научная статья по теме РАЗМЯГЧЕНИЕ ПРАВА КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ЕГО СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЭТИМ ПОСЛЕДСТВИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «РАЗМЯГЧЕНИЕ ПРАВА КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ЕГО СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЭТИМ ПОСЛЕДСТВИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 3, с. 12-16

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

РАЗМЯГЧЕНИЕ ПРАВА КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ЕГО СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ЭТИМ ПОСЛЕДСТВИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА1

© 2015 г. Светлана Васильевна Поленина2

Аннотация: в статье показаны причины и результат размягчения либо неразмягчения норм международных обычаев и их влияние на права и свободы граждан.

Annotation: in the abstract are shown the grounds and results of the moltification or of international custom norms in the family sphere in connection with rights and freedoms of citizens.

Ключевые слова: размягчение и неразмягчение норм, международный обычай, сфера семьи, права и свободы граждан.

Key words: moltification, international custom, rights and freedoms.

Середина ХХ в. ознаменовалась двумя чрезвычайными событиями. Первым из них, вне всякого сомнения, должно быть названо завершение Второй мировой войны в результате победы антифашистской коалиции над нацистской Германией, пытавшейся поставить на колени весь остальной мир. Второе событие непосредственно связано с первым. Речь идет о создании Организации Объединённых Наций (ООН), цель которой согласно Уставу этой организации - осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Ныне членами ООН являются практически все страны мира, а цели и принципы Устава самой Организации Объединенных Наций доказали свою неподвластность времени и свой универсальный характер, возрастающие по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми3.

В целом не вызывает сомнения тот факт, что после ратификации Устава ООН странами мира положения её Устава стали трактоваться как императивные нормы международного права (jus cogens), которые признаются и принимаются

1 Статья подготовлена при информационной поддержке СПС "КонсультантПлюс".

2 Главный научный сотрудник сектора теории права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

3 См.: http://www.org/russian|documen|declarat\ summitdecl.htm

международным сообществом государств в качестве норм, отклонение от которых недопустимо. Такое определение данного вида норм получило закрепление в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров.

Наряду с этим положения Устава ООН ориентировали государства-члены и на необходимость всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод, что должно содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни людей при большей свободе их действий.

На достижение этих же целей наряду с Уставом ООН был направлен и особый документ -Хартия прав человека, или Всеобщая декларация прав человека. Специфика этого международного документа, в отличие от Устава ООН, состоит в том, что он был принят не путем ратификации её положений, а в результате голосования за её принятие на Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 г. большинства членов ООН.

Всеобщая декларация прав человека - документ достаточно объемный. Она содержит значительный набор прав и свобод и по сути обобщает практику защиты прав человека, сложившуюся ко времени её принятия в подавляющем числе стран - членов ООН. Тот факт, что для вступления в силу Всеобщей декларации прав человека не требовалось её ратификации, дал основание для появления в системе международного права особого вида источников, получивших в дальнейшем название международного обычая (иной

вариант используемого в литературе названия международных обычаев - мягкое право)4.

За годы, прошедшие со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, значимость международных обычаев в современном международном правопорядке сильно возросла. Более того, рядом исследователей международный обычай вообще трактуется (наряду с международными договорами) как основной источник международного права5.

Основание для этого вывода А.Н. Вылегжанин и Р. А. Каламкарян усматривают в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, составляющего неотъемлемую часть Устава ООН. В этой статье Статута международный обычай определен как "доказательство международной практики, признанной в качестве правовой нормы". Такая формулировка понятия "международный обычай" считается в науке "классической", хотя выявление факта взаимодействия объективного (устоявшаяся практика государства) и субъективного (признание этой практики государством в качестве права) в значительной части случаев остается дискуссионным.

В результате ныне в качестве международных обычаев стали трактоваться нормы, созданные в процессе международного правотворчества и выражающие согласованное волеизъявление на их обязательность государств. Вместе с тем трудности сопоставления объективных и субъективных начал при определении природы того или иного общественного явления в качестве международного обычая становятся особенно велики в условиях возрастания значимости принципа верховенства права в большинстве стран, ориентированных на строительство правового государства6.

Более чем за половину века, прошедшую со времени принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, мир во многом изменился. Не остались неизменными и представления людей разных стран и даже конти-

4 См.: Кожевников Ф.И. Учебное пособие по международному публичному праву. Вып. 1. История и понятие международного права. М., 1954. С. 32; Современные международные отношения и мировая политика / Отв. ред. А.В. Торкунов. М., 2005. С. 5-9 .

5 См.: Вылегжанин А.Н., Каламкарян Р.А. Международный обычай как основной источник международного права // Гос. и право. 2012. № 6. С. 78-89.

6 См.: Марочкин С.Ю. Верховенство права на внутригосударственном и международном уровнях: динамика развития и взаимодействие // Там же. 2013. № 10. С. 85-94;

Каламкарян Р.А. Всеобщая декларация прав человека. Место, роль и значение в миропорядке на основе верховенства права - Rule of Law // Там же. 2010. № 6. С. 41-48.

нентов о Добре и Зле, принципах добрососедства на международном и внутригосударственных уровнях и многое другое.

В наиболее развитых странах основная линия развития за истекшие десятилетия может быть охарактеризована как стремление к максимальному расширению свободы действий индивидуумов, т.е. отдельной личности, и корреспондирующих этому демократических начал организации и функционирования отдельных государств и образуемых ими межгосударственных образований. И то, и другое предполагают значительное расширение регламентирующих соответствующие отношения норм и институтов международного и внутригосударственного права, а следовательно, и размягчение регламентирующих эти вопросы положений Всеобщей декларации прав человека.

Как это ни покажется странным, в настоящее время наибольшие изменения коснулись, казалось бы, устоявшегося на протяжении веков понятия семьи и складывающихся в ней общественных отношений, устоявшихся на протяжении веков сфер жизни людей и общества, а именно: института брака. Этому институту посвящены три статьи Всеобщей декларации прав человека (ст. 16.1, 16.2 и 16.3) В одной из них сказано, что семья является естественной и основной ячейкой общества, что дает ей право на защиту со стороны общества и государства. В другой подчеркивается равноправие будущих супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и в период его расторжения. И наконец, в третьей провозглашается право достигших совершеннолетия мужчин и женщин без всяких ограничений по признаку расы, национальности и религии вступать в брак и основывать семью.

Между тем приведенные формулировки Всеобщей декларации прав человека при всей значимости содержащихся в них норм уже со времени их принятия воспринимались в разных частях света далеко не однозначно, поскольку в них не учитывался так называемый цивилизационный подход, которому присущи весьма существенные различия именно в сфере брачно-семейных отношений. Особенно специфичен с этой точки зрения ислам, ряд принципиальных положений которого напрямую расходится с международными актами по правам человека7. Это обусловлено тем, что,

7 См.: Сюкияйнен Л.Р. Исламский и либеральный подходы к правам человека: противостояние и диалог // В кн.: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М., 2002. С. 314-321; Супатаев М.А. Роль мусульманского права в диалоге исламской и европейской культур // В кн.: Права человека и современное государственно-правовое развитие. М., 2007. С. 242.

в отличие от остальных мировых религий, ислам представляет собой совокупность права, этики и мировоззрения, "тотальную" систему регуляции, в которой религия есть унифицирующий и детерминирующий фактор.

Число норм Корана, вступающих в противоречие с положениями ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, достаточно велико. По сути все они, как правило, ущемляют права женщин. Прежде всего расхождения касаются возраста вступления в брак, который в исламе определяется для девочек не их совершеннолетием, а наступлением половой зрелости. Допускаемое исламом малолетство вступающих в брак, прежде всего девочек, делает по сути беспредметной саму постановку вопроса об их свободном и добровольном согласии на брак. Такие и подобные им вопросы так называемого личного статуса, включающего брачно-семейные, наследственные и связанные с родством и опекой отношения, решаются за вступающих в брак их ближайшими родственниками по мужской линии.

Отчетливо проводится в Коране мысль о разном статусе мужчины и женщины в имущественных правах, в том числе и наследственных. Подчеркивается вполне определенное превосходство мужчин в отношениях между супругами, поскольку женщины согласно шариату имеют по отношению к мужьям такие же права, как и обязанности, "хотя мужья и выше их степенью".

Предусматривает шариат и определенные ограничения использования женщиной своего права на образование, выбор работы вне дома или свободу передвижения, если женщина не справляется в нужно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком