научная статья по теме РЕЛИГИИ МИРА: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ВЕРОУЧЕНИЕ. М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2006, 400 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЛИГИИ МИРА: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ВЕРОУЧЕНИЕ. М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2006, 400 С»

Рецензии

РЕЛИГИИ МИРА: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ВЕРОУЧЕНИЕ. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006, 400 с.

Изменение в нашей стране отношения к религии привело к тому, что интерес к ней резко возрос. Об этом свидетельствует появление большого числа публикаций на религиоведческие темы, в том числе попытки некоторых лиц выпустить свои учебные пособия и учебники. К сожалению, за это нелегкое дело нередко брались люди, не имеющие ни соответствующей квалификации, ни какого-либо практического опыта изучения религиоведческих проблем. В результате на прилавках книжных магазинов появлялись книги очень низкого качества, совершенно непригодные для того, чтобы служить учебниками или учебными пособиями.

В неблагополучном положении с качеством учебных пособий по вводимым в школьную программу религиоведческим курсам появилось одно позитивное исключение - учебное пособие для 10-11 классов "Религии мира", вышедшее под общей редакцией двух авторитетных и известных как в нашей стране, так и за рубежом ученых-историков, академиков РАН -А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. Как можно полагать, ознакомившись с содержанием этого издания, коллектив его авторов, по-видимому, следовал разработанной ответственными редакторами концепции, требовавшей соединить в нем два важных, но порой трудно совместимых момента: с одной стороны, дать объективную характеристику изучаемых религий, с другой - проявить уважительное отношение к описываемым религиям и деноминациям. Можно считать, что авторы успешно справились с этой нелегкой задачей: в книге показана богатая, и главное, правдивая палитра религиозного разнообразия современного мира. В частности, правильно указывается, что большинство жителей Земли относит себя к представителям той или иной религии (с. 5), и уже сама констатации этого факта призывает учащихся и других пользователей данного пособия очень серьезно отнестись к его изучению.

Архитектоника работы умело "распределяет" по главам весь изучаемый материал. В пер-

вой главе учебного пособия исследуются религии древних и дописьменных обществ. Вначале рассматриваются религии эпохи первобытности и такие наиболее распространенные в этот период формы религиозных верований, как тотемизм, магия, анимизм, фетишизм, шаманизм. Во второй главе авторы достаточно подробно останавливаются на религиях древних цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья: Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древней Греции и Древнего Рима. Пособие знакомит также с религиями древних славян, германцев и кельтов, религиозными верованиями индейских народов доколумбовой Америки: майя, ацтеков и инков. Закончив описание религий, которые к настоящему времени уже не существуют, авторы переходят в третьей главе к характеристике религий, которые продолжают свое существование, а многие из них завоевали очень большое число адептов. Это религии Китая (конфуцианство, даосизм, буддизм) и Японии (синтоизм и буддизм), буддизм за пределами двух отмеченных стран и разные направления буддийской религии (махаяна, тхеравада, ваджраяна), религии Индии (индуизм, джайнизм, сикхизм), Ирана (зороастризм), христианство с его основными направлениями (древние восточные церкви, православие, католичество, протестантизм), ислам со своими главными направлениями (суннизм, шиизм, хариджизм).

Уже само такое распределение материалов в данном издании по разделам свидетельствует о том, что авторы хорошо представляют себе феномен иерархичности религиозных общностей, то есть нередкое наличие у человека сразу нескольких уровней религиозного сознания (например, он может одновременно осознавать себя христианином, протестантом, баптистом, частным баптистом, членом наиболее популярной в США Южной баптистской конвенции). Высший уровень - это религия (христианство, иудаизм, ислам, буддизм, индуизм, конфуцианство и другие). Второй уровень -

направления религий (например, в христианстве православие, монофизитство, несториан-ство, католицизм, протестантизм). Третий уровень - течения (например, в протестантизме англиканство, лютеранство, кальвинизм, мен-нонитство, баптизм и др.). Четвертый иерархический уровень - деноминации (например, в лютеранстве Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии, Евангеличе-ско-лютеранская народная церковь Дании, Финская евангелическо-лютеранская церковь, Шведская церковь, Норвежская церковь, Еван-гелическо-лютеранская церковь в Америке, и т.д.). Приятно отметить, что в рассматриваемом издании дается не только обстоятельная характеристика религиозных общностей высших иерархических уровней (религии, их направления), но и описания религиозных общностей более низкого ранга. Такой подход позволяет хорошо показать специфические особенности конкретных религиозных общностей, лучше сопоставить их между собой.

В последней главе пособия анализируются факторы, повлиявшие на изменение роли религий в современном мире, характеризуются основные тенденции развития религий в XIX-XX вв., оценивается положение различных религий в конце XX - начале XXI в., а также религиозная ситуация в современной России. Здесь можно было бы больше рассказать о таких явлениях, как социальная деятельность Русской православной церкви (РПЦ), деятельность монастырей, паломничество и др.

В книге отмечается, что одним из важнейших факторов, повлиявших на изменение роли религий в современном мире было такое явление, как секуляризация. Сыграли свою роль и наметившиеся противоречия между религией и наукой. Вместе с тем справедливо подчеркивается, "что отношения науки и религии не следует упрощать, а их противоречия преувеличивать" (с. 375). Рассматривается в данном разделе и такое явление, как глобализация -включение разных стран и континентов в единое всемирное экономическое, социальное, политическое и культурное пространство. Образно выражаясь, вместе с людьми стали "путешествовать" и религии.

В разделе, посвященном основным тенденциям развития религий в XIX-XX вв., отмечается, что выдвинувшаяся перед религией задача адаптации к новым условиям существования показала, что к этой задаче различные религиозные деятели подходят по-разному: одни сто-

ят за почти полное сохранение в неприкосновенности сложившихся форм религиозной жизни ("консерваторы"), другие же выступают за достаточно радикальное ее обновление ("реформаторы"). Появились и сторонники фундаментализма, которые стремятся восстановить в первозданном виде истинные основы своей веры. Интересно отметить, что религиозные деятели, придерживающиеся фундаменталистских позиций, появились в разных религиях.

Существенное внимание уделено и такому явлению, как "новые религии", рассматриваемые в данном издании на примере мормонов, Свидетелей Иеговы, Общества сознания Кришны, Церкви саентологии, Трансцендентальной медитации, а также неоязыческих культов.

Заслуживает внимания раздел, посвященный современному состоянию наиболее крупных по численности современных религий. В нем указывается, что положение самой многочисленной религии продолжает сохранять христианство, к которому причисляют себя около трети населения нашей планеты. Далее следуют ислам и индуизм.

Существенное внимание в этом же разделе уделено росту роли религии и церкви в жизни российского общества. Безусловно, что для России, где подавляющее большинство верующих исповедует православие и окормляется РПЦ, в книге самое большое место уделено именно этому направлению христианства. Даются очень ценные сведения о православных традициях, обрядовой культуре, религиозных праздниках, отражении христианских сюжетов в художественной культуре.

Для такого объемного издания, которое предлагается для предмета "Религии мира", большое значение имеет отбор материала, и авторы вместе с редакторами, успешно справились с этой задачей, показав в очерках о религиях и их подразделениях черты, наиболее специфические для каждой рассматриваемой религиозной общности (в ее истории, а также в вероучении, культовой практике, организационном устройстве), не отвлекая внимание читателя на рутинные и не имеющие особого интереса и значения вопросы.

Не менее ценно в рассматриваемом издании и то, что в нем удалось совместить легко доступный для школьника стиль изложения материала с должным научным уровнем. Это позволяет использовать работу не только учителям и ученикам средней школы, но и студентам вузов, а также широкому кругу читателей,

интересующихся религиозными проблемами. Можно похвалить авторов пособия и за то, что они, учитывая возраст основных читателей книги, стараются не злоупотреблять мало известной им специальной церковной и богословской терминологией. Издание снабжено умело подобранным фотоматериалом. По большей части это цветные фотографии, хорошо иллюстрирующие текст пособия.

Еще одним достоинством рассматриваемой книги является внимательное отношение его авторов к важной проблеме взаимовлияния религии и культуры, и показ того, как это влияние проявляется в различных религиозных средах (в разных направлениях христианства, а также в мусульманской, иудаистской и буддийской религиях). Знаменателен и тот факт, что последний, в значительной мере заключительный по своему содержанию раздел пособия посвящен взаимовлиянию религии и современной культуры.

Можно приветствовать и то, что в ряде мест книги путем умелой постановки вопросов, замыкающих каждый раздел, ученикам самостоятельно предлагается сделать выводы из сообщаемого материала, что развивает их логическое мышление. Вообще в методическом отношении учебное пособие безупречно.

Появление издания "Религии мира" - важное событие в истории российской религиоведческой и исторической наук. Наконец-то можно с достаточным основанием говорить об учебнике (именно не об учебном пособии, а о рекомендуемом учебнике) высокого научного и методического качества. Это побуждает рассмотреть вопрос о возможности перевода и издания работы на одном или нескольких иностранных языках (предпочтительнее всего на английском), так как этот труд выходит за рамки обычного, заурядного учебника и, безусловно, вызовет интерес у зарубежных специалистов, занимающихся современным состоянием религиоведения в России.

Отм

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком