научная статья по теме ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И МУЗЕОЛОГИИ В КНР: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И МУЗЕОЛОГИИ В КНР: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Ван Вэй, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И МУЗЕОЛОГИИ В КНР: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы поиска стратегических направлений развития музейного дела и науки, исследующей феномен музея и музейного отношения к действительности, являются сегодня одними из наиболее актуальных. Неизменный рост числа музеев и устойчивость самого социального института, несмотря на приобретение им черт, отражающих требования модернизации, определяют круг проблем, требующих решения.

К этим ключевым вопросам могут быть отнесены следующие: исследование современного состояния музейного пространства конкретных регионов, определение типологии музейного мира и активизация сотрудничества в изучении перспектив развития музея. Рассмотрим кратко каждый из названных трех аспектов.

Многообразие музейного мира требует не просто описательного перечисления существующих музеев конкретного региона и даже не характеристики музеев в рамках профильной принадлежности. Речь идет, скорее, о построении картины музейного мира определенного региона с дальнейшим их объединением в исследование музейного мира отдельных стран и, в конечном итоге, построения парадигм развития музейного мира. Очевидно, что общепринятая «европоцентристская концепция» музеев уже не позволяет в полном объеме представить ресурсы и возможности музеев мира.

Стоит отметить, что работы подобного рода существуют. Примером исследования музейного пространства региона можно назвать работу О.Н. Шелегиной «Музеи Сибири. Очерки создания, развития адаптации» (Новосибирск, 2010)1. В работе на основе анализа деятельности музеев различного профиля показаны процессы развития последних в контексте отечественных и мировых тенденций музейного дела и музеологии. Кроме того, особенно ценным представляется формирование понятия «музейный мир Сибири», представляющее собой теоретический конструкт для возможного исследования музейного мира других регионов.

В этой связи, исследование специфики музейного мира Китая представляется крайне актуальной задачей, решение которой позволит, в свою очередь, сформировать типологию музейного мира КНР. Это одна из ключевых задач музейного строительства страны. Так, выступая на мероприятии Государственного управления КНР по охране культурного наследия, посвященном Международному дню музеев, министр культуры Цай У особо указал на необходимость усилить контроль за музейной работой и призвал сотрудников музеев к развитию еще больших возможностей, позволяющих посетителям приобщаться к результатам охраны культурного наследия. Согласно постановлению Управления, все музеи в стране будут классифицироваться по трем категориям. Двенадцать из первых восьмидесяти трех государственных музеев первой категории работают в столице2. Изучение музеев всех трех категорий

1 Шелегина О.Н. Музеи Сибири: очерки создания, развития, адаптации.- Новосибирск, 2010.- 244с. Помимо исследования самого музейного мира, автор предлагает концепцию перехода от создания музеев Сибири к созданию Музея Сибири (с.191-195).

2 К этим музеям относятся: Музей Гугун, Китайский дом науки и техники, Китайский геологический музей, Военный музей китайской народной революции, Китайский авиационный музей и Дом-музей Лу Синя, Пекинский естественно-исторический музей, Столичный музей, Музей войны Сопротивления китайского народа японским захватчикам, Пекинский планетарий и Музей стоянки пекинского синантропа Чжоукоудянь.

и формирование целостного образа «музейного мира Китая» представляется важнейшей практической задачей музейного развития.

Развитие музейного дела невозможно без наличия организаций, осуществляющих международный диалог специалистов в области музейного дела и музеологов, занимающихся исследованием теоретических проблем. Несмотря на специфику, современный музейный мир, развивающийся в условиях глобализации, ориентирован на активное сотрудничество. Формирование международных организаций, координирующих развитие мирового музейного дела - яркое подтверждение обозначенной тенденции.

Общепризнанными и авторитетными организациями в области музейного дела и музео-логии, действующие в рамках ЮНЕСКО являются Международный совет музеев (ИКОМ)1 и Международный комитет музеологии (ИКОФОМ)2. В контексте заявленной проблемы особенно важной особенностью деятельности 1СОБОМ является постоянное расширение сферы деятельности за счёт вовлечения в неё региональных музейных учреждений путем организации территориальных представительств в виде Комитетов музеологии. В 2009 году был образован Комитет музеологии Китайской Народной Республики. Комитет активно включился в процессы модернизации музейного дела. Проведение XXXI Ежегодного симпозиума Комитета музеологии Международного Совета музеев ИКОФОМ/ИКОМ/ЮНЕСКО «Музеи, му-зеология, глобальные коммуникации»3 в России и КНР подтверждает факт заинтересованности Китая в международном сотрудничестве и развитии теоретических основ музеологических исследований, следствием которых должно стать интенсивное развитие новых форм музейной работы. В 2009 году Ежегодный Симпозиум Комитета музеологии Сибири был организован в столице Тайваня городе Тайпее. Для обсуждения была выбрана актуальная тема «Музеи для общества XXI века»4.

Таким образом, речь идет о всестороннем исследовании музейного пространства КНР и определении стратегических направлений его развития с учетом как специфики музейного мира Китая, так и общемировых тенденций.

1 1 ноября 1945 года была достигнута договоренность о создании при ООН Комитета по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО. Международное бюро музеев было включено в структуру новой организации и получило новое название - Международный совет музеев (ИКОМ). За более чем 60 лет существования ИКОМ стал авторитетной, представительной международной профессиональной организацией, объединяющей свыше 26 тысяч индивидуальных и коллективных членов 162 стран мира. Именно ИКОМ в современных условиях формирует межгосударственную политику, направленную на сохранение мирового культурного наследия, содействует развитию международного музейного сообщества.

2 Проблемам развития международных структур посвящены самостоятельные исследования. См., напр.: Труев-цев Н.В. История образования и деятельность Комитета музеологии Международного совета музеев. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук.- Томск - 2012.Международное музеологическое сообщество организационно оформилось в мае 1977 года, когда на XI Генеральной конференции ИКОМ, состоявшейся в Ленинграде (СССР) 18-29 мая 1977 года было принято решение об учреждении Международного комитета музеологии (ИКОФОМ). Основными задачами деятельности Комитета являются: утверждение музеологии как научной дисциплины; анализ основных тенденций развития музеологии, изучение и поддержка развития музеев и музейных профессий. В настоящее время в Уставе ИКОФОМ определена миссия комитета - «поддерживать цели и задачи ИКОМ, в частности в области музеологии; формулировать и выполнять программу деятельности, связанной с музеологией, осуществлять критический анализ музеологической теории и практики, проводить исследования в области музеологии, объединять музеологические школы, способствовать совершенствованию обучения музейных работников, создавать возможность обсуждения, сотрудничества, и обмена информацией между музеями, сотрудничать с национальными комитетами и местными организациями ИКОМ, представлять более широкие интересы ИКОМ».

3 Общая тема симпозиума и тема научной конференции в КНР - «Музеи, музеология и глобальные коммуникации» отразила общемировые тенденции в развитии музейного дела.

4 В рамках конференции обсуждалась политика государств в отношении музеев, статус музеев в рамках культурной политики - общемировые и внутригосударственные стратегии, мультимедийные и цифровые технологии, туризм и культурные изменения в глобальной перспективе.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком