научная статья по теме РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РОМАНЕ ПОЛИНЫ ДАШКОВОЙ «ПРИЗ» Языкознание

Текст научной статьи на тему «РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РОМАНЕ ПОЛИНЫ ДАШКОВОЙ «ПРИЗ»»

Реминисценции в романе Полины Дашковой «Приз»

© Н. В. ЗУБАКОВА

Роман Полины Дашковой «Приз» насыщен межтекстовыми связями с другими литературными произведениями, образами, историческими персонажами. В статье показана их роль в осмыслении событий романа, характеров персонажей.

Ключевые слова: интертекстуальность, интертекстемы, аллюзии, реминисценции, цитаты, прецедентные имена.

Сама Полина Дашкова называет свои произведения романами, так как в них присутствует не только криминальный сюжет, но и загадка, и психологическая драма [1].

Одним из ключей к интерпретации романа «Приз» [2] служат межтекстовые связи произведения, проявляющиеся во включении в него фрагментов других текстов или отсылок к ним.

Роман предваряется двумя эпиграфами. Один из Нового Завета - «Откровения Иоанна Богослова»: «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» [глава 14, стих 11]. Другой - высказывание Иоанна Санфранцисского: «Ведь это так, что ангелы всегда, спасая смертных, падают в пучину...». Эти эпиграфы сразу настраивают читателя на большую внутреннюю работу. Действие романа «Приз» происходит в Москве и Германии в настоящем времени, при этом в затуманенном сознании одной из главных героинь -Василисы - появляются воспоминания о фашистской Германии времен Гитлера и Отто Штрауса. Девушка будто находится в самом центре событий того времени, при этом оставаясь в Москве.

Василиса, потерявшаяся в лесу, метко названа «Василисой премудрой, или прекрасной, или вообще лягушонкой в коробчонке», что сразу

рождает мысль о сказочности всего происходящего, точнее, о невозможности его. Можно подумать, что девочка из романа, подобно сказочной героине, встретит на своем пути много неприятностей, но в итоге все закончится хорошо. Правда, читатель уже знает, что друг Василисы Григорий убит злодеем Владимиром Призом, поэтому все закончиться хорошо уже не может.

Находясь в больнице, Василиса старается думать только о хорошем, пытается заставить себя поверить в то, что Гриша жив, просто пошел в другую сторону, и его ищут: «Ищут пожарники, ищет милиция...». В этой аллюзии на произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» заключена надежда несчастной девушки на спасение ее друга. Читателю, не знакомому с произведением Маршака, не будет ясен смысл, вкладываемый автором в эту аллюзию, потому что в действительности Григория не ищут ни милиция, ни пожарники.

Через все произведение лейтмотивом проходит песня из кинофильма «Женитьба Бальзаминова» «Лютики-цветочки у меня в садочке». Но смысл, который вкладывает Владимир Приз, главный отрицательный персонаж, в эту песню, кардинально отличается от смысла песни в фильме: «Однажды, засыпая, маленький племянник спросил, о чем эта песня. - О людях, - ответил дядя, - люди - они как лютики, слабенькие, липкие цветочки. Липкие и ядовитые. Лютик от слова "лютый"».

В этом примере интертекстуальные связи дополняются интермедиальными, под которыми понимается связь литературного произведения с произведениями других родов искусства. Кинофильм «Женитьба Бальзаминова» снят по мотивам пьесы А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь». Слова песни написаны специально для кинофильма, не принадлежат перу знаменитого русского драматурга и не содержат того отрицательного смысла, какой вкладывает в слово лютики Приз.

Текст песни, в который вложен другой смысл, становятся лейтмотивом романа. На протяжении всего повествования он постоянно называет всех окружающих его людей людьми-лютиками, подразумевая, что все они - убогие, несчастные, обиженные существа. В песне этот смысл не прослеживается.

У героя своя идеология, он считает, что слабые должны быть уничтожены, а сильные выживут, несмотря ни на что. Описывая идеологию героя, автор перечисляет прецедентные названия государств, охватывающие развитие истории от древности до XX века: «В истории человечества существуют примеры здоровых, развитых и свободных от лицемерия обществ. Древняя Спарта, Римская империя, Третий рейх, коммунистическая Россия. Там слабые рационально использовались и уничтожались, сильные жили в свое удовольствие» [Курсив здесь и далее наш. - Н.З.]. В данном примере используется такая особенность употребления прецедентных текстов, как обширность (всеохватность),

предполагающая и известную степень образованности читателя. При этом сам Приз такой начитанностью не обладает: он знает «литературу и философию - по хлестким цитатам и крылатым выражениям, которые употреблялись в телевизионных ток-шоу». Дашкова создает образ главного негодяя произведения, выискивая в русской и зарубежной литературе подходящие параллели. Образ графа Монте-Кристо, использованный в романе, позволяет читателю задуматься о судьбе героя. Хотя Владимир Приз никогда не бывал в заточении, схожее у него с героем Дюма лишь одно качество - жажда мести.

При описании молниеносной карьеры Вовы Приза Дашкова использует образ сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: «Свою карьеру он сделал мгновенно, на одном дыхании. Другие бьются годами, чтобы заработать хотя бы одну сотую такой славы и всенародной любви. А этот выскочил, как черт из табакерки. То есть не из табакерки, а с телеэкрана».

Все, что связано с Владимиром Призом, покрыто мраком таинственности и неизвестности, точнее, в образе героя присутствует мистические, даже демонические характеристики - он черт из табакерки.

Дашкова показывает сходство Приза с одной из самых зловещих личностей в мировой истории. Увидев по телевизору передачу об Адольфе Гитлере, Приз делает свои выводы: «Гитлер говорил такие глупости, такие банальности, что казался не то что ненормальным - нереальным, почти привидением.

- Правильно, - кивнул Приз, вступая в диалог с экраном, - он и был нереальным, был, есть, будет. Совершенно неважно, что он говорил. Люди-лютики слов не слышат».

В словах Приза постоянно звучит пренебрежительный тон по отношению к другим людям, чьи надежды и страдания для него не существуют. В этом отношении Владимир Приз схож не только с Гитлером, но и с Отто Штраусом, врачом, проводившим в концлагере Дахау псевдомедицинские исследования на заключенных. Он характеризуется Дашковой, с одной стороны, как жестокий и бесчеловечный экспериментатор: «Серьезная научная работа под руководством Отто Штрауса прямо-таки кипит здесь, в этом чистилище. Столько проводится интереснейших экспериментов! В мирное время такое невозможно, из-за опасности и отсутствия добровольцев. Настоящий ученый, врач, физиолог не может организовать свои исследования только работой с морскими свинками и обезьянами. Чтобы узнать физиологию человека, следует изучать человека, а не мышь и лягушку».

С другой стороны, он умный и начитанный человек, который, используя живых людей в своих зловещих опытах, вспоминает высказывания знаменитых философов. Глядя на очередную жертву экспериментов, Штраус вспоминает Эпикура: «Смерть не имеет к нам никакого отноше-

ния. Пока мы существуем, смерти еще нет, а когда есть смерть, уже нет нас». Когда Штраус вводит пациенту зловещую дозу препарата и смотрит на его мучения, он цитирует Шопенгауэра: «Мир, основанный на стихийной, неведомо откуда взявшейся воле к жизни, не достоин самого себя, ибо раздроблен на множество маленьких воль, каждая из которых претендует на самообожествление. Так не честнее ли признаться в том, что наш мир не наилучший, а наихудший из всех возможных?». Штраус видит страдания своих пациентов, понимает, что в их глазах остается горячая надежда на жизнь, но его не трогают мучения этих людей, он думает только о своих нечеловеческих экспериментах и их результатах. Характеристика одного из главных злодеев фашистской Германии созвучна с характеристикой Владимира Приза. Оба героя ради достижения своих целей пойдут по головам других людей, их не волнует смерть и мучения окружающих.

Наблюдая результаты своих экспериментов, Штраус вспоминает Ницше: «Скоро настанет покой для всех этих шумящих, живущих, жаждущих жизни, за каждым стоит его тень, его темный спутник». Ницше имел в виду смерть, мрак небытия, но Штраус в своей лаборатории ассоциирует себя с темным спутником, который приносит гибель своим жертвам. В данных примерах используются цитаты с атрибуцией: указан автор воспроизведенных строк, а сама интертекстема заключена в кавычки.

Работники спецслужб, принимающие активное участие в разоблачении Владимира Приза, встречаются во Франкфурте. В их разговоре есть аллюзия на события Великой Отечественной войны: «Жаль, что мы сейчас во Франкфурте, а не в Дрездене. А то у нас получилась бы встреча на Эльбе. Это было бы красиво, вполне символично». Встретившиеся герои - сотрудники силовых структур. Один - американской, другой -русской, именно поэтому выражение «встреча на Эльбе» особенно уместно, так как в результате встречи, произошедшей в 1945 году, русские и американские союзники разбили вооруженные силы Германии.

Измененная реминисценция из «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» М.В. Ломоносова «Науки юношей питают... » применяется в романе как иронический комментарий к чьим-либо наивным надеждам. Эта реминисценция появляется при разговоре сотрудников спецслужб, которые обсуждают будущую встречу с агентом: «Надежды юношей питают (...) надеюсь, что вы не только выясните все, что вас интересует, но и вернетесь к себе в Бруклин целым и невредимым».

Другая ситуация, связанная с разведчиками, напоминает нам об известных мастерах прозы ХХ века: «Здесь все еще витают вдохновенные тени Жоржа Сименона, Хемингуэя, Камю, Франсуазы Саган. Им хорошо писалось в этих милых комнатах с видом на море». Прецедентные

имена, использованные автором, становятся культурным символом этих мест.

Герои рассматривают публику, собравшуюся на набережной в Ницце, и возникает название произведения А.П. Чехова «Дама с собачкой»: «Далее грациозно плыла круглая толстуха в тугих розовых шортах. За ней семенила на поводке малюсенькая пегая болонка.

- Дама с собачкой, - сказал Кумарин, - обратите внимание,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком