научная статья по теме РАЗМЫШЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ РУССКОГО КОСМИЗМА Философия

Текст научной статьи на тему «РАЗМЫШЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ РУССКОГО КОСМИЗМА»

Памяти Альберта Ивановича Алёшина

От редакции. 23 июля 2014 года ушел из жизни Альберт Иванович Алешин - философ, оригинально мыслящий исследователь русской философии, замечательный педагог, профессор кафедры современных проблем философии философского факультета РГГУ

Альберт Иванович начал свою философскую деятельность в качестве преподавателя кафедры философии Горьковского университета им. Лобачевского, затем работал в секторе философских вопросов биологии Института философии АН СССР. Его работы публиковались в зарубежных изданиях. Альберт Иванович был глубоким знатоком отечественной и западноевропейской философии Нового времени. Он был редактором и вдохновителем первого в России словаря по русской философии.

Вся его жизненная активность, вся его уверенность в будущем опирались на заразительный интерес к жизни и книге. Его отличали одновременно и предельная серьезность, и подкупающая ироничность, прежде всего в отношении самого себя. Он был истинным шестидесятником. Для коллег, друзей и учеников, его уход - невосполнимая потеря.

Альберт Иванович был автором нашего журнала, печатал статьи, участвовал в круглых столах. Его работы всегда вызывали интерес.

Ниже мы публикуем текст его предисловия к тому "Русский космизм" (серия "Философия России первой половины ХХ века"), одним из редакторов которого он был. Это была его последняя работа. К сожалению, он не успел ее закончить. Текст публикуется практически без редакторской правки, ссылки приведены в соответствие с требованиями журнала.

Размышление о феномене русского космизма

А.И. АЛЕШИН

У этих заметок несколько целей, и они исходят из ряда предпосылок.

1) Это понимание космизма как направления мысли, предполагающего несомненность сущностной связи человечества и космоса, более того, убеждение в несомненности космической миссии человечества или, по меньшей мере, концепция о глобальном влиянии космоса на историческую жизнь общества и человека.

2) Космизм в культуре Европы - порождение конца ХУШ-ХХ вв. В его генезисе, на мой взгляд, решающую роль сыграл своеобразный синтез христианского мифа об Апока-

липсисе (в том числе, и в секуляризованных версиях) и идей позднего французского Просвещения, исповедовавших культ Разума. Растущая убежденность в могуществе знания, способного приблизить наступление "новой земли и нового неба" в духе светского или религиозного мировоззрения, стимулировала популярность этого направления.

3) Концепции Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, взятые в тесной связи с космизмом как общеевропейским течением мысли, в значительной степени были обусловлены тем историко-культурным, социально-экономическим, а также идеологическим и мировоззренческим контекстом, которым отличались последние десятилетия XIX и первая половина XX вв.

Понимание многих особенностей рассматриваемых концепций без учета и осмысления этого контекста в его исторической конкретности, на мой взгляд, вряд ли может быть адекватным и продуктивным.

4) В контексте этого соображения целесообразно рассмотреть и перекличку идей русского космизма с рядом других характерных направлений философской и социальной жизни указанного периода, в том числе и не ориентированных на космическую тематику как таковую. Вместе с тем интернациональность космизма как течения мысли нисколько не отменяет в каждом отдельном случае его глубокого национального своеобразия.

Теперь об основных целях этих заметок. Их автор склонен рассматривать и интерпретировать идеи и концепции представителей русского космизма, их рождение и бытование в единстве с общеевропейским и отечественным социальным и культурным контекстом. В этом отношении они должны быть рассмотрены и прочитаны, на мой взгляд, и как симптомы, отвечавшие потребностям и ожиданиям этого времени и свидетельствующие о его вызовах и, самое главное, о предпочтительных ответах на эти вызовы. Поэтому одной из специальных задач является, во-первых, характеристика тех глобальных сдвигов в жизни и сознании европейского человечества, которые имели место в конце XIX и в первой половине XX в. и тем самым в определенной степени содействовали существованию и развитию этого направления мысли, в том числе и в России. И, во-вторых, характеристика ведущих мировоззренческих трендов, порожденных особенностями социокультурного и экономического контекста современности последних десятилетий XX в. и начала XXI, в свете которых эти концепции подлежат как интерпретации, так и оценке. Только при сколько-нибудь удовлетворительном решении этих задач, на мой взгляд, наши суждения способны обрести должную основательность и противостоять всякого рода популярным штампам, чисто субъективным, подчас фантастическим и идеологическим пристрастиям в рассмотрении предмета исследования.

Замечу сразу, что представленные размышления не претендуют на некое исчерпывающее освещение тех целей, которые здесь продекларированы. Они могут быть реализованы в той или иной полноте в целом ряде обстоятельных специальных исследований, способных внести существенный вклад в осмысление не только русского, но и общеевропейского космизма, что является, на мой взгляд, принципиальным обстоятельством. От апологетики его идей или их сдержанной или резко отрицательной оценки следует перейти к такому их пониманию, когда они берутся не в качестве идей самих по себе, безотносительно к тому или иному социокультурному контексту, но скорее, в статусе неких побуждающих к определенным действиям утопий (по К. Мангейму). Поскольку они составляют с этим контекстом одно целое, включая сюда и естественную внутреннюю конфликтность самого этого контекста. Если угодно, это и попытка предложить несколько иное направление исследований и анализа феномена космизма, не преобладающего, к сожалению, на мой взгляд, в отечественной литературе, хотя определенные симптомы в этом направлении обозначились сравнительно давно (работы Н.К. Гаврюшина и др.).

Замечу, что эта задача усложняется и тем обстоятельством, что учет общеевропейского контекста в известной степени затрудняет осмысление феномена собственно русского космизма, поскольку для ряда его представителей этот контекст вместе с отвечающим ему мировоззренческим настроением воспринимался и прочитывался, как правило, в качестве скорее чуждого родственным началам. По моему убеждению, это противостояние идеям и мировоззренческим трендам Запада, безусловно, имевшее место, все же не следует

принимать в качестве вполне адекватного. Оно не лишено и собственно субъективных моментов, разумеется, не личного, но культурного характера. Следует принять во внимание и далеко не монолитный характер и самой европейской ментальности. Во многих случаях можно констатировать исключительную близость идей и ментальности европейских и отечественных мыслителей, которая, тем не менее, не смогла преодолеть преобладающую установку ряда мыслителей с нашей стороны на тотальное противостояние Западу. Европейский характер отечественной культуры и отвечающие ей ментальности при этом нередко выносились за скобки и не принимались во внимание.

Обратимся к сжатому очерку тех перемен в общественном сознании, несомненно сказавшихся на мышлении современников, начиная с последних десятилетий XIX в. и большей части века XX.

Хотя речь пойдет в первую очередь о тенденциях в осмыслении социального и мировоззренческого порядка, не следует думать, что все это запредельно к доминировавшим трендам тогдашней философской и мировоззренческой мысли. И дело не в том, что эти тенденции притязают на некую первичность в части влияния на мысль. Нет, здесь речь идет о другом. И то, и другое суть аспекты и измерения некоторой одной целостности, созвучные и отвечающие друг другу в указанном историческом времени. Поэтому полнота понимания этих духовных феноменов нуждается в должном естественном дополнении. Именно с этой точки зрения следует воспринять последующий текст моего размышления.

До 70-80-х гг. XIX в. господствующей мировой державой была Британия. Ее успехи побуждали к подражанию ей других европейских стран. Но, отправляясь от указанной рубежной даты, в соперничестве с нею на передний план постепенно выдвинулись Германия (с программой государственного социализма Бисмарка) и США. Эти перемены ознаменовались и нарастанием в евроатлантическом сообществе антирыночных настроений. Они, как тогда казалось, свидетельствовали об очевидных преимуществах, обязанных "второй промышленной революцией" в области новых технологических и управленческих новаций (Форда, Тейлора и др.), освоенных крупными фирмами и корпорациями, сравнительно с уходящей в прошлое либеральной идеологией и политикой, характерной для исторического доминирования Британии до 80-х гг. XIX в.

В 1888 г. в США вышел утопический роман Эдварда Беллами "Глядя в прошлое: 20001887". Его сюжет незамысловат. Впавшего в транс героя романа (Веста) удается разбудить в 2000 г. в его родном городе - Бостоне. Доктор Лит, ставший его гидом в новом мире, повествует о происшедших в городе переменах. Главный интерес книги в этой ее части. В ней повествуется о благополучной реализации социалистической утопии, покончившей с капитализмом. Особо выделен мотив, повествующий о конце конкуренции в сфере экономической деятельности. Для лиц хорошо знакомых с большей частью европейских социалистических утопий и с содержанием книги В.И. Ленина "Государство и революция" никаких откровений это произведение не представляет. Интерес - в другом. Эта книга вызвала беспрецедентный читательский бум в американском, вполне, казалось бы, капиталистическом обществе. Ее тиражи приблизились к знаменитой "Хижине дяди Тома", а "Клубы Беллами" насчитывались сотнями по всей стране. Спустя годы (уже в 20-х гг. XX в.) в авторитетных списках наиболее влиятельных книг, опубликованных в Америке после 1885 г., составленных независимо Джоном Дьюи и Чарльзом Бирдом, книга Беллами занимала второе место после "Капитала" К. Маркса1.

"Такое влияние книги Беллами объясняется тем, что в ней была сформулирована и эффектно представлена новая яркая идея, которая в той или иной форме захватила мир и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком