научная статья по теме ПТОЛЕМЕЙ, ЕГО КОММЕНТАТОРЫ И КРИТИКА АСТРОЛОГИИ В РАССУЖДЕНИЯХ ПРОТИВ ПРОРИЦАТЕЛЬНОЙ АСТРОЛОГИИ ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПТОЛЕМЕЙ, ЕГО КОММЕНТАТОРЫ И КРИТИКА АСТРОЛОГИИ В РАССУЖДЕНИЯХ ПРОТИВ ПРОРИЦАТЕЛЬНОЙ АСТРОЛОГИИ ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА»

УДК 94(4)"14":"Пико делла Мирандола"

О.Л. Акопян

ПТОЛЕМЕЙ, ЕГО КОММЕНТАТОРЫ И КРИТИКА АСТРОЛОГИИ В «РАССУЖДЕНИЯХ ПРОТИВ ПРОРИЦАТЕЛЬНОЙ АСТРОЛОГИИ» ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

Статья посвящена анализу трактата итальянского мыслителя Джованни Пико делла Мирандолы «Рассуждения против прорицательной астрологии» и участия гуманиста в полемике против астрологии. Предпринята попытка показать отношение философа к астрологической традиции, которая ведет начало от трудов античного астронома Клавдия Птолемея. Дж. Пико делла Мирандола приходит к выводу, что подобная астрологическая традиция - не более чем фикция, поскольку, по его мнению, Птолемей и его комментаторы по-разному представляли себе назначение и основные положения астрологического учения.

Ключевые слова: Джованни Пико делла Мирандола, Ренессанс, астрология, Птолемей, философия.

Имя Джованни Пико делла Мирандола ассоциируется прежде всего с самым знаменитым трактатом эпохи Возрождения -«Речью о достоинстве человека»1. Пико также прославили и два других сочинения: «900 тезисов по философии, каббалистике и теологии» (это произведение он собирался представить для обсуждения в Риме)2 и «Гептапл, или Семь толкований на шесть дней Творения», где он опирался преимущественно не на классическую экзегезу, а на еврейскую каббалистическую традицию3. Последний по времени трактат «Рассуждения против прорицательной астрологии»4 до сих пор остается в тени указанных трудов, хотя этот текст помогает пролить свет на эволюцию ми-

1 Рус. пер.: Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека / Пер. Л.М. Брагиной // Эстетика Ренессанса / Под ред. В.П. Шестакова. М., 1981. Т. 1. С. 248-265.

2 Pico della Mirandola G. Conclusiones nongentae: le novecento tesi dell'anno 1486 / A cura di A. Biondi. Firenze, 1995; Farmer S. Syncretism in the West: Pico's 900 Theses (1486): the Evolution of Traditional Religious and Philosophical System. Tempe (Arizona), 1998; Pic de la Mirandole J. 900 conclusions philosophiques, cabalistiques et théologiques / Ed. B. Schefer. P., 2006.

3 Pico della Mirandola G. Heptaplus // Pico della Mirandola G. De hominis dignitate, Heptaplus, De ente et uno e scritti vari / A cura di E. Garin. Torino, 2004.

4 Pico della Mirandola G. Disputationes adversus astrologiam divinatricem / A cura di E. Garin. Torino, 2004. 2 vol. (Далее: Pico. Disputationes.) Это единственное современное издание «Рассуждений...».

ровоззрения Пико делла Мирандола и занимает важное место в истории ренессансной науки.

Трактат состоит из 12 книг. Стилистически они неравноценны: первые шесть частей кажутся более выверенными, остальные же структурно как будто меньше продуманы. Наверное, это можно объяснить тем, что Пико внезапно умер в 1494 г. и, вероятно, не успел отшлифовать весь текст. Но, несмотря на шероховатости стиля, в своем трактате мыслитель последовательно осуществляет поставленную задачу - полностью отвергнуть астрологию, как ее практическую сторону, так и попытки философских обоснований ее ценности. Цель его критики - показать несовместимость астрологии с реальными, физическими данными, продемонстрировать мнимость ее авторитетов. Последнее объясняет его тщательную работу над астрологическими текстами, поиск в них противоречий и ошибок. Своими противниками он называет многих видных мыслителей Античности, арабского мира и европейского Средневековья, но с самого начала «Рассуждений...» он выделяет Клавдия Птолемея как важнейшего из авторов, писавших об астрологии5. Не только для Пико, но и для его современников и авторов XVI в. Птолемей оставался наиболее влиятельным авторитетом в науке о предсказаниях по звездам, поэтому желание графа Мирандолы тщательно проанализировать птолемеевское наследие понятно: указав на недочеты основоположника астрологии, ему было бы уже легче найти недостатки в трудах других, менее искушенных астрологов. Важно заметить, что гуманист стремился доказать отсутствие какой-либо астрологической традиции, будто бы идущей от Птолемея. Пико не только ставит под сомнение авторитет астрологов, но рассматривает вопросы, которые напрямую касаются легитимности применения разнообразных астрологических практик, и, таким образом, отвергая частное, он приближается к осуществлению своей магистральной задачи - полному низвержению астрологии.

Долгое время в историографии существовало два полярных мнения о воззрениях Пико делла Мирандолы на астрологию.

5 «Porro Ptolemaeum principem aliorum facile concedent; est enim doctissimus astrologorum et, quod attinet ad mathematica, vir ingeniosissimus» (Pico. Dispu-tationes. Vol. I. Lib. I. P. 70). Александрийский астроном Клавдий Птолемей (ок. 87-165) оставил глубокий след в истории науки: в трактате «Альмагест» он подробно изложил свои представления о строении вселенной, а его «Четве-рокнижие» многие столетия считалось важнейшим учебником по астрологии и магии.

Э. Гарэн6 считал, что в «Рассуждениях...», как и в ранних сочинениях, автор выступал против предсказаний по звездам. По мнению итальянского ученого, попытку обличить астрологию, предпринятую в «Рассуждениях.», следует рассматривать как одну из причин последующей научной революции. Эту точку зрения оспаривали два английских историка, Д. Уокер и Ф. Йейтс7, которые считали Пико адептом разных оккультных наук. Точка зрения этих авторов, во многом субъективная, господствовала долгое время в историографии. Несмотря на очевидную лакуну в изучении наследия Пико, конкретные исследования о его отношении к астрологии были редкостью8. Важной вехой в историографии вопроса стала фундаментальная монография Ф. Рулье9, который стремился к всестороннему исследованию творчества Пико и не обошел стороной и интересующую нас тему. Несомненным достоинством подхода Рулье была попытка реконструировать эволюцию представлений мыслителя об астрологии, однако в силу масштаба задуманного автор был вынужден опустить многие важные частности. Так, он, как и большинство других исследователей, уделил особое внимание 3-й книге «Рассуждений.», остальное содержание трактата подверглось не столь тщательному анализу. Тем не менее эта монография позволила наметить основные направления будущих исследований. Некоторые авторы (иногда поверхностно) обращались к источникам Пико10.

6 Основные свои выводы Э. Гарэн изложил в ранней монографии, затем зачастую повторяя их: Garin E. Giovanni Pico della Mirandola: vita e dottrina. Firenze, 1937.

7 Walker D. Magia spirituale e magia demoniaca da Ficino a Campanella. Torino, 2002 (1-е англ. изд. - 1958); Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000 (1-е англ. изд. - 1964).

8 Дж. Дзаньер поставил вопрос об астрологии в ранних трудах Пико и проанализировал структуру «Рассуждений...» См.: Zanier G. Il problema astrologico nelle prime opere di Giovanni Pico della Mirandola // La Cultura. 1970. T. VII. P. 524-551; Idem. Struttura e significato delle Disputationes pichiane // Giornale critico della filosofia italiana. 1981. Vol. 1, N 1. P. 54-86. Ш. Рейбин в своей диссертации попыталась соотнести два произвольно выбранных взгляда на астрологию - Пико и Кеплера, опустив всю традицию, которая была между ними. См.: Rabin S. Two Renaissance Views of Astrology: Pico and Kepler: Diss. City Univ. of New York. N.Y., 1987.

9 Roulier F. Jean Pic de la Mirandole. Humaniste, philosophe, théologien. Genève, 1989.

10 Polichetti A. La cultura tardoantica nelle Disputationes adversus astrologiam divi-natricem di Pico della Mirandola // Giovanni e Gianfrancesco Pico: l'opera e la fortuna dei due studenti ferraresi / A cura di P. Castelli. Firenze, 1998. P. 121-136; Ca-roti S. Le fonti medievali delle Disputationes adversus astrologiam divinatricem // Nello specchio del cielo. Giovanni Pico della Mirandola e le Disputationes contro l'astrologia divinatoria / A cura di M. Bertozzi. Firenze, 2008. P. 67-93.

О. Помпео Фаракови11 убедительно показала претензии противников Пико, защитников астрологии, обвинявших его в неточной интерпретации астрологических практик. К сожалению, новейшие исследования о философской составляющей критики астрологии также имеют существенные недостатки12. Таким образом, несмотря на некоторые очевидные достижения, суммарного исследования, касающегося представлений Пико и его окружения об астрологии, пока не написано, многие вопросы остаются дискуссионными. Одним из таких нерешенных вопросов нам представляется вопрос об источниках Пико и их использовании в тексте «Рассуждений.», и поскольку в трактате Птолемей представлен как важнейший астрологический авторитет, было бы верно начать анализ именно с него. Следует напомнить, что Пико было чуждо прямое, некритическое следование авторитетам. По его мнению, в каждой философской доктрине можно найти зерна истины, но только при тщательном изучении текстов. Свой подход он описал в ранних трактатах13 и не отошел от него в «Рассуждениях.»

Пико делла Мирандола называет три известных ему сочинения Птолемея: «Великое построение», или «Альмагест»14, «Астроло-

11 Pompeo Faracovi O. In difesa dell'astrologia: risposte a Pico in Bellanti e Pon-tano // Nello specchio del cielo. P. 47-66.

12 Это прежде всего относится к монографии С. Ванден Бреке, где автор в основном повторяет выводы О. Помпео Фаракови, ограничившись анализом 3-й книги «Рассуждений...», что неизбежно ведет к упрощению аргументации Пико (Vanden Broecke S. The Limits of Influence: Pico, Louvain, and the Crisis of Renaissance Astrology. Leiden; Boston, 2003; ср.: Pompeo Faracovi O. Scritto negli astri: l'astrologia nella cultura dell'Occidente. Venezia, 1996), а также к диссертации Д. Раткина, который видит в «Рассуждениях.» исключительно ответ на астрологические труды Марсилио Фичино. См.: Rut-kin D. Astrology, Natural Philosophy and the History of Science, c. 1250-1700: Studies toward an Interpretation of Giovanni Pico della Mirandola's Disputa-tiones adversus astrologiam divinatricem: Diss. Indiana Univ. Bloomington, 2002.

13 Кроме упомянутой выше «Речи о достоинствах человека» см. также: Пико делла Мирандола Дж. Джованни Пико делла Мирандол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком