научная статья по теме РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ (УНИВЕРСУМНЫЙ) ПОДХОД Социология

Текст научной статьи на тему «РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ (УНИВЕРСУМНЫЙ) ПОДХОД»

ляющих, для развития современного российского общества. Такие данные требуют, как минимум, серьёзной корректировки социальной и региональной политики, осуществляемой государством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беляева Л.А. Проблемы и возможности многомерного анализа социального расслоения Российского общества // Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте. М., 2009. С. 41-64.

Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. М., 2008.

Лапин Н.И. Социокультурный подход к изучению эволюции России и её регионов // Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте. М., 2009. С. 1540.

Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии // Социол. исслед. 2006. № 2. С. 13-19.

Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека: от неклассических к постнеклассическим подходам. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Издательство ЛКИ, 2008.

ПаутоваЛ.А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология 4М. 2007. № 24. С. 149-168.

ПочебутЛ.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб., 2005.

Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: ПИТЕР, 2005.

Социокультурные процессы в Восточной Сибири (на материалах социологических исследований в Красноярском крае и Республике Хакасия в 2009 - 2011 гг.) / Отв. ред. А.В. Немировская. Красноярск: СФУ, 2011.

Moscovici S. On social representation // Forgas J. P. (ed.) Social Cognition: Perspectives on everyday life. London: Academic Press, 1981.

Nemirovskiy V. The Interdisciplinary Perspectives of the Contemporary Post-Non-Classical Sociology // International Journal of Interdisciplinary Social Sciences. 2007. Vol. 2. N 1.

© 2013 г.

Д.О. ТРУФАНОВ

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ (УНИВЕРСУМНЫЙ) ПОДХОД

ТРУФАНОВ Дмитрий Олегович - кандидат социологических наук, доцент Сибирского федерального университета (E-mail: krassocio@yandex.ru).

Аннотация. Рациональность обсуждается с точки зрения постнеклассического (универсумною) социологического подхода. Произведен обзор актуальных экспликаций рациональности, социологических по содержанию. Автор формулирует дефиницию рациональности, раскрывающую универсальный ее признак, обосновывает её статус как социального факта. Рассмотрены структурно-динамические качества рациональности социальной системы, определены её типы.

Ключевые слова: рациональность • рефлективность • постнеклассический (универсумный) подход • типы рациональности.

Проблема. Постнеклассический этап развития социологии характеризуется разработкой и применением подходов, использующих современные познавательные модели. Такие подходы позволяют предложить новые решения актуальных проблем науки и практики. В статье мы намерены показать возможности универсумного социологического подхода в исследовании проблемы рациональности [Немировский, Сергеев, 2008: 149-150]. Выбор проблемы не случаен: рациональность как характеристика со-

циального поведения, а также как фундаментальное свойство социальных систем в течение долгого времени является одной из дискуссионных тем социологии и смежных наук. Характерная черта таких дискуссий - плюрализм интерпретаций рациональности, обусловливающий существование различных ее дефиниций. Последние в ряде случаев противоречат друг другу: объект, признанный рациональным в контексте одной дефиниции, может быть одновременно определен как иррациональный в контексте другой. Значительные затруднения возникают при попытках ответить на вопрос о том, почему указанные в дефинициях явления должны быть маркированы как рациональность. Такие ответы в лучшем случае апеллируют к здравому смыслу или к научной традиции, связанной с именами классиков социологии. Ряд авторов, используя термин "рациональность", не объясняют его содержание, что затрудняет понимание их текстов.

Проблема исследования состоит в несистемном использовании различных эксплицитных схем, которые применяются для интерпретации рациональности в социологии. Данные схемы оформляют научный интерес к предмету и выступают необходимым условием его осмысления. Вместе с тем, они не исчерпывают научную концептуализацию рациональности, а их конфликтность заставляет признать их "разрозненными неинтегрированными фрагментами знаний". Но "знание является научным лишь тогда, когда эти фрагменты интегрируются в ясно очерченные теоретические системы" [Парсонс, 2002: 59-60]. Эта трактовка имеет прямое отношение к понятийным проблемам социологии, на актуальность которых указывают многие авторы. Рефлексия выступает одним из источников развития и выхода на уровень современного социологического знания [Романовский, 2010: 20].

Современное состояние предмета исследования. Анализ рациональности как социологической проблемы позволяет не обращаться к подробной экспликации философских концепций рациональности. Такие концепции - значительный по своему объему и сложности пласт научного содержания, анализ которого вне задач данной статьи. В современной научной литературе выделяются следующие основные интерпретации рациональности, которые могут быть обсуждены как социологические по своему содержанию:

Рациональность как характеристика теоретически осознанного, упорядоченного, непротиворечивого содержания, противостоящего эмоциональному, противоречивому, аффективному. На рациональное как элемент реального общественного сознания указывает Ж.Т. Тощенко. Рациональное в данном случае выступает как упорядоченное, опосредованное, обобщающее, близкое научному теоретическому сознанию в противовес эмоциональному компоненту, стихийному, связанному с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием [Тощенко, 2008: 26]. При этом рациональность способна трансформироваться в свою противоположность в контексте парадоксов общественного сознания, когда действия, сами по себе в отдельности являющиеся рациональными, будучи соединены воедино, обнаруживают несогласованность, противоположность, несовместимость друг с другом [Тощенко, 2008: 73]. В.Г. Неми-ровский с точки зрения диатропического принципа минимального универсума выделяет рациональные и эмоциональные элементы в массовом сознании. Первые связаны с когнитивными элементами ценностных ориентаций, присутствующих в массовом сознании, вторые содержат аффективные их компоненты [Немировский, 2006: 16]. Т.И. Заславская, раскрывая содержание понятия "трансформационная активность общества", указывает на составляющие его рациональные и иррациональные реакции социальных субъектов. При этом первые выступают как продуманная, взвешенная реакция, связанная с осознанным выбором, в то время как вторые являются аффективно-эмоциональными или подражательными [Заславская, 2002: 13].

Рациональность как коррелят истинности. Рациональными признаются рассуждения, смыслы, действия, знание, которые соответствуют истине, взятой в значении какого-либо образца, эталона. Такие образцы могут иметь различное содержание: универсальный закон, стандарты когнитивной деятельности, социальная консолидация, верифицируемость знания и др. Проблематизация истинности как критерия рациональности обусловливает существование различных версий последней.

Рациональность в значении истинности обсуждает Т. Парсонс в рамках позитивистской теории действия [Парсонс, 2002: 116-123]. В его контексте разумным социальное действие является тогда, когда актор обладает научно верифицируемым знанием условий ситуации, в которых действует. Актор становится здесь своего рода "ученым-исследователем", получающим истинное знание. Отклонение от рациональной нормы действия связано с неадекватностью знания, которое имеется в распоряжении актора - невежеством последнего и (или) соображениями, ошибочными с позиции более широкого знания. Рациональность как знание, соответствующее действительности, предстает в работе Б. Фливберга. Обсуждая отношения рациональности и власти, данный автор указывает, что власть способна "определять" рациональность, искажая "реальную" рациональность как действительное положение вещей [Фливберг, 2007: 64-67]. Такая искаженная рациональность подчиняется идеологической программе власти. Последняя способна стать фактором, препятствующим эффективному взаимодействию социологической науки (как сферы истинного знания об обществе - Д.Т.) и общества [Тощенко, Романовский, 2009: 25]. Истинность и осмысленность (теоретическая осознанность) объединены в интерпретации рациональности А.Г. Здравомыс-ловым [Здравомыслов, 1990]. Данные признаки конституируют рациональность как культурную ценность, основания которой связаны со способностью человека к коммуникации.

Рациональность как целесообразность есть выражение объективированной логической связи цели деятельности, средств и результатов ее достижения и предполагает осознание этой связи. По данному основанию В. Парето разделял действия, совершаемые индивидами, на логические и нелогические [Парето, 2008: 30-31]. В той или иной мере логическими в его концепции являются действия, соотношение цели и средств в которых осознано индивидуальным и групповым социальным субъектом. В данной интерпретации рациональность предстает также в теории социального действия М. Вебера. Социолог связывает рациональность с "интеллектуальным пониманием", которое позволяет сконструировать модель связи цели и средств, выражающую целерациональный тип социального действия [Вебер, 1990: 604-605]. Как отмечал Ю.Н. Давыдов, рациональность у Вебера выражает предельную целесообразность, максимальное соответствие целей и средств их достижения в любой из сфер человеческой деятельности [Давыдов, 1996].

Рациональность как нормативность, стандартизованность. Совокупность норм и правил, складывающихся в процессе накопления опыта целедостижения, ценностно-ориентированного поведения, формирует стандарты связи цели и средств в различных сферах практики, маркируемые как стандарты рациональности. Рациональной является деятельность, в которой стандарты воплощены, нерациональ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком