научная статья по теме «ПЯТНИЧНИКИ» КАРЕЛА ЧАПЕКА И ПРЕЗИДЕНТ МАСАРИК Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему ««ПЯТНИЧНИКИ» КАРЕЛА ЧАПЕКА И ПРЕЗИДЕНТ МАСАРИК»

СООБЩЕНИЯ

Славяноведение, № 1

© 2014 г. Я. БИЛЕК

«ПЯТНИЧНИКИ» КАРЕЛА ЧАПЕКА И ПРЕЗИДЕНТ МАСАРИК

В статье речь идет о возникновении и деятельности сложившегося вокруг Карела Чапека неформального объединения пражских интеллектуалов (писателей, журналистов, ученых, университетских преподавателей) и контактах с ними Томаша Г. Масарика, первого президента Чехословакии.

The article deals with the emergence and activities ofan informal circle ofPrague intellectuals (writers, journalists, scholars, university professors) grouped around Karel Capek and their contacts with the first president of Czechoslovakia Tomás Garrigue Masaryk.

Ключевые слова: Карел Чапек, Томаш Г. Масарик, межвоенная Чехословакия, объединение «пятничников».

Собираться вместе для общения и дискуссий - естественно для людей, что, к примеру, находит подтверждение в создании литературных салонов, возникновении застольных компаний. Им был посвящен вышедший в 1999 г. сборник материалов одного из симпозиумов по проблематике XIX столетия, которые уже десятки лет подряд проходят в городе знаменитого плзеньского пива [1]. Подобными реалиями литературной жизни зaинтересовался и доцент Южночешского университета в Чешских Будейовицах Роберт Сак. Изучив переписку, дневники и воспоминания, он написал монографию о литературном салоне Анны Лауэрмано-вой-Микшовой. Созданный ею в Праге на французский манер, он стал подходящей почвой для обмена самыми разными взглядами. Через него прошли многие чешские писатели XIX-XX вв., от Ярослава Врхлицкого до братьев Чапеков [2]. Финальный аккорд в подобные исследования внесли сотрудницы Литературного архива Музея чешской письменности на Страгове, Иветта Дьорфлова и Вера Ды-кова. Проведение выставки о пражских литературные салонах, кофейнях, трактирах, застольных компаниях они завершили объемной синтетической композицией, где пояснительный текст перемежался самыми разными коллажами. И этот труд базировался на переписках, дневниках, мемуарах, литературных произведениях, фотодокументах [3].

После возникновения на исходе Первой мировой войны в 1918 г. Чехословакии, когда цель обретения независимости и создания своего государства была достигнута, потребности чешского общества и его литературных кругов изменились. Не то чтобы публичная жизнь интеллектуалов в кофейнях, особенно пражских, замерла, но помимо этого появились и другие ее институты. Так, в 1927 г. в центре Праги, на Пршикопех, возник Общественный клуб. Это была попытка создать некий организационный центр, его почетным председателем стал Богу-

Билек Ян - сотрудник Института Масарика Академии наук Чешской республики, преподаватель университета в Градец-Кралове.

мил Маркалоус, писатель, известный под именем Яромир Йон. В 1930-е годы в демократической Чехии без всяких к тому традиций и без оглядок на серьезный английский опыт внутри клуба сложилась более пестрая, свободная и более левая застольная компания писателей, служащих, врачей, политиков и т.д., так называемая Тафлрунда. Погоду там делал элитарный журналист Фердинанд Пероутка, а в компанию входили, к примеру, его коллега, писатель Карел Полачек и известный актер Гуго Гаас. Общество это прославилось помимо всего тем, что на официальных правах в него входила всего одна единственная женщина, актриса Ольга Шайнпфлугова. Ее же партнеру, а позднее и супругу, писателю Карелу Чапеку в членстве было отказано (что, впрочем, не помешало ему принимать участие в совместных развлечениях). Однако никто иной как именно Чапек собрал вокруг себя одну из самых знаменитых компаний, так называемых пятничников1.

Это название закрепилось не сразу, и связано оно было с наиболее удобным временем встреч - по пятницам, под вечер. Перебирали и другие дни, но самым подходящим был именно этот (полдня по субботам тогда еще работали). Предвечерняя пятница завершала трудовой ритм недели, а благодаря этим сборищам грань между профессиональной и частной жизнью обретала деловой и общественный характер. Встречи у Чапека отвечали жизненному стилю до наступления электронных технологий, когда визиты гостей были более частыми, регулярными и более короткими. «Пятничники» являли собой мужское, собиравшееся для дискуссий и «в целом весьма незаурядное» сообщество, куда входили писатели, журналисты, ученые, художники и т.д. [7]. Его отличали способ вступления и место сборищ. Выбор гостей определяло личное приглашение хозяина дома, Карела Чапека, писателя и журналиста, центральной фигуры встреч. Помимо постоянных посетителей были и люди, побывавшие у Чапека всего пару или даже один раз. Контингент со временем менялся, создавал свои ритуалы поведения. Название «пятничники» закрепилось в 1927 г., когда весть об этих частных сборищах стала достоянием общественности.

Послеполуденные встречи по пятницам происходили с 1924 г. в квартире Чапека в Праге на Ржичной улице, расположенной на Малой Стране, на Уезде. Сам он так писал об этом: «Пятницы у Писателя начались с того, что по четвергам после обеда к нему стали заходить Францик Лангер и Франя Шрамек, потом появились Пероутка, Ванчура и другие, которых кто-нибудь приводил с собой. Поскольку чашечка черного кофе располагает к легкой и приятной беседе, постоянных посетителей становилось все больше. Это были журналисты, художники, преподаватели университета, врачи - пестрое собрание людей, которых связывало лишь то, что никто из них не входил ни в одну из литературных группировок или политических фракций, и что каждый нуждался в откровенном, а иногда и полемическом обмене взглядами» [8. S. 508].

К тому, чтобы учредить такой «день посетителей», Чапек стремился с 1921 г., когда из редакции газеты «Кагоёш И81у» он перешел в редакцию другой влиятельной газеты «^ёоуе поуту» и стал завлитом театра На Виноградах. К этому вынуждала как внутренняя потребность контактов с нужными людьми, так и стремление упорядочить свою деятельность и решение профессиональных задач. Разного рода случайные сборища лучше было заменить регулярными. Знаменитым пятницам предшествовали встречи и прогулки по четвергам с весьма почитаемым старшим собратом по перу, лирическим поэтом Фр. Шрамеком. К ним

1 Материал для исследований этой темы необходимо искать в частных архивах, если только они сохранились. Частично можно использовать фонды различных институций и опубликованные источники. Существенное подспорье - издание архивных документов, особенно переписки (например [4]). Дополнения к корреспонденции, обнаруженные в последнее время, в том числе вышедшие в разрозненных изданиях, составили публикации [5]. Некоторые «пятничники» издали воспоминания. Монографии на это тему нет. В распоряжении исследователей - книга [6].

присоединялся приятель Чапека, писатель и военный врач Франтишек Лангер [6. S. 77-84] (см. также [9])2. Весной 1924 г. Чапек писал Лангеру: «Иногда мы прогуливаемся вместе со Шрамеком, а могли бы и основать какую-нибудь крохотную партийку» [11. S. 84]. А осенью того же года в письме Шрамеку он заметил: «я надеялся, что Вы зайдете ко мне в этот четверг (25) как обычно» [4. Sv. II. S. 298]3. Робкий Шрамек постепенно перестал бывать в разрастающейся компании. Когда Чапек переехал в 1925 г. в собственный дом в пражском районе Винограды, для собраний по пятницам было выделено помещение на первом этаже виллы. Это говорит о том, что собрания группы интеллектуалов превратились в регулярные мероприятия. А после женитьбы хозяина дома в 1935 г. пятничным визитерам было предоставлено знаменитое помещение «под крышей», украшенное картинами Йозефа Чапека.

Помимо определения места регулярных встреч (и установления зависимости между ним и количеством гостей) можно дать и их условную периодизацию: а) этап с 1924 г., когда Чапек встречался со Шрамеком, Лангером и Пероуткой, можно назвать периодом зарождения «пятниц»; б) 1924-1925 гг. - процесс формирования группы и известная стабилизация ее участников (иногда в связи с пятницами отмечают связь чапековского опыта с формой общественной жизни, с которой писатель познакомился во время пребывания в Англии летом 1924 г.); в) 1926-1938 гг. - «золотая пора» функционирования группы, включая периодическое посещение дома писателя обоими президентами межвоенной Чехословакии; г) трагический 1938 г. - прерывание регулярного ритма встреч по пятницам, вызванное нависшей над страной угрозой агрессии, сплочением сил для ее защиты, уничтожением демократической Чехословакии на Мюнхенской конференции и, наконец, смертью К. Чапека на Рождество того же года. Таким образом встречи по пятницам продолжались 14 лет, их могло быть приблизительно 728, а если отнять по 10 пятниц в каждом году, пропущенных из-за болезней, отпусков, поездок, занятости другими делами, то их наберется где-то около 600. Попытки Ольги Шайнпфлуговой, предпринятые в 1945 г., продолжить эту традицию и возобновить встречи, не увенчались успехом [6. S. 282-283].

Здесь нет необходимости специально освещать личность Карела Чапека, творца, основателя и организатора «пятниц», возникших в связи с его потребностями и по его инициативе. Но нельзя не назвать незаурядного участника пятничных собраний, вождя чехословацкого антиавстрийского сопротивления во время Первой мировой войны, создателя современной чешской государственности, первого и многократно избираемого на новые сроки президента Томаша Гаррига Масарика (см. [12]). Чапек и Масарик были представлены друг другу в 1922 г., и постепенно их знакомство переросло в сотрудничество. Чапек проникался все большим доверием к Масарику4.

Впервые Масарик принял приглашение Чапека посетить пятничную сходку в марте 1926 г. «Кто-то из ее участников обмолвился пану президенту, что у Писателя (так Чапек называл себя. - Я.Б.) собирается литературно-журналистская и университетская команда по преимуществу молодых людей. Это многое значило для вечно молодого Старого пана. "Передайте, что и я мог бы как-нибудь

2 Добавим, что для Шрамека Чапек оставлял с 1925 г. понедельники, и их частые встречи продолжались до тех пор, пока Шрамек не переехал из района по соседству с Виноградами в другой уголок Праги (см. [10]).

3 Ср. и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком