научная статья по теме РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕЧИ КАК ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕЧИ КАК ОСНОВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

о.в. лысова, Работа над звуковой организацией

А.Д. МЕШКОВА

речи как основа эстетического

г. Бирск, г .

Башкортостан раЗВИТИЯ учаЩИХСЯ*

Представленный в статье материал включает задания и упражнения, которые обеспечивают формирование у школьников не только коммуникативной, лингвистической и культу-роведческой компетенций, но и эстетического восприятия языковых явлений в области фонетики.

Ключевые слова: фонетическая система русского языка; эстетическая оценка звуков русского языка; углубленное изучение русского языка; звукопись.

1П) ажнейшей целью обучения русско-[3 му языку является целенаправленное формирование у школьников представления о языковых явлениях как грамматическом, коммуникативном и эстетическом феномене; развитие у учащихся способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания. В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы эстетическая функция языка не только не терялась за важной и трудоемкой грамматической и речевой работой на уроке, но и помогала ей.

Выразительные возможности фонетической системы русского языка отмечали многие писатели и поэты. Так,

* Статья публикуется в рамках проекта «Совершенствование преподавания русского языка в современной школе».

Лысова Ольга Васильевна, кандидат пед. наук, доцент Бирского филиала Башкирского государственного университета. E-mail: Lysova_Olga@inhox.ru Мешкова Анна Дмитриевна, студентка филологического факультета Бирского филиала Башкирского государственного университета.

Н.М. Карамзин, восхищаясь музыкальностью родной речи, говорил: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса».

Общеизвестно, что звуковая сторона речи является одним из важнейших факторов ее выразительности: «Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным» [Головин 1980: 191—192].

Давно было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. Как утверждают специалисты, звукопись создает вокруг слов некий расплывчатый ореол ассоциаций, мы чувствуем «давление» звучания на смысловую сторону. Вот что пишет Е.И. Замятин: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке

известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку точно определенное или смысловое значение. Но — Р — ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л — о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н — о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи... Звуки Д и Т о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М — о милом, мягком, о матери, о море. С А — связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О — высокое, глубокое, море, лоно. С И — близкое, низкое, стискивающее и т.д.».

Современные экспериментальные данные подтверждают идею о реальном существовании фонетического символизма, а возросший интерес к изучению образных, ассоциативных представлений свидетельствует об актуальности этой проблемы для лингвистической науки.

К сожалению, большинство современных школьных учебников по русскому языку почти не содержит дидактического материала, позволяющего познакомить учащихся с выразительными возможностями русской фоники. Традиционная методика в этой области уделяет первостепенное внимание формированию и развитию произносительно-слу-ховой культуры, составляющей основу фонетически правильной речи.

На наш взгляд, изучение фонетики в школе должно включать рассмотрение эстетических возможностей русской фоники, благозвучия речи, которое достигается в том числе и равномерным чередованием гласных и согласных звуков, коротких и длинных слогов, отсутствием случайного скопления одних и тех же звуков.

Несомненно, многие учащиеся к моменту окончания начальной школы имеют хорошо развитый речевой слух, но специальные исследования показывают, что у большинства школьников недостаточно сформированы умение интонационного оформления речи, способность оценивать ее выразительность и благозвучие.

Чтобы определить уровень развития эстетического восприятия звуковой системы русского языка, мы провели анкетирование учащихся V классов од-

ной из школ города Бирска Республики Башкортостана. Анкета включала вопросы, направленные на определение благозвучия / неблагозвучия приведенных языковых фактов.

В своих ответах учащиеся опирались лишь на собственную языковую интуицию. Заметим, что детскую языковую интуицию необходимо развивать на уроках русского языка, так как обостренное языковое чувство, свойственное дошкольникам, со временем угасает. Поэтому следует найти пути органического включения в лингвистическую работу на уроках русского языка эстетически значимого языкового материала.

С этой целью можно предложить ряд заданий, направленных на выработку умения правильно воспринимать и оценивать фразу с точки зрения ее благозвучия и звуковой выразительности и содержащих доступный теоретический материал в виде связных лингвистических текстов, объясняющих языковые явления.

Организуя знакомство школьников с понятием «благозвучие / неблагозвучие речи», необходимо познакомить их со шкалой звучности, разработанной Р.И. Аванесовым.

Задание I

1. Определите степень звучности строфы из стихотворения А.С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

2. Посчитайте, сколько здесь звуков повышенной звучности — гласных и сонорных. Какую картину помогают «нарисовать» согласные звуки в строфе?

3. Прочитайте строфу из стихотворения А.А. Блока:

Сумерки, сумерки вешние, Хладныге волны у ног, В сердце — надежды1 нездешние, Волны бегут на песок.

4. Сколько здесь звуков повышенной звучности — гласных и сонорных? Каких звуков больше? О чем это говорит? Как создается в этой строфе впечатление плавного течения реки?

Задание 2

I. Познакомьтесь со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Русалка»:

4

Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны.

2. Определите степень звучности отрывка. Составьте описание звуков природы, которые вы представили, читая эти строки.

3. Сравните свое описание с тем, которое сделала исследовательница Н.В. Черемисина:

Благодаря обилию гласных и сонорных строки становятся мелодичными, почти песен-но звучными... Повторение плавных помогает наглядно, в звучании, представить поэтическую картину ночной реки, плавные движения русалки, струящиеся лучи лунного света, всплески речной волны.

4. Согласны ли вы с точкой зрения Н.В. Черемисиной?

Задание 3

1. Познакомьтесь со стихотворением поэта Н.М. Языкова «Пловец». Обратите внимание на следующие строки:

Будет буря: мы поспорим И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет, Закипит громада вод, Выше вал сердитый встанет, Глубже бездна упадет!

2. На месте пропусков в приведенных утверждениях вставьте обозначение звуков и слова из данного отрывка, помогающие создать гармонию звуковой и смысловой целостности стихотворения.

1) В троекратно повторяющемся и стоящем под ударением звуке_в первых двух процитированных строках мы слышим завывание ветра, надвигающуюся бурю. (Звук [у].)

2) Многократное повторение звука _ создает грозную картину свирепствующей бури, мы слышим раскаты грома. (Звук [р] в словах: братья, грянет, буря, громада, сердитый.)

3) В последних строках стихотворения сочетания согласных _____ , _____ , _____ создают ощущение сопротивления, которое преодолевает парус. (Сочетания бр, пр, кр.)

Задание 4 (исследовательского характера)

I. Покажите, как звуковой строй отрывка из произведения И.С. Тургенева влияет на семантику текста:

С реки поднимались пары, ветру не было; кругом кричали коростели; около мельничных

колес раздавались слабые звуки: то капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.

2. Выдающаяся русская актриса М.Г. Савина говорила, что «Тургенев прежде всего — музыка в литературе». Согласны ли вы с этим мнением? Подберите отрывки из произведений писателя, подтверждающие правоту М.Г. Савиной.

Формирование умения понимать красоту речи требует регулярности и систематичности. Эта работа может проводиться в ходе изучения ряда программных тем школьного курса русского языка.

Так, разъясняя тему «Сложносокращенные слова», целесообразно познакомить учащихся со следующим текстом, содержащим языковой, культуроведче-ский и мировоззренческий аспекты:

Благозвучие речи может быть нарушено и при создании сложносокращенных слов. Например, неблагозвучны аббревиатуры, в которых преобладают гласные — муниципальное общеобразовательное автономное учреждение; ЕОУС — Европейское объединение угля и стали; ООО — общество с ограниченной ответственностью) или согласные звуки (БРСД — баллистическая ракета средней дальности; ЖСК — жилищно-строительный кооператив; МДФЖ — Международная демократическая федерация женщин).

О засорении языка неудачными аббревиатурами говорят ученые, литераторы. Уместно вспомнить слова Анны Ахматовой (из письма к ее чешской знакомой): «Была Россия, все ее любили, стала "СССР" — как я могу любить это нагромождение согласных?»

В русском языке первые аббревиатуры возникли еще до революции. Вначале они вводились осторожно и отражали требование благозвучия — сочетание гласных и согласных: Лензолото, Продуголь, Рускабель и др.

Однако по мере расширения аббревиации заметнее становились ее «издержки»: неблагозвучные аббревиатуры появлялись в русском языке все чаще (ДЮСШ — детская юношеская спортивная школа; РЖД — Российские железные дороги; ФНС — Федеральная налоговая служба; РКЦ — расчетно-кассовый центр и др.).

Требование благозвучия, соответствия фонетическим особенностям русского языка обязательно должно учитываться при создании новых слов, в том числе и аббр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком