научная статья по теме РЕКВИЕМ ПО ДЕМОКРАТИИ? Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «РЕКВИЕМ ПО ДЕМОКРАТИИ?»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2014, № 1, с. 80-91

== ТОЧКА ЗРЕНИЯ

РЕКВИЕМ ПО ДЕМОКРАТИИ? © 2013 г. К. Гаджиев

Предпринята попытка выявить и проанализировать одно из направлений эволюции современной западной модели демократии в условиях информационно-телекоммуникационной революции и глобализации. Главное внимание уделено тенденции пересмотра и переоценки некоторых базовых ценностей, принципов и установок нового либерализма, на протяжении почти всего ХХ века служивших основой политичекой демократии. Обосновывается тезис, согласно которому у части западного интеллектуального истеблишмента и политической элиты либерализм постепенно перерождается в либертаризм, а в виде демократии верх берут крайние варианты трактовки прав и сводоб человека.

Ключевые слова: демократия, либерализм, либертаризм, реквием, права человека, свобода, политика, государство.

С середины 70-х годов ХХ века с развертыванием революционных движений в странах Южной Европы - Греции, Испании и Португалии - против господствовавших там диктаторских режимов возникла своего рода волна демократического движения, прокатившаяся как будто через всю планету, включая черную Африку. В 80-х годах наметилась тенденция к отступлению авторитарных и диктаторских режимов в различных регионах Земного шара. Последняя треть XX - первые годы XXI в., совпавшие с распадом СССР, окончанием холодной войны и биполярного миропорядка, стали временем триумфального шествия по планете демократических ценностей, идей и установок. Обращение бывших коммунистических стран к Западу убедило многих в том, что на смену тоталитарным и авторитарным режимам повсюду приходит демократия.

Возможно, человечество еще не изобрело более эффективную и вместе с тем более соответствующую интересам большинства людей и одновременно духу прав и свобод человека форму политической самоорганизации народов. Демократия есть, прежде всего, фундаментальная установка, своего рода шкала ценностей, определенная идея человека и его места в обществе и государстве. В некотором смысле она представляет собой также образ жизни, базирующийся на фундаментальном постулате о равенстве всех людей перед законом и праве каждого члена общества на жизнь, свободу и собственность. Возможно, был в чем-то прав У. Черчилль, который, перифразируя

ГАДЖИЕВ Камалудин Серажудинович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН (k.gajiev@rambler.ru).

высказывание Вольтера, что "монархия - лучший из худших видов правления", утверждал: "Демократия - это наихудшая форма правления, если не считать всех остальных".

Обоснованность этого рассуждения, на мой взгляд, не вызывает сколько-нибудь серьезных возражений. При всем том, вправе ли мы предполагать, что для будущего современного мира политическая демократия нынешней западной модели является единственной, наилучшей из всех возможных форм государственного устройства. В предлагаемой статье предпринята попытка выделить и проанализировать некоторые наиболее актуальные аспекты данной проблемы с точки зрения состояния и перспектив демократии

в современном мире.

* * *

Как верно констатировал А. Тойнби, любая цивилизация является ответом на тот или иной вызов истории, предполагающий более или менее существенную трансформацию, возможно, кардинальную перестройку господствующей парадигмы, ценностной системы, формы политической самоорганизации народов1. Можно утверждать, что либерализм, демократия, идея прав и свобод человека представляли собой ответы на вызовы эпохи перехода от средневековья к новому времени, исчезновения европейской средневековой и возникновения новой, капиталистической цивилизации.

В основе всякой цивилизации, империи, мировой державы лежит определенный идеал, служащий стержнем, объединяющим различные,

1 См.: Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. С. 104.

взаимодействующие между собой и в то же время противоречащие и конкурирующие между собой сообщества, этносы, культуры, интересы и т.д. в единое целое. Идеал содержит в себе и в течение определенного исторического периода генерирует витальную энергию, дающую возможность развиваться системе по пути прогресса вперед и по спирали вверх. Однако закон энтропии обязателен для любой даже самой совершенной идеи или идеала. Постепенно, но неизбежно витальная энергия, потенциал, лежащий в основе жизненного порыва идеала, рассеивается, трансформируется, а то и подвергается энтропии или даже своего рода мутации. Соответственно, можно говорить о начале упадка и последующего крушения цивилизации или той или иной модели политической самоорганизации народов2. М. Вебер изображал мировую историю как путь, который Сатана вымостил уничтоженными ценностями. В перифразе эту мысль я изложил бы так: мировая история есть путь, который Провидение вымостило исчезнувшими культурами, цивилизациями, народами, государствами, империями.

Здесь представляется уместным напомнить, что ни одна цивилизация не исчезала с исторической арены усилиями одних только внешних сил, если становой стержень, на котором она зиждилась, не начал подвергаться эрозии. Внешний фактор, как правило, служил лишь ultima ratio, то есть последним аргументом при распаде всех великих цивилизаций и империй прошлого. Из этого правила демократия, служившая основой евро-атлантической капиталистической цивилизации, также не является и не может быть исключением.

Как известно, по историческим меркам демократия (здесь я вывожу за скобки античную форму демократии, которая кроме самого названия и некоторых формальных атрибутов имеет мало общего с современной демократией) - сравнительно молодая форма политической самоорганизации народов, которой всего лишь полтора-два столетия. Она возникла у достаточно узкой группы народов евро-атлантического мира и продемонстрировала свою эффективность именно у этой группы в специфических условиях их господства над остальной Ойкуменой. В этом смысле демократию можно рассматривать как некоторый локальный феномен, возникший на определенном отрезке истории западного человечества, и в этом смысле она также носит преходящий характер, впрочем, как и множество других феноменов,

2 Об этом более подробно см.: Гаджиев К. Геополитика. М., 1997.

казавшихся вечными, но исчезнувшими в густом тумане истории.

И, действительно, кто доказал, что древнеегипетская цивилизация, просуществовавшая в течение четырех тысячелетий, то есть в 2 раза дольше так называемой новой или христианской эры, еще дольше ислама и т.д., обладает меньшей исторической легитимностью, нежели нынешняя западная модель политической демократии. Зародившаяся в XVIII столетии вера в свободный рынок и капитализм была хороша при обилии неосвоенных природных ресурсов, в том числе так называемых свободных земель, особенно за пределами самой Европы. В тот период, по мере роста численности населения и сокращения площадей обрабатываемых земель, приходящихся на душу населения, люди переселялись в новые регионы или страны, а затем за океан - в Америку, Австралию, Новую Зеландию, Африку.

В наши дни вся Ойкумена замкнулась, она стала единым замкнутым на самом себе пространством, где все народы как бы оказались в пределах одной глобальной деревни при стремительно иссякающих невозобновляемых ресурсах. Формирующийся или даже уже сформировавшийся ныне мир характеризуется сочетанием таких дополняющих друг друга противоположностей, как статика и динамика, устойчивость и неустойчивость, определенность и неопределенность, единообразие и разнообразие, симметрия и асимметрия, линейность и нелинейность, предсказуемость и непредсказуемость. Следует учесть и такие характерные для современного мира феномены, как многокультурность, поли-этничность, многосоставность обществ, стран, наций, ставшие определяющими факторами их жизни, а также наложение друг на друга и взаимное пересечение локального, национального, наднационального, транснационального, регионального и глобального начал.

Процессы глобализации и информационно-телекоммуникационной революции имеют своим следствием эрозию и подрыв во многом устойчивого мира традиционных связей, религиозных и политических устоев, общепризнанных духовных ценностей, смешение и стирание границ размежевания социальных групп. Во все более растущей степени обнаруживается тенденция к размыванию неоднородности, полифонии, самобытности культур, богатства их проявлений, к утверждению единых стереотипов, шаблонов, однородности. Эти процессы и тенденции стали той питательной почвой, на которой возникли общности, толпы, массы, приобретшие глобальные масштабы.

Как правило, в политической жизни зачастую важнее оказываются не столько те или иные идеи, взятые сами по себе, сколько то, как и в каком контексте, для каких целей они трактуются и используются. Одни и те же идеи при соответствующей упаковке и подаче могут быть использованы как для созидательных, так и для разрушительных целей. Если внимательно присмотреться к истории становления и дальнейшей эволюции либерализма, на котором базируются основные ценности современной демократии, то в ней обнаружатся две противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, различные отпочковавшиеся от него течения, реагируя на постоянно изменяющиеся реалии жизни и вызовы времени, реформировались и становились новыми магистральными направлениями общественно-политической мысли. Речь идет о том, что на протяжении последних десятилетий имела место переоценка традиционного либерализма в направлении отказа от изживших себя, устаревших, переставших соответствовать новым реальностям элементов и его превращения в идейно-политическую платформу реформирования общества и политической системы. С другой стороны, не является секретом тот факт, что некоторые, изъятые из общего контекста, превратно истолкованные, подвергнутые редукции, примитивизации и абсолютизации идеи используются для обоснования тех или иных радикальных и даже экстремистских идеологий, будь то анархизм, либертаризм, твердый индивидуализм, рыночный, демократический и иные формы фундаментализма. Подобные мутации в конечном счете привели к выхолащиванию или даже пот

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком