научная статья по теме РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В КАНАДЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В КАНАДЕ»

Культура

Т.А. ЩУКИНА

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В КАНАДЕ

Музыкальная индустрия Канады, являясь частью глобального мирового рынка, представляет ту сферу национальной культуры, которая во многом определяет имидж страны на международной арене. Говоря о музыкальной индустрии, следует иметь в виду не только творческую деятельность создателей и исполнителей, но и процессы, связанные с репродукцией и ретрансляцией музыкальных произведений, а также сложную проблему защиты авторских прав. На канадском рынке действуют как национальные звукозаписывающие компании, в основном небольшие, так и филиалы крупных транснациональных корпораций. Своеобразие этого рынка состоит в том, что многие композиторы и сочинители текстов являются одновременно издателями своих произведений и получают авторские отчисления не только за создание, но и за ротацию продукта на рынке.

Мировой рынок музыкальной индустрии, как никакая другая сфера культуры, стремительно меняет свой облик под воздействием новых цифровых технологий и Интернета. В то время как снижается уровень продаж музыкальных дисков и кассет, т.е. физических носителей информации, возрастает спрос на цифровые записи, которые можно получить через Интернет или мобильный телефон. В Канаде эта тенденция набирает силу и может проявиться наиболее явно в связи с тем, что население имеет широкий доступ к электронным средствам связи. С появлением новых поколений средств мобильной связи расширяются возможности по предоставлению музыкальных продуктов через сети, что позволяет значительно расширить аудиторию, особенно молодёжную.

Это подтверждают следующие данные, представленные в докладе «Канадская музыкальная индустрия. Экономический профиль 2006» (The Canadian Music Industry. 2006 Economic Profile), подготовленном Министерством по делам канадского наследия. С 2001 по 2005 г. общий уровень продаж музыкальной продукции снизился в Канаде на 14%, с 764,9 до 658,6 млн. долл. , в то время как аналогичные показатели на мировом рынке сократились за тот же период на 17%. По состоянию на 2005 г., Канада занимала шестое место в мире по продажам образцов музыкальной продукции, на её долю приходилось 3% мирового рынка, что составляло 544 млн. долл. США. Для сравнения: первое место принадлежало США (34%, или 7012 млн. долл. США), второе - Японии (18%, или

* ЩУКИНА Татьяна Александровна - старший научный сотрудник ИСКРАН. Copyright © 20°9-

Здесь и далее имеются в виду канадские доллары, если не указано иное.

3718 млн.), третье - Великобритании (10%, или 2162 млн.), четвёртое - Германии (7%, или 1458 млн.), пятое - Франции (6%, или 1248 млн. долл. США/.

Основные виды музыкальной продукции, продающиеся в Канаде, составляют CD (87%) и DVD-диски (10% по данным на 2005 г.). Примечательно, что с 2001 по 2005 г. спрос на записи канадских исполнителей возрос на 12,4%, тогда как спрос на альбомы иностранных артистов - только на 6,5%. Основная часть музыкальной продукции реализуется через сеть специализированных магазинов (68,8%), остальная - через крупные торговые сети. Из первой сотни наиболее популярных альбомов около четверти составляют канадские записи. Среди наиболее продаваемых по жанровому предпочтению - поп- и рок-музыка (51,6% объёма продаж), кантри (14,1%), джаз (9,4%/.

Как и в других странах, в Канаде присуждаются номинации за наиболее успешные в коммерческом отношении альбомы. Эта функция лежит на Канадской ассоциации звукозаписывающей индустрии (Canadian Recording Industry Association), которая награждает по трём номинациям: золотой диск (50 тыс. проданных копий), платиновый диск (100 тыс. копий) и бриллиантовый диск (1 млн. копий). Канадская музыкальная продукция пользуется успехом и за рубежом. Среди наиболее продаваемых на мировом музыкальном рынке - записи Селин Дион (Celine Dion), Шенайи Туэйн (Shania Twain), Аврил Лавинь (Avril Lavigne), Брайана Адамса (Bryan Adams).

Как уже отмечалось, если уровень продаж традиционной музыкальной продукции показывает тенденцию к снижению, цифровые образцы начинают пользоваться всё большей популярностью и спросом. Услуги предоставления музыкальной продукции он-лайн могут осуществляться по подписке и через сеть интернет-магазинов. Новые схемы реализации продукции особенно востребованы самой молодой аудиторией, в возрасте от 15 до 20 лет. Но всё-таки основным каналом потребления остаётся радио.

Результаты опросов общественного мнения, проведённых канадской компанией «Десима» (Decima) в ходе подготовки вышеупомянутого доклада, показали, что значительная часть аудитории высоко оценивает качество музыки, созданной канадскими артистами. В целом 95% опрошенных констатировали, что слушают канадские записи. 93% заявили, что при равном с иностранным качестве музыкального продукта отдадут предпочтение национальному. Показательно, как вкусы разнятся с изменением возраста: около половины представителей старшей аудитории (от 35 до 54 лет) считают канадскую музыкальную продукцию лучшей по качеству, в то время как этот показатель у молодёжной аудитории (от 15 до 20 лет) составляет всего 20%.

Несмотря на сравнительную «молодость» своей истории, Канада обладает достаточно интересными традициями, сложившимися в ходе развития нацио-

4

нального музыкального искусства .

1 http://www.pch.gc.ca/ pgm/fmusc-cmusf/pubs/prfl/102-eng.cfm

2 http://www.pch.gc.ca/ pgm/fmusc-cmusf/pubs/prfl/103-eng.cfm

3 Ibidem.

4 См.: Щукина Т. А. Музыкальная культура Канады: избранные страницы истории. - «США ❖ Канада», 2007, № 4.

Исторический ракурс

Музыкальный ландшафт стал меняться особенно быстро после Второй мировой войны, когда в Канаду прибыло большое количество иммигрантов из Европы, среди которых было много хороших музыкантов. Провинциализм, свойственный канадской культурной жизни XIX - первой половины XX века, стал исчезать. Во многом это было связано также с изменениями в национальном самосознании канадцев, которые после войны ощутили небывалый патриотический подъём, гордость за свою страну, надежды на её дальнейшее процветание.

Можно утверждать, что государственной поддержки процессам, связанным с развитием музыкальной культуры, в стране практически не оказывалось до того периода, когда в 1936 г. была создана Канадская вещательная корпорация - Си-би-си (Canadian Broadcasting Corporation) и в 1939 г. - Национальное управление кинематографии (National Film Board). Си-би-си оказала большое влияние на становление канадской композиторской школы, так как во время войны нанимала музыкантов для сочинения и сопровождения своих документальных программ, пользовавшихся большим успехом у слушателей. Таким образом большую популярность приобрели музыкальные сочинения композиторов Джона Вейнзвейга (John Weinzweig) и Барбары Пентланд (Barbara Pentland), которые впоследствии стали выдающимися педагогами соответственно в Торонто и Ванкувере. Так как в основном они работали в жанре камерно-оркестрового характера с элементами танцевально-джазового звучания, это оказало существенное влияние на дальнейшее формирование национальной композиторской школы, которая всегда отличалась новаторскими поисками в области звука .

Национальное управление кинематографии на первоначальном этапе объединяло творческих работников и обладало консультативно-рекомендательными функциями, а его бюджет формировался из государственных источников6. Оно стремилось привлекать в процесс кинопроизводства канадских композиторов. Большую роль в деятельности Национального управления кинематографии сыграл известный канадский композитор Л. Эпплбаум, который был его музыкальным директором с 1942 по 1948 г. В дальнейшем он занимался организацией различных музыкальных мероприятий в Канаде, а также писал музыку для постановок знаменитого Стратфордского фестиваля.

Канада стояла у истоков создания нового направления электроакустической музыки. В середине 40-х годов прошлого века молодой физик Хью Лекэн (Hugh LeCaine), работавший под патронатом Национального исследовательско-

5 Наибольшей известности в этом отношении достиг канадский композитор Р. Мюррей Шафер (R. Murray Schafer), которого считают «отцом акустической экологии». Шафер пишет традиционную музыку как для концертных залов, так и для мультимедийных композиций, которые соединяют элементы ритуальных танцев коренных народов, пантомимы, этнические мотивы, для исполнения которых он выбирает нестандартные места, в основном расположенные на природе. Шафер выступает новатором в области акустической музыки, так как широко использует специфические звуки, которые, по его мнению, ассоциируются с канадской жизнью, историей и природой, такие как гудок паровоза, звук мотора «ски-ду», голос полярной гагары или вой волка.

6 В настоящее время Национальное управление кинематографии действует как федеральное агентство по производству и распространению всех видов канадской аудиовизуальной продукции.

85

го совета (National Research Council), изобрёл первый в мире музыкальный синтезатор. Хотя руководство совета в финансовом плане не поддержало начинание учёного, оно разрешило Лекэну использовать принадлежащие ему технические мощности для проведения дальнейших исследований. 1955 год можно считать своеобразной вехой в истории электронной музыки, так как именно тогда Лекэн сочинил свою знаменитую композицию «Дрипсоди» (Drip-sody), где использовал звук капающей воды, манипулируя им на многодоро-жечном магнитофоне. Он был организатором первой в Канаде студии электронной музыки, созданной при Торонтском университете в 1959 г. Принято считать, что именно благодаря Лекэну канадская школа электроакустической музыки имеет в настоящее время такой высокий авторитет, так как многие её представители неоднократно удостаивались высших наград на самом престижном фестивале этого направления, проходящем в г. Бурже (Франция).

Важным этапом государственной помощи развитию музыкального рынка Канады было учреждение в 1957 г. Канадского совета по искусству (Canada Council for the Arts) - федерального культурного агентства для поддержки различных сфер культурной жизни. Многие музыканты и композиторы получа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком