научная статья по теме ПСИХОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА В ХХI ВЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ Психология

Текст научной статьи на тему «ПСИХОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА В ХХI ВЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2011, том 32, № 4, с. 30-44

ПСИХОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО

ПСИХОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА В ХХ! ВЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

© 2011 г. В. А. Соснин

Кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Учреждение Российской академии наук Институт психологии РАН, Москва

Осуществлен анализ детерминант мотивации терроризма, включая суицидальный терроризм. Рассмотрена духовно-нравственная религиозная основа мотивации поведения и взаимодействия представителей христианских и исламских социокультурных обществ. Проанализирован конфликт западной (индивидуалистской) и восточной (традиционно-коллективистской) культурных парадигм как возможная причина развития суицидального терроризма в современной геополитической ситуации. Выделена психологическая специфика суицидального терроризма в современном мире и обозначены тенденции борьбы с ним в стратегической перспективе.

Ключевые слова: терроризм, суицидальный терроризм, социокультурная идентичность, конфликт, культурный архетип, культурный диалог, противодействие.

В период 1980-1990-х гг. международный терроризм, или глобальный джихад, подготовил и провел много кровавых атак, используя тактику суицидального терроризма (СТ). Кульминацией стала террористическая атака на США 11 сентября 2001 г. С этого времени были осуществлены тысячи подобных атак по всему миру [32, с. 12].

После падения Берлинской стены особую актуальность приобрели два противоречивых взгляда на развитие цивилизации. Это идеи Ф. Фукуямы, изложенные в работе "Конец истории..." [33], и С. Харрингтона - "Столкновение цивилизаций." [37]. Несмотря на то что давать оценки их идеям пока не время (это дело историков), многие специалисты приходят к выводу - рост новых форм противостояния в мире (ведения войн, т.е. терроризма) означает: история не закончилась в 1989 г., а, скорее, привела современную цивилизацию к столкновению культур.

После окончания "холодной войны" появились новые конфликты малой интенсивности и асимметричная ее форма (терроризм, особенно СТ). С возникновением оружия массового поражения появилась непосредственная угроза глобальному миру и безопасности цивилизации. В действительности терроризм, включая СТ, начался не с падения Берлинской стены. Чтобы понять это явление и найти способы противостояния ему, необходимо в первую очередь определить сам феномен СТ.

Основная цель статьи - анализ проблемы СТ в контексте столкновения христианской и мусульманской парадигм мировоззрения на устройство будущего мира.

Задача данной работы - показать, что проблема СТ является составляющей проблемы терроризма в целом и ее нельзя выделять в особую область исследований.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ

Исследование, проведенное в военных структурах США в 1988 г., показало, что существует 109 официальных определений терроризма, используемых федеральным правительством США [65, с. 5-6]. Авторы исследования выявили, что во всех определениях существует комбинация из 22 критериев, приписываемых терроризму. Через 10 лет известный исследователь проблемы В. Лакуер обнаружил около сотни определений терроризма [44, с. 6]. В отечественной литературе проблеме концептуальной дефиниции терроризма также уделялось внимание (см., например, [6]).

Основное расхождение в определениях возникает из-за включенности в них категории "нон-комбатантов" (граждан, которые не принимают активное участие в ситуации вооруженного конфликта) как целей террористических атак. Проблема состоит в том, что само понятие размыто и вызывает противоречия между субъектами

международных отношений (см., например, [71]). Другое расхождение заключается в определении мотиваций совершения террористических атак или использовании принципа "террорист - для одного человека, а для другого - он борец за независимость" (см. [54]). Этот двойной стандарт в определении терроризма - уже не просто клише, а наиболее трудное препятствие в борьбе с терроризмом.

Представляется оправданным в настоящей работе использовать следующее операциональное определение терроризма и суицидального терро-ризма1.

Терроризм - это заранее спланированная атака или угроза атаки на мирных граждан или гражданские объекты для достижения политических, идеологических и/или религиозных целей. Примерами, которые не ограничиваются этим списком, являются взрывы среди гражданского населения и/или гражданских объектов, взрывы в транспортных средствах перемещения граждан, включая захваченные объекты и транспортные средства.

Суицидальный терроризм - это политически, религиозно и/или идеологически мотивированная атака, осуществляемая одним или несколькими индивидами, которые сознательно отказываются от своей жизни ради нанесения максимального ущерба гражданам и/или гражданским объектам.

В число объектов ("мишеней") террористических атак необходимо включать как военные, так и политические структуры государств, о чем свидетельствует объективная историческая логика функционирования данного феномена.

В связи с этим возникает вопрос: почему СТ требует особого рассмотрения и анализа?

Американский профессор А. Абадине высказал сомнения в том, что терроризм проистекает от бедности, как считают многие. Результаты его исследования подтверждают, что между терроризмом и бедностью почти нет никакой связи [11]. Объяснение причин появления СТ, в отличие от распространенных представлений, - это культурные противоречия. В основе этого объяснения лежит главным образом религиозная, национальная, политическая или идеологическая мотивация. СТ

1 Определения заимствованы из работ израильских исследователей этой проблемы и представителей израильских спецслужб, поскольку в международном сообществе борьба с терроризмом в Израиле признается наиболее эффективной и является примером для других государств [33, с. 6-8].

как идеологическое, организационное и психологическое явление изучал ряд исследователей (см. [19, 20, 30, 47, 52, 53, 63, 68, 73]).

По мнению многих исследователей, СТ является предпочитаемой формой терроризма, потому что ОН РАБОТАЕТ. Поэтому главный вывод из анализа состоит в том, что террорист-самоубийца мотивирован рациональными соображениями и его нельзя рассматривать исключительно как неадекватную личность.

В работе "Терроризм с точки зрения террористов" социальный психолог и специалист по психологии терроризма с мировым именем Ф. Мо-хаддам [54] анализирует проблему оснований и причин возникновения терроризма как геополитического феномена, в том числе проблему террористов-смертников, с позиций социокультурного подхода. В основу анализа автором положена концепция кризиса социокультурной идентичности2 в исламских сообществах в условиях глобализации. Используя метафору "лестницы терроризма", он анализирует поэтапный процесс, который приводит людей к идентификации с террористами, и предлагает ответ на вопросы: почему индивиды вовлекаются в террористические организации? Каковы психологические процессы, которые заставляют их совершать террористические акты?

Схематично метафора "лестницы терроризма" включает трансформацию идентичности личности в исламском мире - от одного уровня осознания себя в обществе (и окружающем мире) к другим, способствующим в конечном итоге принять идентификацию террориста. Эти уровни (как ступеньки лестницы) Мохаддам обозначает следующим образом:

- Базовый уровень: социально-экономические и политические условия жизни формируют возрастающую неудовлетворенность для рядового члена мусульманского общества (особенно для молодых) в своей индивидуальной идентичности и реализации собственных жизненных целей (отсутствие социальной мобильности и жизненных перспектив), как следствие - поиск новой идентичности.

- Первый уровень: вопрошание - как вести борьбу с этой несправедливой системой? Поиск рационального объяснения - кто виноват? И как защитный механизм - поиск внешнего врага

2 То есть представления о том, с каким типом общества индивид себя ассоциирует (членом какой социокультурной и религиозной группы я являюсь), а также - по какому типу личности он оценивает себя в этом обществе.

(процесс, который хорошо известен в социальной психологии и грамотно управляется властями).

- Второй уровень: нахождение внешнего врага ("американцы, западный мир, вообще христианская культура, которая виновата во всем") как замещение агрессии, управляемой властями и религиозными экстремистами и фундаменталистами.

- Третий уровень: "что делать?" - цель оправдывает средства, принятие мотивации террориста, формирование террористических групп и их идеологии.

Мифы террористов имеют внутреннюю логику. Они концентрируются вокруг ряда идей о функциях, которые, по их мнению, выполняют акты террора. Основными функциями являются:

• показать, что власти слабы и уязвимы для террористических атак;

• доказать, что власти не способны контролировать события;

• снизить лояльность и верность властным институтам;

• показать ущербность моральной системы, кардинально отличной от собственной, и создать атмосферу беспомощности среди населения;

• создать впечатление о террористических организациях как очень мощных и могучих, как силе, с которой можно иметь дело;

• создать впечатление, что террористические акты будут продолжаться до тех пор, пока не наступит "окончательная победа";

• поддержать иллюзию о том, что жертвы террористических актов "умерли ради благородной цели".

- Четвертый уровень: реализация мотивации - "именно мы должны выступить против безбожного христианского мира" - и формирование специфических функций террористов, включая террористов-смертников.

Теперь они рассматривают себя как людей, причастных к общему делу с конкретной ролью, как часть террористической группы. Они живут в мире, жестко разделенном на "мы" и "они", на "добро" и "зло". Частью идентичности террориста становятся скрытность и разрушение (секретность и разрушительность).

- Пятый уровень: выполнение актов террористических атак - "наши героические усилия улучшат этот несправедливый мир по истинным канонам ислама", цель оправдывает средства, включая СТ.

По мнению Мохаддама, мн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком