научная статья по теме Психологические корни каннибализма в разрезе системно-векторной психологии Юрия Бурлана Биология

Текст научной статьи на тему «Психологические корни каннибализма в разрезе системно-векторной психологии Юрия Бурлана»

20. Мочалов Е.В. Антропология всеединства в русской философии / Е.В. Мочалов. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт Петербургского университета, 2006. С. 16.

21. Оглоблин Н.Н. В мордовском краю // Масторава - 10 апреля 2000. № 6-7 (9-10). С. 3.

22. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. 688 с.

23. Фрейд З. Будущность одной иллюзии // Сумерки богов. - М., 1989. С. 107.

24. Шукшина Л.В. Философское понятие, структура и функции социальных иллюзий // Вестник Тамбовского университета «Серия: гуманитарные науки». 2008. № 2 (58). С. 296-301.

25. Шукшина Л.В. Социально-психологические факторы, влияющие на развитие социальных иллюзий // Вестник Тамбовского университета «Серия: гуманитарные науки». 2007. № 6 (50). С. 120-125.

26. Шукшина Л.В. Новые телнологии исторического образования // Журнал Интеграция образования. 2001 № 3. С. 96-101.

психологические корни каннибализма в разрезе системно-векторной психологии юрия бурлана

Биневская А.в., очирова в.Б.

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», г. Таганрог, Россия Санкт-Петербургский Государственный Университет, г. Санкт-Петербург, Россия

psychological origins of cannibalism from a perspective of yuri burlan's system vector psychology

vinevskaya A.v., ochirova v.B.

Taganrog Institute of Chekhov (branch) «RSEU (RINH)», Taganrog, Russia St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

Статья посвящена вопросу изучения явления и причин каннибализма в свете системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Ставится вопрос об исследовании причин каннибализма как социального явления. В статье дается история вопроса. Предлагается новый подход к изучению различных социальных явлений, в том числе и каннибализма с позиции нового направления в психологии - системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

ключевые слова: каннибализм, психология каннибализма, системно-векторная психология Юрия Бурлана.

The phenomenon of cannibalism and its causes have been studied in the paper. The need to study the origins of anthro-pophagism versus its social impact has been discussed. A historical background has been reviewed based on a number of previously published works. The paper offers an innovative approach to the research of various social phenomena, including cannibalism, on the basis of Yuri Burlan's System Vector Psychology.

Key words: cannibalism, anthropophagism, psychology of cannibalism, Yuri Burlan's System Vector Psychology.

Что мы знаем такого о человечестве, что иногда приводит нас в ужас? И мы, бывает, говорим: «Так человек не мог поступить! Так даже животные не поступают!» Дикий страх, холодящим ужасом медленно опускающийся куда-то вместе с желудком - это ощущение, наверное, было знакомо каждому из нас, когда мы слышали о людоедстве...

Что мы знаем об этом? И почему наши предки ели себе подобных? Связано ли людоедство с голодом и потребностью в принятии пищи? На первый взгляд все просто - это голод, а более слабые собратья всегда находятся рядом. Отделение от животного мира существа, которое в своем неосознанном намерении уже стремилось стать человеком, сопровождалось явлениями, перенесенными из его животной составляющей. Каннибализм - одно из них [13].

Известно, что в животном мире каннибализм, или поедание особей своего вида, признан учеными как одно из проявлений внутривидовой конкуренции и результат естественного отбора. Причинами могут служить неблагоприятные условия среды, недостаток пищи, питья и т.д. Каннибализм у человека, или антропофагия - это поедание себе подобных. Пищей могут стать также сородичи или соплеменники.

Мир дуален. Эта дуальность выражается и в категориях сознания и бессознательного. Коллективное сознание еще должно возрасти до уровня, складывающегося из настоящей осознанности развитых и реализованных индивидуумов. А пока созна-

ние в основном только помогает нам в рационализациях бессознательного, которое продуцирует желания человека, постоянно увеличивая их силу. Обозначенный символом бесконечности, где левая и правая части (бессознательное и сознание) должны быть в идеале равновеликими, универсум через человека влияет на относительное равновесие в мире. В конечном итоге, человеческое желание должно возрасти до финального осознания себя.

Одна из ипостасей, в которых происходит генерация желаний человека - пища. Добавочное желание к пище также движет цивилизациями и развитием человека как вида. Пища становится рычагом управления животной сущности человека. Пища как глобальный концепт измерения человеческих желаний и их реализации может определять уровень развития цивилизаций.

Сегодня в мире вопрос с запасами продовольствия уже решен. И потому природа каннибализма в традиционной науке остается загадкой. Используя методологию системно-векторной психологии, мы рассмотрим 4 вида каннибализма: пищевой связан с острыми длительными нехватками пищи, проявляет себя в виде голода; ритуальный, как принесение в жертву и последующий акт антропофагии с целью осуществления ритуала; криминальный связан с психическими нарушениями у людей - в большинстве случаев носителей неразвитого и нереализованного орального вектора; социальный каннибализм связан с изгнанием (выживанием) человека из социальной группы в результате оговора.

Далее в статье мы раскроем наше понимание различных видов каннибализма, опираясь на знания системно-векторной психологии.

Пищевой каннибализм случался в истории развития человечества неоднократно. Так, только в России в 20 веке были пережиты периоды голода в 21-22 гг., 32-33 гг., 46-47 гг. (не считая блокады Ленинграда) [1; 3, с. 94].

О голоде 21-22 гг. есть забытая книга А. Неверова «Ташкент -город хлебный». Она начинается такими словами: «Дед умер, бабка умерла, потом - отец. Остался Мишка только с матерью да с двоими братишками. Младшему - четыре года, среднему - восемь. Самому Мишке - двенадцать... Умер дядя Михайла, умерла тетка Марина. В каждом дому к покойнику готовятся. Были лошади с коровами, и их поели, начали собак с кошками ловить» [10]. Эта книга написана о мальчике из села Лопатина Бузулукского уезда Самарской губернии, который в начале осени 1921 г. вместе с другом поехал за хлебом в Ташкент. Отважный мальчик вернулся домой с хлебом глубокой осенью, но к тому времени осталась в живых только его мать.

В 1922-м году сообщения о людоедстве стали поступать в Москву со все увеличивающейся частотой. 20 января сводки упомянули о людоедстве в Башкирии, а 23 января руководителям страны доложили, что в Самарской губернии дело вышло за рамки единичных случаев: «Голод дошел до ужасных размеров: крестьянство съело все суррогаты, кошек, собак, в данное время употребляют в пищу трупы мертвецов, вырывая их из могил. В Пугачевском и Бузулукском уездах обнаружены неоднократные случаи людоедства. Людоедство, по словам членов волисполко-ма, среди Любимовки принимает массовые формы. Людоеды изолируются» [4].

Поступали сообщения, что в голодающих уездах были зафиксированы факты людоедства [12]. Подобные случаи каннибализма возникают тогда, когда наступает массовый голод или в том случае, если человек или группа людей в силу обстоятельств находится в ситуации изоляции от остального мира.

Это случалось в голодные годы в России, в концентрационных фашистских лагерях, так было в блокадном Ленинграде, а также в голодные времена, связанные с войнами или неурожаем в Европе, Африке или других континентах.

Животная природа человека проявляет себя в случае острой нехватки жизненно-важных потребностей - есть, пить, дышать, спать, прежде всего, в народном творчестве, например, в поговорках: «Голод не тетка», «Сытый голодного не поймет», «Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Брюхо - не лукошко: под лавку не сунешь», «Голодный откусил бы и от камня», «Не давай голодному хлеба резать (обделит)», «Хлеб греет, не шуба». Память о голоде (не только генетическая, но и в виде артефактов) передается из поколения в поколение потому, что эта память будет способствовать сохранению выживания вида. Именно в этом видовая задача - сохранение целостности и преумножение человеческой живой массы, увеличение рождаемости, сохранение численности, а значит, исключение возможности голода и потерь.

Не только поговорки и пословицы выражают общую тревожность человечества о голоде и нехватке пищи. Сказки - богатый источник народной мудрости и пережитого, сохраняют в опыте поколений тяжелые прожитые состояния, чтобы передать этот опыт в будущее. В русском фольклоре сохранились сказки о го-

лоде, например, сказка «Волк и семеро козлят» описывает ситуацию, когда голодный волк врывается в дом и поедает его обитателей, лишь один козленок остается в живых. Эта ситуация типична для пищевого каннибализма, когда человек теряет контроль над своими действиями из-за длительного голодания.

Некоторые сказки ужасают обилием ситуаций каннибализма, к примеру, в сказке «Василиса прекрасная» Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала:

- На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге, баба-яга съест меня!

В сказке «Баба Яга», Яга обращается к своей работнице:

- Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько, я хочу ею позавтракать.

В отличии от разрушающего пищевого каннибализма, ритуальный каннибализм выполняет функцию «социального клея», своеобразного стабилизатора первобытных социальных отношений.

Ритуальный каннибализм - это обряды, которые выполняются с определенной целью. Какой? Юрий Бурлан на основе системно-векторной психологии раскрывает бессознательные корни этого явления. Древний человек существовал в больших группах и для сохранения целостности группы необходимо было определять различные как внутренние, так и внешние угрозы, которые могут способствовать распаду группы. О существовании внешних угроз первобытным людям было все как-то более или менее понятно - это хищники, другие первобытные племена, болезни, природные катаклизмы. Но был и внутренний враг, суще-

ствование которого осознавалось не вс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком