научная статья по теме РАННИЙ АБОЛИЦИОНИЗМ В АМЕРИКЕ ВО ВЗГЛЯДАХ ОТЦОВ-ОСНОВАТЕЛЕЙ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РАННИЙ АБОЛИЦИОНИЗМ В АМЕРИКЕ ВО ВЗГЛЯДАХ ОТЦОВ-ОСНОВАТЕЛЕЙ»

© 2012 г.

М.А. ФИЛИМОНОВА

РАННИЙ АБОЛИЦИОНИЗМ В АМЕРИКЕ ВО ВЗГЛЯДАХ "ОТЦОВ-ОСНОВАТЕЛЕЙ"

Если в Европе XVIII в. Америка воспринималась как образец демократии, то рабовладение, казалось, должно было разрушить этот образ. Конечно, в этот период плантационное рабство существовало в колониях всех европейских держав и многими по-прежнему воспринималось как должное. И все же Век Разума нес с собой радикальные перемены в отношении к данному институту.

Философия Просвещения провозглашала свободу одной из высших своих ценностей. "Энциклопедия" Дидро и Д'Аламбера объявляла рабовладение "стыдом человечества"1. Рабство для философов-просветителей было связано с сугубо негативными последствиями в области политики, экономики, морали. Так, плачевное экономическое состояние некоторых из южных штатов США европейские наблюдатели связывали не с упадком табачной экономики, а с наличием в этих штатах рабовладения. Французский путешественник, будущий лидер Жиронды и активный аболиционист Ж.П. Бриссо рисовал выразительную картину: "Все в Мэриленде и Виргинии несет на себе печать рабства: иссохшая почва, дурно обработанные поля, ветхие лачуги и тощий скот, похожий на ходячие скелеты. Короче говоря, вы находите подлинную нищету рядом с фальшивой видимостью богатства"2. И даже доброжелательно настроенные современники не могли не отмечать парадокс Американской революции - строя новое, свободное общество, "отцы-основатели" США сохраняли в своей стране плантационное рабство. Противники американской независимости, такие, как английский литератор и лексикограф Сэмюэл Джонсон, саркастически вопрошали: "Как получается, что громче всех о свободе вопят рабовладельцы?"3

Взгляды самих лидеров Американской революции на "особый институт" не слишком отличались от воззрений европейских мыслителей. Они также считали рабовладение пагубным для страны, где оно существует. Интересно при этом, что антирабовладельческие высказывания можно встретить у представителей всех регионов США, как у южан, так и у северян. Известны рассуждения Т. Джефферсона о том, что оно несовместимо ни с политической свободой, ни с нравственностью4. Другой виргинец, автор декларации прав своего штата Джордж Мэйсон, говорил о том же: "Рабство препятствует развитию искусств и мануфактур. Бедные презирают труд, когда им занимаются рабы. Они мешают иммиграции белых, которые действительно обогащают и укрепляют страну. Они воздействуют на нравы самым гибельным образом. Каждый рабовладелец рождается маленьким тираном. Они навлекают на страну проклятие

Филимонова Мария Александровна - доктор исторических наук, доцент Курского института социального образования (филиала Российского государственного социального университета).

1 История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера [Статьи, извлеченные из Энциклопедии]. Л., 1978, с. 198.

2 Brissot de Warville J.P. New Travels in the United States of America, 1788. Cambridge (Mass.), 1964, p. 237.

3 Johnson S. The Works. New York, 1913, v. 14, p. 144.

4 Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния, сост. А.А. Фурсенко. Л., 1990, с. 230.

небес"5. Знаменитым виргинцам вторил коннектикутский политик и лексикограф Ной Уэбстер. Он утверждал, что рабовладение способствует распространению на Юге роскоши, пороков и отвращения к труду, оно несовместимо с духом американской политической системы6.

"Отцы-основатели" не хуже Сэмюэля Джонсона сознавали собственную нелогичность. Виргинский юрист Сент-Джордж Такер писал: "Пока мы присягали в храме свободы и приносили гекатомбы на ее алтарь... мы навязывали нашим собратьям, отличающимся от нас цветом кожи, рабство в десять тысяч раз более жестокое, чем жесточайшие крайности обид и угнетения, на которые мы сетовали". Дж. Джей, политик и дипломат из Нью-Йорка, доказывал, что сохранение рабовладения противоречит самой цели Американской революции. О том же заявлял просветитель из Пенсильвании Б. Раш7.

Многие "отцы-основатели" критиковали распространенный стереотип превосходства белой расы. Последовательным критиком расизма был Раш, отстаивавший идею полного равенства белых и негров как с точки зрения физических, так и умственных данных. Он заявлял: "Все пороки, которые приписывают неграм в южных колониях и в Вест-Индии, такие как леность, вероломство, вороватость и т.п., - подлинное порождение рабства". Уэбстер предлагал поощрять межрасовые браки. Он считал это самым легким способом отмены рабства и включения негров в белое сообщество8.

Своеобразным проявлением просвещенческого неприятия рабства на Юге было стремление приписать его возникновение прежней, британской власти. Так утверждали Джефферсон и южнокаролинский политик Генри Лоуренс, бывший президентом Континентального конгресса в 1777-1778 гг.9

Впрочем, распространение в Америке принципов Просвещения еще не делало аболиционизм всеобщим достоянием. Верно, что в эпоху революции не появилось крупных идеологов рабовладения, и в этом проявляется доминирование просвещенческой идеологии. В то же время "New Jersey Journal", например, провозглашал, что рабство негров не более незаконно, чем временная зависимость сервентов или зависимость несовершеннолетних детей от отца. Автор статьи уверял читателей, что негры от природы ленивы, непривычны полагаться только на себя и привержены к спиртному. Словом, освобожденные рабы в случае отмены рабства стали бы "чумой общества; грабежами и насилиями они умножили бы ужасы войны"10.

В массовом сознании довольно прочно укоренилось представление о неполноценности черной расы. Джефферсон, например, заявлял, что у темнокожих американцев, по сравнению с белыми, снижены умственные способности, "тусклое воображение", они не могут достичь успехов ни в науках, ни в искусствах11. Насколько глубоко укоренился расизм на бытовом уровне, показывает эпизод из биографии Абигайль Адамс. Будучи в Лондоне, она впервые посетила театральное представление12. Это была постановка "Отелло". Увы, американка вынуждена была уйти из театра - она не могла смотреть на то, как актер, изображавший негра, обнимал белую женщину. В письме подруге она писала: "Я не могла отделить африканский цвет кожи от самого человека и сдержать отвращение и ужас, затоплявшие мой ум каждый раз, когда он касался

5 Mason G. The Papers. Chapel Hill, 1970, p. 173.

6 Webster N. Sketches of American Policy. Hartford, 1785, р. 45-46.

7 The Founders' Constitution: 5 v. Chicago - London, 1987, v. 1, p. 561; http://www.slavenorth. com/emancipation.htm; http://abolition.nypl.org/essays/abolition/3/

8 Rush B. An Address on the Slavery of the Negroes in America. New York, 1969, p. 2; Kerber L. Federalists in Dissent. Imagery and Ideology in Jeffersonian America. Ithaca (New York) - London, 1970, p. 52-53.

9 Американские просветители. Избранные произведения: 2 т. М., 1968-1969, т. 2, с. 18-19; Laurens H. The Papers: 16 v. Columbia, 1968-2002, v. 11, p. 224.

10 "Impartial", New Jersey Journal. January 10, 1781.

11 Джефферсон Т. Указ. соч., с. 211-216.

12 В Массачусетсе того времени театр был запрещен.

нежной Дездемоны. И я не дивлюсь, что Брабанцио вообразил, будто здесь замешано какое-либо приворотное зелье или ведовство"13.

Уже в начале XIX в. начались серьезные межрасовые конфликты. 4 июля 1806 г. белые филадельфийцы силой прогнали негров с Индепенденс-сквер, где праздновался День независимости. В это же время в городе начали жечь негритянские церкви14. Масла в огонь подливали такие события, как восстание рабов на Гаити в 1790 г. или неудавшийся заговор 1800 г. в Виргинии, когда раб Габриэль Проссер задумал захватить столицу штата Ричмонд, перебить всех белых, кроме квакеров, методистов и французов, а затем создать собственное королевство. Самому Проссеру предназначалась роль короля. Восстание провалилось, поскольку двое рабов, не желавших убийства своих хозяев, выдали заговорщиков. Дж. Монро, как губернатор штата, лично отдал приказ о казни Проссера и еще 34 руководителей заговора15. Об опасностях рабских восстаний предупреждали образованных американцев и история, и литература. Г. Рейналь, автор завоевавшей мировую известность "Истории обеих Индий", уверял, ссылаясь на опыт Спартака, что и афроамериканцы рано или поздно смогут найти в своей среде такого же лидера16.

Неудивительно, что многие были убеждены, что белые и негры никогда не смогут мирно сосуществовать, и что аболиционизм пробуждал немало укоренившихся страхов как на Юге, так и на Севере. Второй президент США Дж. Адамс предсказывал, что попытки отмены рабовладения побудят рабов "подняться против своих господ и обагрить руки кровью невинных"17. Видимо, именно в силу подобных опасений никто из "отцов-основателей", за исключением только одного Т. Пейна, не предлагал немедленной отмены рабства. Сент-Джордж Такер рассуждал: "Благоразумие запрещает необдуманно приниматься за задачу столь рискованную, как всеобщая и одновременная отмена рабства"18.

Итак, немедленная ликвидация рабства считалась в конце XVIII в. опасным прожектом, чреватым дестабилизацией общества. Также следует учитывать, что в последней трети столетия плантационная система переживала серьезный кризис (особенно острый в районе Чесапикского залива), и это порождало иллюзии ее скорого и безболезненного исчезновения19. Отсюда популярность различных проектов, предполагавших постепенное исчезновение рабства по инициативе самих рабовладельцев. Такую надежду выражал Т. Джефферсон: "Надеюсь, что под покровительством небес подготавливаются условия для полного освобождения рабов, и все склоняется к тому, чтобы это произошло по ходу самих событий, скорее с согласия хозяев, чем через их истребление"20. В соответствующем духе был составлен виргинский закон 1782 г., облегчавший отпуск рабов на волю. Этим законом воспользовался, например, Дж. Ва-

13 A. Adams to E. Shaw. March 4, 1786. http://www.familytales.org/dbDisplay.php7id-ltr_ aba3418&person-aba

14 Litwack L.F. North of Slavery: The Negro in the Free States, 1790-1860. Chicago, 1961, p. 15.

15 См. подробно: Egerton D.R. Gabriel's Rebellion: The Virginia Conspiracies of 1800 and 1802. Chapel Hill, 1993.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком