научная статья по теме РЕЦ. НА КН.: СОКРОВИЩА МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА: ДЕВЯТЬ ВЕКОВ СЛУЖЕНИЯ ВЕРЕ И МИЛОСЕРДИЮ / СОСТ. Л. ГАВРИЛОВА. М.: МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, 2012. 392 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦ. НА КН.: СОКРОВИЩА МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА: ДЕВЯТЬ ВЕКОВ СЛУЖЕНИЯ ВЕРЕ И МИЛОСЕРДИЮ / СОСТ. Л. ГАВРИЛОВА. М.: МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, 2012. 392 С»

РЕЦЕНЗИИ

СОКРОВИЩА МАЛЬТИЙСКОГО ОРДЕНА: ДЕВЯТЬ ВЕКОВ

СЛУЖЕНИЯ ВЕРЕ И МИЛОСЕРДИЮ / СОСТ. Л. ГАВРИЛОВА.

М.: Музеи Московского Кремля, 2012. 392 с.

Рецензируемая книга представляет собой каталог выставки, организованной Музеями Московского Кремля и Мальтийским орденом с 5 июля по 9 сентября 2012 г. Каталоги выставок редко удостаиваются рецензий в научных журналах, во всяком случае не искусствоведческих, что далеко не всегда справедливо. Данный каталог, безусловно, заслуживает рецензии, поскольку помимо качественных экспликаций к изображениям экспонатов содержит несколько серьезных научных статей, написанных на материале оригинальных источников, в том числе архивных, а также полезную, хотя, разумеется, по необходимости выборочную библиографию. В техническом отношении каталог также выполнен на весьма высоком уровне.

Основу экспозиции составили артефакты и документы из музеев и других собраний Мальты и России; ценные дополнения поступили из Италии и Франции. Мальтийские собрания представлены Национальным музеем изящных искусств, Военно-морским музеем, Оружейной палатой Великих магистров, Национальной библиотекой Мальты (где хранятся архивы Мальтийского ордена) и одним частным собранием, владелец которого пожелал остаться неизвестным. С российской стороны в выставке приняли участие Музеи Кремля, Эрмитаж, Русский музей, Центральный Военно-морской музей в Петербурге, музеи Кусково, Останкино, Павловска, Царского Села, Государственный архив РФ, Архив Министерства иностранных дел и РГАДА. Италия представлена коллекциями самого Мальтийского ордена в Риме и Палаццо Питти во Флоренции, Франция -Лувром и Музеем Почетного легиона и кавалерских орденов в Париже. Некоторые экспонаты выставлялись и были опубликованы впервые.

Экспозиция включала картины, гравюры, ювелирные изделия, оружие, произведения прикладного искусства, монеты, документы, книги и карты. Подавляющее большинство материалов относится к XVI-XVIII вв. Довольно много артефактов XIX - начала XX в., в основном связанных с русской царской фамилией. Более ранние экспонаты редки и относятся ко второй половине XV в. Исключение составляет булла римского папы Пасхалия II от 1113 г., которой Святой Престол признавал орден, разрешал госпитальерам избирать магистра и выводил их из-под юрисдикции местных церковных властей. Кроме того, в каталог вошли копии, выполненные в Новое время с не сохранившихся до на-

стоящего времени более древних рисунков с изображениями надгробий двух Великих магистров Х11-Х111 вв.

Каталог вводит нас в драматичную историю ордена госпитальеров, начиная с его конституирования на Святой Земле на рубеже XI и XII вв. и до наших дней. Основное внимание уделяется Родосскому (1306-1523) и особенно Мальтийскому (1530-1798) периодам в истории ордена, а также перипетиям его существования после захвата Мальты Наполеоном в 1798 г., учреждению Великого приората ордена в России, принятию сана Великого магистра российским императором Павлом I и, наконец, обоснованию обновленного ордена в Риме в 1834 г. Речь идет, разумеется, не о систематическом изложении исторических событий, а об их отражении в отобранных артефактах и документах.

Наряду с богатым иллюстративным материалом каталог содержит ряд научных публикаций. Помимо предисловий, написанных Великим магистром ордена Мэтью Фестингом и директором Музеев Кремля Еленой Гагариной, а также краткого очерка истории ордена, вышедшего из-под пера посла ордена в России Джанфранко Факко Бонетти, в каталоге выставки собраны следующие статьи: Никколо д'Аквино ди Караманико о Филермской иконе Богоматери, которая с начала XIII в. по 1798 г. находилась у госпитальеров, затем оказалась в России, а после революции 1917 г. - в Дании, в Германии и, наконец, в Югославии, а в настоящее время хранится в Цетинье (Черногория); Татьяны Сле-повой о монетах Мальтийского ордена в собраниях Государственного Эрмитажа; Маромы Камильери об архиве ордена в Национальной библиотеке Мальты; Стефании Мачоче о пребывании и работе на Мальте Караваджо; Лиама Гаучи о российско-мальтийских военно-морских связях в 1768-1798 гг.; Людмилы Гавриловой о политических контактах Российской империи и Мальтийского ордена и об орденских регалиях в Музеях Московского Кремля; Юлии Базенко о дипломатических отношениях между Мальтийским орденом и Российской империей (с представлением архивных документов из Архива МИД РФ); Михаила Ас-варища о Великих приоратах ордена в России в 1797-1810 гг.; Георгия Вилинбахова об инсигниях ордена в российской геральдике; Эудженио Аджрольди ди Роббиатэ об истории ордена с 1834 г. Тематика статей столь разнообразна, а национальная принадлежность их авторов столь различна, что большинству читателей каталога будет явно непросто оценить их компетентность, как и качество этих статей. И если Георгия Ви-линбахова представлять в России не нужно, то некоторые другие имена в нашей стране практически неизвестны. Отмечу поэтому, что едва ли не все авторы являются признанными специалистами в своей области. Например, Марома Камильери, в течение многих лет занимающая пост заместителя директора Национальной библиотеки Мальты (при часто меняющихся директорах), знает архив Ордена и его историю, вероятно, лучше, чем кто-либо другой в наши дни, а Эудженио Аджрольди ди Роббиатэ отвечает за внешние связи ордена и считается бесспорным

464

Рецензии

авторитетом в том, что касается его новейшей истории и современной деятельности.

Вместе с тем отбор тем, на которые заказывались статьи, вызывает некоторые вопросы. Точками отсчета служили, разумеется, сами экспонаты, поэтому вполне закономерно наличие в сборнике статей о Филерм-ской иконе или о творчестве Караваджо на Мальте, где он жил в 16071608 гг. и за заслуги перед верой и орденом был удостоен рыцарского звания (впрочем, вскоре, после очередного скандала с его участием, он был лишен этого звания, брошен в тюрьму, откуда сумел бежать на Сицилию). Равным образом не приходится удивляться наличию в каталоге статей, написанных, кстати, со знанием дела и освещающих некоторые сюжеты по-новому, в которых так или иначе затрагиваются отношения ордена с Российской империей. Однако отсутствие очерков, посвященных общей истории ордена в Родосский и тем более в Мальтийский периоды, вряд ли можно считать правильным. Такие очерки помогли бы читателю понять, как развивался и функционировал орден, где и как черпал немалые финансовые ресурсы, необходимые для приобретения и создания представленных в каталоге художественных произведений. На Мальте, да и в некоторых других европейских странах, есть хорошие специалисты, которые могли и, вероятно, почли бы за честь написать обзорные статьи по истории ордена в Средние века и в Раннее Новое время, как и рассказать о его художественном наследии в целом.

Сетовать на то, что на выставке в Кремле оказались далеко не все шедевры, связанные с орденом, из собраний Мальты и других европейских стран (не только Италии и Франции, но, например, Испании и Австрии), не приходится. Отбор экспонатов при организации подобных выставок - дело всегда непростое, и то, что удалось собрать вместе, все равно впечатляет. Но мне кажется, что имело смысл упомянуть важнейшие зарубежные собрания, в составе которых имеются важные артефакты, связанные с орденом, но не представленные на московской выставке, и сообщить какие-то сведения о них. Документальный материал хорош и удачно дополняет изобразительный ряд. Можно предположить, что и выставка, и каталог только выиграли бы, если бы документов было чуть больше; в частности, таким образом можно было бы компенсировать нехватку экспонатов другого рода, относящихся к эпохе Средневековья. Кроме того, наверное, имело смысл дать перевод, хотя бы частичный, некоторых из представленных документов, например, уже упоминавшейся буллы Пасхалия II. Не могу не высказать сожаление и о том, что в каталоге не оказалось больше фотографий памятных мест, связанных с историей ордена. В первую очередь, это касается крепости госпитальеров на Родосе, дворца Великих магистров и резиденций langues ордена в Валлетте, где, к слову, и хранилось большинство произведений искусства, представленных в каталоге. Это было бы тем более уместно, что некоторые из резиденций сегодня заняты государственными учреждениями и почти недоступны даже мальтийцам.

Тем не менее, выставка, безусловно, удалась, и ее каталог, доступный, также в английском переводе (вышел одновременно с изданием на русском языке), достоин всяческой похвалы. Я искренно поздравляю устроителей выставки и всех создателей каталога с этим успехом и благодарю их за доставленное удовольствие и полезный научный труд.

И.С. Филиппов

Mattéoni O. UN PRINCE FACE À LOUIS XI: JEAN II DE BOURBON, UNE POLITIQUE EN PROCÈS. Paris: Presses Universitaires de France, 2012. 407 p. (Collection le noeud Gordien).

Маттеони О. ГЕРЦОГ ПЕРЕД ЛИЦОМ ЛЮДОВИКА XI.

ИОАНН II БУРБОНСКИЙ,

ПОЛИТИКА В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Париж: Французские университетские издательства, 2012. 407 с. (Серия Гордиев узел).

Перевод названия это книги на русский язык дался мне с трудом; более адекватно передать его можно было бы через интерпретацию, но это не совсем корректно. Дело в том, что в русском научном словаре пока еще не сложился устойчивый и, что важно, общепринятый набор слов и выражений, описывающих статус этого столь специфичного явления во французской средневековой истории - владений великих герцогов-принцев крови в составе королевства Франции. А между тем интерес к ним с каждым годом только растет, причем не только во французской, но и в отечественной историографии, вдохновляемый подлинным возрождением политической истории. Именно в этой связи мне показалось уместным обратить внимание специалистов на данное исследование.

Начать хотелось бы с терминологии, поскольку она постоянно вызывает споры и разногласия в среде историков. Итак, как же называть эти политические образования, которые так многое определили в истории Французской монархии позднего Средневековья? Княжества? Но в этом слове слишком сильны коннотации с русской историей, причем они несколько искажаю

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком