научная статья по теме РЕЦ. НА: А.А. СИРИНА. ЭВЕНКИ И ЭВЕНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: САМОСОЗНАНИЕ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ. М., 2012 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦ. НА: А.А. СИРИНА. ЭВЕНКИ И ЭВЕНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: САМОСОЗНАНИЕ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ. М., 2012»

ные, подобранные прежде всего из разных архивов, музеев Армении, а также личных архивов авторов. В конце книги даны списки авторов, современных наименований марзов (областей) Республики Армения (на основе бывших районов Армянской ССР) и сокращений.

Важно отметить, что том "Армяне" приобретает особое значение в контексте современных этнографических и культурологических исследований. Пожалуй, это одна из лучших работ подобного рода, поскольку дает системное, целостное представление об армянской этнографии, позволяет проследить, как менялся социальный, экономический и культурный облик армянского народа с древнейших времен до наших дней.

ЭО, 2014 г., № 6

© В.В. Карлов. Рец. на: Сирина А.А. Эвенки и эвены в современном мире: самосознание, природопользование, мировоззрение. М.: Вост. лит., 2012. 604 с.

Тунгусоведение в кругу этнологической литературы об автохтонных народах Сибири отнюдь не было обделено исследовательским интересом. В этой области работали выдающиеся исследователи, например С.М. Широкогоров, Г.М. Василевич, Б.О. Долгих, В.А. Туголуков, М.Г. Левин, И.С. Гурвич и многие другие. Интерес к двум северотунгусским народам, эвенкам и эвенам, был оправдан уже тем уникальным фактом, что два этих близкородственных этноса при своей небольшой численности смогли освоить огромные территории от правых притоков Оби до тихоокеанского побережья, сохранив основы языка и культурно-хозяйственного облика. Но этим же объясняется и то, что многообразие локальных микроареалов расселения накладывало свою специфику, оставляя поле для дальнейшего их изучения и сопоставления. Сюда добавляются и разнохарактерные изменения в быту и хозяйстве, особенно интенсивные со второй половины ХХ в. и тоже нуждающиеся в анализе. Поэтому появление новой обобщающей работы о современных эвенках и эвенах А.А. Сириной, прочно зарекомендовавшей себя как авторитетного и серьезного исследователя, следует только приветствовать.

Структура работы А.А. Сириной довольно оригинальна. Автор отошла от сложившейся в советской этнографии традиции монографического описания этносов по определенной схеме: хозяйство и материальная культура, социальный строй, духовная культура, мировоззрение и верования. Цель работы определена как "сравнительное исследование типологии культур эвенков и эвенов в сфере идентичности, природопользования и мировоззрения. В качестве базовой гипотезы берется предположение об их тесной взаимосвязи, в том числе в начале XXI в., а также о преемственности культур - несмотря на фундаментальные изменения последнего столетия" (с. 15). В свете обозначенной задачи структуру книги можно назвать логически выверенной. Сразу вводя читателя в проблемы расселения современных эвенков и эвенов, взаимоотношения их с государством и местной администрацией, попытавшись объяснить разницу в этнонимике и связанные с этим проблемы идентичности (ч. I), автор переходит к отображению процесса становления человека и оснований для его идентификации в ходе социализации (ч. II). Далее показан характер хозяйствования и природопользования этого сформировавшегося человека данной этнической принадлежности (ч. III), вслед за чем читатель погружается в лабиринт базовых представлений, сформированных традиционной системой природопользования, и в одушевленный мир "субъектно-субъектных" взаимосвязей человека, социума и природы (чч. IV и V). Такой подход, где исследователь фокусирует внимание на человеке, несколько смещая видение объекта от этнографии в область социальной антропологии, можно назвать для отечественной научной традиции новаторским.

Книга обладает целым рядом достоинств, имеющих значение не только для изучения избранных народов, но и для этнологии в целом. Прежде всего, это поставленная масштабная задача исследования: рассмотреть в синхронно-диахронном разрезе проблемы идентичности, природопользования и мировоззрения эвенков и эвенов. Исследованием охвачены фактически все основные аспекты этнической культуры в период крупных и динамичных перемен. Важно, что автор сравнивает эти культуры между собой по исследуемым в работе параметрам.

Виктор Владимирович Карлов - д.и.н., профессор кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; e-mail: vikarlov@mail.ru

Их общее сопоставление предпринималось и ранее, но в таком масштабе это делается впервые. Выводы, к которым приходит автор работы, многомерны. Исследование типологии культур по указанным параметрам привело автора к заключению о некоторых дополнительных различиях у западных и восточных групп эвенков, так же как о культурных схождениях в мировосприятии и жизнедеятельности у восточных эвенков и эвенов. Исследование преемственности культурной традиции позволило сделать корректные выводы о тесной связи и зависимости условий жизни изучаемых народов как от государственной политики, так и от политики транснациональных промышленных компаний, с необходимостью апелляции к международным правовым нормам в области защиты прав меньшинств, и формирования активной позиции самих народов и их институтов и структур.

Поставленная автором книги тема весьма актуальна и своевременна. Хотя заинтересованное внимание к проблемам малочисленных этносов стало в России уже традиционным, включая международные политико-правовые аспекты регуляции их статуса, но не меньшее значение в решении их проблем имеет сегодня и объективный анализ адаптационных возможностей традиционного жизнеобеспечения в условиях глобализации мировых связей, также как оценка их функциональной значимости и перспектив. Этот ракурс - один из стержневых в монографии А.А. Сириной.

Несомненное достоинство рецензируемой работы - весьма солидная база источников. Среди них есть и редко используемые в научных исследованиях художественно-автобиографические произведения северян, которые придают работе своеобразие и особую степень проникновения в материал. То же можно сказать о полевых материалах автора: это свежий и достоверный источник, дающий представление о современной специфике бытия исследуемых этносов. Впечатляет уже одна география сборов, проводившихся автором в течение 20 лет: Восточная Сибирь и Дальний Восток России, Якутия, Бурятия, Иркутская и Магаданская области. Свободное владение материалом, выстраивание его с акцентом на логику, диалектику и динамику развития культуры, пристальное внимание к локально-региональным аспектам изучаемого объекта создают масштабную панораму современного состояния этнических культур эвенков и эвенов. Обстоятельное изложение дополняется вводом в текст записанных в поле "устных историй". Вместе с тем можно заметить, что иногда автор несколько злоупотребляет цитированием полевых дневников. Вообще такая традиция давно была присуща отечественной этнографии, достаточно вспомнить работы В.Г. Богораза или Л.Я. Штернберга. Но они все-таки сообщали "истории из жизни" своих информаторов в качестве иллюстрации обычаев и нравов изучаемого социума. Здесь же на страницах книги обилие "голосов респондентов" порой не проясняет мысль автора: нередко эти голоса остаются без комментария. А он временами требуется. Кроме того, давно существуют правила: при цитировании слов информаторов указывать их имена, фамилии и место жительства. А.А. Сирина, цитируя полевые записи, делает это далеко не всегда.

Хотелось бы поддержать аргументированное мнение исследователя, что культура и эт-ничность суть явления, имеющие прямую и обратную взаимозависимость, и формирование этничности основано не только на субъективных, но и на объективных параметрах, это процесс комплексный, сложный и неоднозначный, нуждающийся в непрерывном изучении.

Закономерно, что в работе о современных эвенках и эвенах А.А. Сирина сосредоточилась на анализе специфики природопользования с точки зрения его типологических характеристик: показаны основные отрасли "северной триады" традиционного хозяйства, сделано сравнение их значения и их связи с землепользованием вплоть до наших дней. Вместе с тем следовало бы больше внимания уделить анализу обостряющихся современных проблем землепользования, тем более что автор обладала такими материалами, судя по опубликованным ею ранее работам, в том числе результатами экспертных оценок.

Важно, что в частях IV и V, где речь идет о мировоззренческих вопросах, апробируются некоторые новые для отечественной этнологии подходы, например проблемы экологической этики. Впервые прослежены и выявлены взаимосвязи между такими объектами, как дерево, олень, птица в культурах эвенков и эвенов. Интересно мнение автора о характере этих взаимоотношений с природной средой в восприятии автохтонов как отношениях субъектно-субъектных.

Некоторая неровность изложения и неравномерность в освещении тех или иных сюжетов и аспектов исследования практически неизбежны при масштабности поставленной темы и анализе такого обширного и в значительной степени нового материала. Из вопросов, связанных с постановкой проблемы, обращает на себя внимание следующее. Подводя итоги работы, автор справедливо отметила многообразие локальных вариантов описанных культур как свидетель-

ство высокой степени их адаптации к изменяющимся природным и социальным условиям. Тем не менее акцент в изложении сделан все-таки на демонстрацию традиционных способов жизнеобеспечения и мировосприятия и их функциональной значимости в современности и в перспективе на будущее. Но когда речь идет о жизнедеятельности этносов в ХХ и XXI вв., имело бы смысл уже специальное акцентирование социально-культурной динамики изменений, процесса превращения новаций в функционально значимое и необходимое явление. Об этом очень образно сказал еще в середине XIX в. А.Ф. Миддендорф словами о том, что появление огнестрельного оружия и тканой одежды стали скачками, повергавшими человека в новый мир (Миддендорф 1878: 704, 705). Речь о том, что необходимость приобретать часть жизненно важных товаров повлекла перестройку отношений личностных, их постепенное вытеснение отношениями опосредованными, вещными. Инструментом измерения столь фундаментальных перемен может быть не описание новых вещей в быту, но анализ изменения системы норм и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком