новую кирпичную мечеть, а в 2007 г. открыли медресе. Будучи мусульманами, а по этническому самосознанию башкирами, местные жители осознают свое удмуртское происхождение: "безнец каныбыз удмурт" ("наша кровь - удмуртская"), "безнец ата-бабаларыбыз удмурт булганнар" ("наши отцы-деды были удмуртами") (ПМА 1: Хайдаршина). Они прекрасно осведомлены о причинах смены этнической принадлежности и связывают это с восприятием ислама: "Арлар мвселманга эйлэнгэннэр. Мэчет салганнар. Экреннэп мвселман булганнар" ("Удмурты превратились в мусульман, построили мечеть и потихоньку стали мусульманами") (ПМА 1: Карабаева).

Не признают их за "своих" и башкиры соседних поселений (например, с. Шульган) называя гарибашевцев ар, т.е. удмуртами. При этом так называют обычно мужчин, в то время как женщин чаще именуют экэй - прозвищем, употребляемым татарами для обозначения мариек и удмурток (происходит от названия марийского женского головного убора).

Удмуртский "след" видят местные жители и в психологических чертах, утверждая, что "здесь трудолюбивый народ, это близко к удмуртскому характеру": "Безнец авыл халкы элек-электэн Yк бик тырыш булган. Алар урманныц hэр агачын тазартып Yзлэрене щир хэзерлэгэннэр. Э ШYлгэн, Кашкакта башкорт нэселлэре яшэгэн. Алар урманны яндырып щир хэзерлэгэннэр" ("Народ в нашей деревне издревле был очень трудолюбивым. Они выкорчевывали каждое дерево в лесу, чтобы устроить себе пашню. А в Шульгане, Кашкаке жили башкирские роды. Они устраивали себе пашню, выжигая лес") (Гэрэбаш авылы). Удмуртское происхождение проявляется также в антропологических признаках жителей Гарибашево, признающих в своих рыжеволосых детях черты предков-удмуртов. (ПМА 1: Нургалиева).

В памяти жителей также содержится информация о культовых местах удмуртов: кладбищах, местах молений. В местной микротопонимии также сохранился незначительный удмуртский пласт, например, речка Валюктан (от удм. "вал" - "лошадь", "люктан" - "водопой"); озерцо Кажмакты (от "Кажмак", вероятно, антропоним, "ты" -"озеро"); холм Четкертау (возможно, от удмуртского слова, обозначавшего "гора, возвышенность") (Гэрэбаш авылы).

Менее радикальными оказались последствия контактов удмуртов с татарами-мусульманами в д. Кизганбашево (современного Балтачевского р-на Республики Башкортостан), население которой состоит сегодня из удмуртов-"язычников", православных русских и татар-мусульман. Поселение было основано удмуртами в 1778 г. на земле служилых мещеряков д. Кулевой (по-видимому, современная д. Чуртанлыкуль), которую они, в свою очередь, арендовали у башкир Таныпской вол. (ЦГИА РБ 4: 3).

В конце XIX столетия. в селении появились татары - скорее всего, переселенцы из других районов. Местное татарское население не считает себя потомками удмуртов, последние также отмечают, что принятия ислама здесь не наблюдалось. (По архивным документам известно о переходе в ислам в начале XX в. некоторых удмуртов, которые с детства воспитывались в мусульманской среде и были причислены в приход д. Кизганбашево (ЦГИА РБ 5). Это, скорее всего, говорит о присутствии в селении "этнических" мусульман, несмотря на то что по сведениям Н.В. Никольского, в деревне в начале XX в. проживало 160 "мухаммеддан" из удмуртов - Никольский 2008: 655.) Современный этнический состав в д. Кизганбашево представлен удмуртами (174 чел., 82%), татарами (26 чел., 12%) и русскими (12 чел., 6%) (Текущий архив 1).

Основное население деревни - удмурты - исповедуют традиционную религию. Из множества молений и жертвоприношений, проводившихся в конце XIX - начале XX в. (например, зу вось - моление о хлебе, тол вось - зимнее моление, лудэ пырон -вхождение в луд, праздник быдзынал - великий день, Пасха, и др.), к настоящему времени сохранилось летнее ежегодное моление в святилище керемет/луд (лудэ пы-рон), расположенном примерно в 2 км от селения, в березовой роще. Здесь приносят в жертву шесть-семь баранов, которых жители деревни дают по обе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком