научная статья по теме ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП Психология

Текст научной статьи на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП»

КРОССКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ

ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

© 2012 г. В. Ю. Хотинец*, С. А. Мышкина**

* Заслуженный деятель науки УР, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии, Институт педагогики, психологии и социальных технологий, Удмуртский государственный университет, Ижевск

e-mail:khotinets@mail.ru ** Старший преподаватель, там же; e-mail: myshkina@mail.ru

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей учебно-познавательной активности студентов разных этногрупп (удмуртов и русских). Проанализированы связи между показателями учебно-познавательной активности и формально-динамических свойств. Изучено влияние формально-динамических свойств на показатели учебно-познавательной активности средствами дисперсионного анализа. Выявлена структура культурных ценностей в разных этнических группах и обнаружено их влияние на показатели учебно-познавательной активности.

Ключевые слова: этнотипические особенности, учебно-познавательная активность, формально-динамические свойства, этнокультурные ценности.

В настоящее время в связи с национальными реформами образования, в том числе высшего, важнейшее условие формирования общекультурных и профессиональных компетенций студента - это его активная жизненная позиция, проявляющаяся, прежде всего, в учебно-познавательной активности и социальной мобильности. Профессиональные компетенции обеспечивают успешность процесса учебно-профессиональной подготовки студента, становление его как субъекта будущей профессиональной деятельности, закрепление конкурентоспособных позиций на рынке труда. Особенно остро встает вопрос о конкурентоспособности выпускников вузов в полиэтнических регионах. Полная реализация собственных психологических ресурсов становится недостаточной возможностью в профессиональном становлении, поэтому возникает потребность в дополнительных средствах, к которым можно отнести культурный потенциал. В культуре заложены наиболее надежные и продуктивные формы и способы взаимодействия человека с миром, выработанные в ходе культурно-исторического развития человеческого сообщества.

В условиях поликультурного региона проблема поиска всевозможных резервов, как внутренних

(психологических), так и внешних (культурных) источников становления субъектности студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки, является наиболее актуальной.

В связи с изучением активности человека в отечественных исследованиях выделяются два плана [4, с. 12-32]. Первый (активность как всеобщая форма и способ взаимодействия) вслед за С.Л. Рубинштейном и А.В. Брушлинским развивается в рамках психологии субъекта. Эта линия акцентирует качественную сторону взаимодействия, его целостность и целостность субъекта (К.А. Абуль-ханова, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, А.К. Осницкий, В.Э. Чудновский и др.). Второй (активность как мера деятельности) определяется последователями А.Н. Леонтьева. Здесь активность рассматривается как источник зарождения, становления, реализации и видоизменения деятельности (А.В. Петровский). Это позволяет раскрывать динамическую сущность активности, проводить эмпирические исследования активности в рамках конкретной деятельности (Д.Б. Богоявленская, Б.А. Вяткин, А.А. Волочков, Д.Б. Годовикова, И.А. Джидарьян, А.И. Крупнов, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин и др.).

В отечественной психологии изучение активности в контексте образования осуществляется через исследование познавательной, учебной и учебно-познавательной активности. Считается, что познавательная активность проявляется в стремлении к освоению новой информации, реализации конкретных актов познавательного поведения, стремлении быть активным в познавательной деятельности (М.И. Лисина,

A.М. Матюшкин, Д.Б. Годовикова, А.М. Прихожан, Т.Я. Решетова, Т.А. Гусева и др.).

Учебная активность понимается как качественно-количественная мера включенности учащегося в процесс обучения, проявляющаяся, с одной стороны, в особенностях учебной мотивации как мера отношения к учебной деятельности, с другой - в особенностях осуществления и регуляции учебной деятельности как мера включенности в учебную деятельность (А.А. Андреев, А.Л. Андреева, Д.П. Барам, Н.Ф. Добрынин, Л.М. Зюбин,

B.А. Якунин и др.) (см. [5, с. 78-84]). А.А. Во-лочков с позиции интегративного подхода рассматривает учебную активность как сложную динамическую систему, характеризующую преимущественно субъектное по источникам детерминации развертывание учебной деятельности от ее потенциала к регулируемой и наблюдаемой реализации, приводящих к определенным результатам [там же, с. 90].

Согласно позиции типологического подхода к познанию активности К.А. Абульхановой-Слав-ской [1], под учебно-познавательной активностью понимается способ моделирования, структурирования и осуществления личностью познавательной деятельности в образовательном процессе, при котором, с одной стороны, сохраняется ее индивидуальное своеобразие, а с другой - учитываются типические особенности социокультурной общности. Такое понимание активности согласуется с основными положениями концепции мета-индивидуального этнического мира В.Ю. Хоти-нец [17]. Этнотипические особенности рассматриваются и как следствие приобщения индивида к этническому миру (приобретение этнокультурного содержания, наполнение этничностью и тем самым проявление внешне детерминированной активности), и как результат его природных преобразований (привнесение в этнический мир своего имманентного качества, своеобразного и особенного, неповторимого индивидуального посредством внутренне детерминированной активности формально-динамических особенностей поведения). Они могут быть объективированы в идеальной форме (культуре) в образцах и моделях

типичных для данной культурной общности активности, поведения, познания [2,с. 297-304]и в то же время не утрачивают своей субъективности, представляя себя в реальной форме - этнической индивидуальности человека [16].

Этнический мир представлен концентрированно выражающими его глубинное содержание культурными ценностями [7-9, 15-17], которые, согласно Ш. Шварцу, определяют способы решения разными обществами базовых проблем регулирования человеческой деятельности. На основе принятых ценностей, когда ценности становятся внутренними регуляторами поведения и жизнедеятельности, люди строят свои отношения, ставят главные проблемы, формулируют цели, для достижения которых планируют свою деятельность и осуществляют ее [8, 20]. Исходя из этого, ожидается, что этнотипические особенности активности, поведения объективированы в культуре народа - продукте особенного этногенеза общности - культурных ценностях, интериоризация которых происходит в процессе социализации, инкультурации человека [16, с. 44].

Так, в этнопсихологических исследованиях, в основу которых положен универсальный подход к изучению культурных ценностей Ш. Шварца [20] для достижения кросскультурного сравнения, установлено [15, 18, 19], что у удмуртов -представителей финно-угорских народов - в этногенезе прослеживаются устойчивые этноти-пические психологические особенности с коллективистской направленностью, адаптивностью (умеренностью) проявлений межличностного взаимодействия. Общий стиль поведения удмуртов характеризует их как конформных, ответственных, покорных. В работе они трудолюбивы, исполнительны, осторожны, отличаются высокой способностью к самоконтролю, высокой нормативностью поведения (умеренные, сдержанные, терпеливые, серьезные, скромные). На примере русского дореволюционного крестьянства приведенные Е.Г. Синякиной свидетельства позволяют сделать вывод о типических психологических характеристиках русского крестьянина: природном уме, его интересе к окружающему, способности воспринимать и успешно усваивать новое знание (высокой обучаемости), широте познания в областях, связанных с его деятельностью, логичности суждений и высокой познавательной потребности [14, с. 99]. В.Ю. Хотинец и А.И Троянская [19] выявили культурные ценности: адаптивные ценности социальной направленности - в удмуртской группе и инструментальные ценности индивидуальной направленности - в русской,

которые посредством оказания "эффектов" запускают самоорганизацию личности в социальном мире, а именно самоупорядочивание осуществляется средствами социального мира - у удмуртов; активизирует самоорганизацию субъекта, его рефлексивные возможности - у русских.

В соответствии с вышеизложенными теоретическими положениями об этнотипических особенностях активности, поведения личности в аспекте ее взаимодействия с этнокультурным миром в работе выдвинута следующая гипотеза: учебно-познавательная активность наряду с детерминацией активностными формально-динамическими свойствами (внутренняя детерминация) обусловлена ценностями, объективированными в культуре народа (внешняя детерминация).

Цель настоящего исследования связана с изучением этнотипических особенностей учебно-познавательной активности студентов разных этногрупп, обеспечивающих успешность их учебно-профессиональной подготовки в поликультурных условиях.

Данная цель определила следующие задачи:

1. Выявить особенности учебно-познавательной активности у студентов с разной этнической принадлежностью (удмуртской и русской).

2. Установить детерминацию формально-динамическими свойствами учебно-познавательной активности студентов разных этногрупп.

3. Установить обусловленность культурными ценностями учебно-познавательной активности студентов разных этногрупп.

МЕТОДИКА

Участники исследования. 176 студентов удмуртской и русской национальностей в возрасте 17-19 лет, обучающихся в Удмуртском государственном университете на факультетах удмуртской филологии (93 студента удмуртской национальности) и русской филологии (83 студента русской национальности) и успешно справляющихся с основными образовательными программами. Национальность участников определялась по самоотчетам и подтверждалась в индивидуальной беседе с каждым.

Методики. Для диагностики учебно-познавательной активности студентов использовался

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком