научная статья по теме РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В ПАМЯТНИКАХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ПРАКТИКАХ НА ЛЕВАШОВСКОМ МЕМОРИАЛЬНОМ КЛАДБИЩЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В ПАМЯТНИКАХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ПРАКТИКАХ НА ЛЕВАШОВСКОМ МЕМОРИАЛЬНОМ КЛАДБИЩЕ»

СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ

ЭО, 2014 г., № 2 © Т.М. Крихтова

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В ПАМЯТНИКАХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ПРАКТИКАХ НА ЛЕВАШОВСКОМ МЕМОРИАЛЬНОМ КЛАДБИЩЕ

Ключевые слова: антропология этничности, национализм, сталинские репрессии, кладбище, панихида, Беларусь, Санкт-Петербург

В работе описывается, как в памятниках, установленных на мемориальном кладбище в Левашовской пустоши (месте массовых расстрелов во время Большого террора), проявляется этническая составляющая, а также рассматривается один из случаев почитания этого места - белорусская панихида. Рассматривается интерпретация этих явлений с позиций существующих теорий этничности.

Установка национального мемориального знака жертвам репрессий и связанные с этим памятником действия - две стороны одного явления. Первая - это репрезентация, которая создается намеренно не только для "своих", но и для внешнего взгляда. При этом в создании памятника принимает участие ограниченная группа людей. Памятник говорит сам за себя, наблюдатель может делать какие-то выводы о том, кто и кому его поставил, только по облику, без дополнительных пояснений. Вторая - это практики, возникающие спонтанно вокруг этого памятника; в их создании и функционировании принимает участие большее число людей, при этом у них могут быть разные мнения о том, как почитание памятника должно происходить. Такие практики могут меняться от случая к случаю.

В этой статье описывается только одно собрание такого рода. Очевидно, что все они проводятся далеко не каждой национальной общиной, установившей памятник. А те, которые проводятся, представляют собой совершенно разные мероприятия. Каждая практика, связанная с национальным памятником, зависит от размера общины, ее статуса, взаимоотношений и с Россией, и с родиной и ситуации в самой стране.

На особенности белорусской панихиды должны влиять несколько факторов. Во-первых, белорусы видят свою особую роль в создании всего мемориального кладбища (подробнее об этом ниже). Во-вторых, инициатива создания этого знака была от начала до конца негосударственной, а после 1994 г. даже противопоставляющей себя современной белорусской власти. И в-третьих, очевидно, что из-за географической близости Белоруссии к России в проведении таких мероприятий заинтересовано гораздо больше людей, чем, например, в посещении итальянского или норвежского памятников.

Описание и история места. Левашовское тайное кладбище НКВД-КГБ под Ленинградом использовалось с августа 1937 по 1954 гг. включительно для массовых захоронений убитых чекистами людей. До 1989 г. могильник, обнесённый высоким деревянным забором, являлся секретным объектом и строго охранялся сотрудниками КГБ (Яковлев 1991: 215).

Татьяна Михайловна Крихтова - антрополог, соискатель Европейского университета в Санкт-Петербурге; e-mail: krihtova@gmmail.com.

Пятого января 1989 г. Политбюро ЦК КПСС приняло постановление "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий", имевших место в период 1930-1940-х и начала 1950-х гг. К весне 1989 г. руководителю группы "Поиск" Ленинградского общества "Мемориал" В.Т. Муравскому стали известны свидетельства о существовании Левашовского кладбища и нескольких иных подобных мест. Той же весной Управление КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, проведя специальный поиск в собственном архиве и закрытых фондах других городских архивов, сообщило, что документальные данные о наличии иных мест не обнаружены. 18 июля 1989 г. решением Исполкома Ленгорсовета № 544 Левашовское захоронение было признано мемориальным кладбищем и вскоре, в первых же публикациях прессы, стало упоминаться как "Левашовская пустошь" (Левашовское...)

В 1989-1990 гг. территория кладбища была обследована Трестом геодезических работ и инженерных изысканий и рабочей группой Всероссийского научно-исследовательского геологического института для выявления границ могильных ям. Трестом ГРИИ была проведена съёмка местности и в нескольких местах пробурены скважины, подтвердившие предположения о захоронениях в центральной и северной частях кладбища. В мае 1990 г. Левашовское мемориальное кладбище было передано городским властям. Той же весной 9-я архитектурная мастерская ЛенНИИпроекта во главе с А.Г. Леляковым получила задание на проектирование благоустройства мемориала, включая возведение звонницы и часовни. В сентябре 1995 и весной 1996 г. были приведены в порядок дорожки кладбища (Разумов 2010).

Ещё раньше началось общественное обустройство. 21 октября 1989 и 14 апреля 1990 г. у развилки дорожек в центре кладбища были отслужены первые панихиды по погибшим. 30 октября 1993 г., в день торжественного открытия Русского православного и Польского католического памятников, в бывшем караульном помещении была развернута экспозиция о Большом терроре, подготовленная членом Ассоциации жертв необоснованных репрессий Л.А. Барташевич. С этого времени посетители оставляют здесь записи в Книге отзывов (Там же).

Классификация и описание памятников. На кладбище нет одного "главного" памятника. Оно представляет собой собрание памятных знаков, которые устанавливаются как лично родственниками погибших, так и организациями. Анатолий Разумов, руководитель центра "Возвращенные имена", так охарактеризовал процесс возникновения памятников: "В Левашове возникает все не искусственно, а так, как оно возникает. У комплекса не было плана, каждый памятник устанавливался в свое время и в том месте, в котором получалось" (Левашовское...). Установка каждого конфессионального или группового памятника должна пройти согласование на уровне городской администрации. Индивидуальные памятники ставят по согласованию с дирекцией кладбища (Там же).

Все памятники и знаки в Левашово можно поделить на следующие категории:

Индивидуальные памятники, расположенные хаотично по всей территории кладбища, представляющие собой самодельные или изготовленные на заказ таблички или небольшие плиты на земле или деревьях. На них указывается имя человека, иногда его профессия, написано, кто установил этот памятник и, возможно, какие-нибудь еще слова, иногда стихи. После установки личных памятников родственниками погибших и начал складываться мемориал.

Общие - памятники, которые устанавливались всем похороненным на кладбище. К ним относятся:

• Памятный камень общества "Мемориал". Первый общий знак, установленный в 1989 г.

• Звонница. Находится около входа на территорию кладбища, и все желающие могут ударять в колокол.

Рис. 1. Наклоненный крест. Католический памятник Автор Л.Л. Пискорский.

2012 г. Фото автора

• Кусок забора. Конечно, это не тот забор, которым кладбище было огорожено изначально, но он символизирует то, что долгое время территория была закрыта для посетителей.

• Памятник "Молох тоталитаризма", созданный по инициативе мэра Петербурга Анатолия Собчака, находящийся за пределами кладбища. Аллегорический образ "государственной машины", которая безжалостно обрекает невинных людей на смерть.

• Памятный крест-"голубец". Установлен по инициативе и на средства работника кладбища А. Волченкова.

Религиозные. В 1993 г. одновременно были открыты и освящены православный крест общества "Мемориал" и памятник погибшим полякам от генерального консульства Польши и общества "Полония". Хотя польский памятник был готов раньше, его автор Леон Леонович Пискорский заявил, что будет выглядеть нехорошо, если его установят раньше православного. Поэтому оба креста были поставлены 30 октября, в канун национального польского Дня поминовения и представляют единую композицию "Два креста в единстве" (Левашово...). Центр кладбища, Голгофу, символизируют православный крест и русский камень, а католический простой формы крест несколько наклонен к Голгофе. Польский памятник являлся памятником всем католикам до того момента, пока рядом в 2010 г. не появился отдельный католический крест. Новый католический памятник посвящен "Католикам СССР - епископам, священникам, монашествующим и мирянам, всех обрядов и национальностей - жертвам политических репрессий", что должно символизировать универсальность католической веры. Под крестом - цитата из Св. Евангелия от Иоанна: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". На памятнике также должны были быть выбиты имена и фамилии 12 католических священников разных национальностей (поляков, немцев, русских, армянина и латыша), расстрелянных в ленинградской тюрьме в 1937 г. и - вероятнее всего - похороненных на Левашовской Пустоши (Пожарский).

К религиозным памятникам относятся также крест в честь репрессированных адвентистов седьмого дня. Надписи на нем: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни Откр. 2:10"; "Верующий в Меня, если умрет, оживет. Иоанн 11:25"; "В память о братьях и сестрах Церкви адвентистов седьмого дня. 2007". На отдельных камнях у подножья креста надписи с именами.

В Санкт-Петербургской епархии обсуждается возможность сооружения в Лева-шовской пустоши православного храма. Поступали предложения построить экуменический храм, но они не получили широкой поддержки (Левашово).

Национальные. Всего на кладбище 12 национальных памятников, которые я подробнее рассмотрю в следующем разделе.

Региональные памятники поставлены жителям областей: Вологодской, Новгородской и Псковской. Все они представляют собой кресты. Правда, вологодский крест был установлен репрессированным насельницам Горицкого Воскресенского женского монастыря: "Блаженной памяти репрессированных насельниц Горицкого Воскресенского женского монастыря 1999 г.", но сейчас этот крест воспринимается как памятник всем жителям области.

Другие. Сюда относится два памятника: сотрудникам Ленэнерго и членам общества глухих.

Национальные памятники. Памятник, установленный в честь несправедливо погибших, - это символ общей трагедии, объединяющей людей. В случае национальных памятников на Левашовской пустоши он становится еще и символом национальной беды. Кроме того, такой памятник превращается в своего рода "кусочек родины" для живущих за границей, место сбора общины. В этом случае с его помощью появляется возможность продемонстриро

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком