научная статья по теме РЕЦ. НА: Л.В. ОСТАПЕНКО, И.А. СУББОТИНА, С.Л. НЕСТЕРОВА. РУССКИЕ В МОЛДАВИИ. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ... ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. М., 2012 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦ. НА: Л.В. ОСТАПЕНКО, И.А. СУББОТИНА, С.Л. НЕСТЕРОВА. РУССКИЕ В МОЛДАВИИ. ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ... ЭТНОСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. М., 2012»

Бёггебаккен близ Сёллерёд, а тот палеолитического - в росписи пещеры Труа Фрер во Франции, причем по позиции изображения среди других видно, что это важное божество (Клейн 2013: 464-470).

Книга явно заслуживает перевода на английский, ибо только так нынче можно войти в мировую науку. При этом нужно будет предусмотреть значительное расширение иллюстративного материала: книге очень не хватает карт и схем. Изложение кое-где ведется слишком длинными сложными предложениями, язык перегружен философскими и узкоспециальными терминами, что в сочетании с индийскими словами и географическими названиями создает трудно проходимые сети для любого читателя, кроме узких специалистов - коллег автора. А книгу стоит сделать доступной для широких кругов образованных читателей.

Литература

Клейн. 1994 - Клейн Л.С. Бесплотные герои: Происхождение образов Илиады. СПб: Фарн -

Художественная литература, 1994. Клейн 1997 - Клейн Л.С. Происхождение нуля, или Древнейшая эволюция игры в кости между

Индом и Дунаем // Стратум: Структуры и катастрофы. Кишинев, 1997. С. 47-66. Клейн 1998 - Клейн Л.С. Анатомия Илиады. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998.

Клейн 2010 - Клейн Л.С. Время кентавров: Степная прародина ариев и греков. СПб: Евразия, 2010.

Клейн 2013 - Клейн Л.С. Археологическое исследование: Методика кабинетной работы археолога. Кн. 2. Донецк: Донецкий национальный университет, 2013. Klejn 1999 - Klejn L.S. The early évolution of dice between the Danube and the Indus: Contributions to the early history of mathematics // Acta Archaeologica. Kobenhavn. Vol. 70. 1999. P. 113-135.

© В.П. Степанов. Рец. на: Остапенко Л.В., Субботина И.А., Нестерова С.Л. Русские в Молдавии. Двадцать лет спустя... Этносоциологическое исследование. М.: ИЭА РАН, 2012. 403 с.

С момента распада СССР прошло двадцать лет - фактическое время формирования нового поколения и "новых" этнических элит. За двадцать лет многие представители "нового" русского, украинского, молдавского и других этносов, проживающих на территории бывшей МССР, уже постарели. Распад Союза породил целый клубок этносоциальных проблем современности, раскрытию происхождения и проистеканию которых на молдавской земле и посвящено рецензируемое этносоциологическое исследование.

Монография состоит из четырех глав, рассматривающих изменения в социально-экономических, культурно-языковых и этнополитических условиях, в демографическом поведении русского культурного наследия обоих берегов Днестра.

Рецензируемая книга, с одной стороны, - это профессиональная попытка переосмыслить реалии меняющегося и отдаляющегося от Великой России ее бывшего этнокультурного компонента. С другой - это глубокие переживания авторов, которые скрываются за сухими цифрами, характеризующими происходящее.

Последнее время многие исследователи подчеркивают тот факт, что понятие русский может объединять в себе не только этнических русских, но и ту огромную полиэтническую массу людей, выросших и воспитанных на ценностях русской культуры, в русскоязычной среде (Тишков, 2007). Такого мнения придерживаются и авторы данной монографии: "Русские Молдавии - это часть русского мира Молдавии, пестрого и многоликого, многокультурного и многоэтничного. В него помимо этнических русских, составляющих основу, но не весь Русский мир этой страны, включены украинцы и белорусы, евреи и гагаузы, болгары и чуваши, представители других

Вячеслав Петрович Степанов - д.и.н., профессор, главный научный сотрудник Института культурного наследия АН Молдовы; e-mail: stepansky@mail.ru

этнических меньшинств и титульного этноса республики, для которых русский язык - единственный, который их объединяет, чьи культурные интересы и запросы в значительной степени ориентированы на Россию и связаны с ней" (с. 5).

Если говорить о Молдавии, то это государство столкнулось сразу с двумя серьезными этноязыковыми процессами, в которых русские принимают непосредственное участие. Противостояние молдавской и румынской идентичностей внутри титульного молдавского сообщества не может не отразиться на всем "нацменьшинственном" компоненте населения Пруто-Днестров-ских земель, контролируемых Кишиневом (уникальным является то, что государственный гимн современной Молдовы - это гимн языку). Раскол между Кишиневом и Тирасполем произошел в связи с неопределенностью статуса русского языка и вектора развития государства. И как следствие, на левом берегу Днестра сложилось самопровозглашенное образование - Приднестровская Молдавская Республика, которую можно назвать "островком России вне России". Там сохранилась та языковая схема, которая исторически сложилась еще в XIX в., с превалированием русскоязычия и русской культуры в тесном контакте с молдавскими и украинскими культурами. Именно русский язык, в определенной степени, наряду с молдавскими этническими ценностями, способствовал формированию молдавского самосознания, которое, в отличие от румынского, базировалось на ценностях двуязычия. При этом он выступил в качестве дополнительного внешнего фактора, повлиявшего на дальнейшее укрепление молдавского самосознания. В немалой степени этому способствовала сложившаяся в регионе полиэтническая среда проживания. Малочисленные народы находятся в зависимом положении от культуры, в том числе и языка более крупного этноса или языка, распространенного на большей территории и ценностного для многих этносоциальных групп.

За период с 1812 по 1991 г., несмотря на широкое распространение русского языка в Молдавии, молдавский язык не исчез, молдавская идентичность продолжала четко проявляться. Интересно, что за годы независимости республики, когда статус русского языка в Молдове изменился, молдавская идентичность постоянно испытывается на прочность. Русский язык представляет собой важный фактор, отличающий ценности молдаван от общевалашского пласта. Иными словами, уничтожив русский язык в Молдавии, можно утратить молдаван в Молдавии. В Румынии вообще не существует молдавско-румынского вопроса. Молдавская идентичность в Румынии воспринимается только как региональное самосознание, так же, как идентичность жителей других регионов страны - Трансильвании, Баната, Олтении и др. При этом все жители государства осознают себя румынами.

Как справедливо отмечают авторы рецензируемой работы, возникшие сложности межэтнических отношений получили дополнительное отражение в свете адаптации русского населения к реалиям проживания вне России. Подчеркивается серьезная проблема, распространенная среди национальных меньшинств Молдавии, - слабое владение молдавским языком. Здесь нужно пояснить уважаемому читателю, что Молдавия в советские годы заметно отличалась от других союзных республик отсутствием требования владения молдавским языком. Основным языком общения, особенно в городах и производственных поселках, был русский язык. Таким образом, в настоящее время русскоязычное сообщество, в связи с радикализацией этнической политики в Молдавии, оказалось практически за бортом активной политической жизни страны. Национал-радикалам даже удобен тот факт, что треть населения республики не владеет государственным языком. Исследователи справедливо обращают внимание на процесс выталкивания русских из активной жизни в стране. В связи с нерешенным статусом Приднестровья часть русскоязычного населения "перетекает" в данный регион (внутренняя миграция). Приднестровье претерпело уже несколько миграционных волн из Пруто-Днестровских районов Молдавии. Например, в Тирасполе и в целом в Приднестровье значительно расширилось количество жителей гагаузской национальности. Несмотря на низкий уровень жизни, Приднестровье привлекает терпимыми ценами на коммунальные услуги (в Молдавии они "заоблачные", особенно в городах), более весомыми пенсиями и, что немаловажно, сохранением русскоязычного пространства.

Не менее серьезной является внешняя миграция, спровоцированная в Молдове целым блоком актуальных проблем, подробно представленных в монографии: в целом речь идет о снижении уровня благосостояния общества, что, безусловно, порождает трудовую миграцию, отъезд населения на постоянное место жительства, в том числе и в Россию. Динамика этого процесса весьма успешно отражена в исследовании.

Авторы заостряют внимание на изменении этнического самосознания и идентичности, подчеркивая факт определенного "подстраивания" части русского населения, особенно из сфе-

ры "белых воротничков", к румынским ценностям. В Молдове складывается ситуация, когда аккультурация и ассимиляция русского населения будет охватывать все более широкие массы людей. Под особое воздействие попадает подрастающее поколение. Играет роль и внешний фактор. Например, Румыния в этом учебном году выделила 5000 бюджетных мест для обучения в вузах и колледжах юношей и девушек из Молдовы. Для сравнения: Россия предоставляет для Молдавии лишь 200 бюджетных мест. Однако если рассматривать Молдавию в ее юридических границах, то можно сказать, что за счет пророссийской политики, проводимой властями Приднестровья, русские Пруто-Днестровских районов Молдавии видят в Приднестровье совсем иную картину - "Россию вне России".

Авторы книги аргументированно констатируют процесс начала аккультурации русского населения в новых условиях жизни: "В начале нового века начался процесс переориентации местного русского населения с России на Молдавию" (с. 319). Причем, в этом процессе действительно необходимо учитывать региональную специфику, во многом определяющую модели этносоциального поведения.

Исследователи отметили, что среди групп, наиболее вписавшихся в сегодняшний день, особое место занимает молодежь, наиболее остро реагирующая на внутриэтническую мобилизацию и на внешние вызовы.

Период постсоветской трансформации оказался болезненным для бывших советских республик. Молдавия после распада СССР усилиями Народного фронта (одной из националистических организаций, получивших популярность и в других республиках позднего СССР) очень быстро сменила курс с ценностей молдавскости - молдавской идентичности - на этнополити-ческие ценности соседнего румынского государства. Молдавия была и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком