научная статья по теме РЕЦ. НА: P. LOZOVIUK. INTERETHNIK IM WISSENSCHAFTSPROZESS. DEUTSCHSPRACHI- GE VOLKSKUNDE IN BöHMEN UND IHRE GESELLSCHAFTLI CHEN AUSWIRKUNGEN. LEIPZIG: LEIPZIGER UNIVERSITäTSVERLAG, 2008 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦ. НА: P. LOZOVIUK. INTERETHNIK IM WISSENSCHAFTSPROZESS. DEUTSCHSPRACHI- GE VOLKSKUNDE IN BöHMEN UND IHRE GESELLSCHAFTLI CHEN AUSWIRKUNGEN. LEIPZIG: LEIPZIGER UNIVERSITäTSVERLAG, 2008»

факультете Гарвардского университета. Лииса работала преподавателем музыки. В 1950-е годы супруги вернулись в Финляндию. Юсси защитил докторскую диссертацию по философии и занимал в дальнейшем должность профессора в университетах Ювяскюля, Турку и Хельсинки. Лииса продолжала преподавать музыку: последним местом работы профессора Л. Тенкку была Академия Сибелиуса.

В заключение следует добавить, что мемуарным материалам предпослано "Введение", написанное П. Невалайненом, крупнейшим финляндским специалистом в области пограничных миграций в Финляндии, в том числе и эвакуации финнов-ингерманландцев в 1943-1944 гг. (Nevalainen 1990). Его работы основаны на скрупулезном анализе архивных материалов и хорошо разработанных статистических данных.

Книга хорошо иллюстрирована фотографиями А. Хямяляйнена, которые он сделал на оккупированной территории Ленинградской обл. в 1943 г. - он публиковал их и ранее в специальных изданиях (Hamalainen 1944). К сожалению, приложенная карта Ленинградской обл. дана на сером фоне, так что вряд ли читатель может ею воспользоваться.

Примечания

1 По планам немецких властей эвакуация должна была превратиться просто в выселение местных финнов в Финляндию: на южном побережье Финского залива предполагалось создать особую зону, заселенную благонадежными немцами (Siedlungsmark Ingermanland).

2 По подсчетам Невалайнена, на оккупированной немцами территории Ленинградской обл. насчитывалось 66 946 финнов, 3729 ижорцев и 667 вожан. В Финляндию прибыло по эвакуации 63 205 финнов (Nevalainen 1990: 23).

3 По переписи 1897 г. в западных уездах процент финнов был невелик, например, в Лужском у. -0,8%, в Ямбургском - 19%. В восточной части губернии он был значительно выше - в Царскосельском у. - 37,7%, в Шлиссельбургском - 43,1% и т.п.

Литература

Hamalainen 1944 - Hamalainen A. Kadonnutta Inkeri. Helsinki, 1944.

Nevalainen 1990 - Nevalainen P. Inkerilainen siirtovaki Suomessa 1940-luvulla. Keuru, 1990.

ЭО, 2009 г., № 5

© К.В. Шевченко. Рец. на: P. Lozoviuk. Interethnik im Wissenschaftsprozess. Deutsch-sprächige Volkskunde in Böhmen und ihre gesellschaftlichen Auswirkungen. Leipzig: Leipziger Universitätsverlag, 2008. 424 S.*

Одним из ведущих представителей динамично развивающейся в последнее время чешской этнологии является доктор Петр Лозовюк, в сферу научных интересов которого входит проблематика межэтнических отношений, межкультурной коммуникации, а также различные аспекты истории этнографической науки.

Новая фундаментальная монография П. Лозовюка, опубликованная на немецком языке издательством Лейпцигского университета и рассчитанная, прежде всего, на немецкую аудиторию, представляет колоссальный научный и практический интерес как для этнографов, так и для историков, занимающихся межвоенной Чехословакией и проблемами чешско-немецких отношений в данный период времени. Это первое фундаментальное монографическое исследование немецкоязычной этнографии Чехии, охватывающее период с зарождения этнографического интереса до угасания немецкоязычной этнографической традиции в Чехии; при этом основное внимание уделено межвоенному периоду.

Кирилл Владимирович Шевченко - кандидат исторических наук, преподаватель Центра Российского образования в Праге, Чехия.

6 Этнографическое обозрение, № 5

162

Этнографическое обозрение № 5, 2009

Становление и последующее развитие чешско-немецкой (deutschböhmisch) этнографии автор прослеживает прежде всего на примере Пражского Немецкого университета, детально анализируя академическое наследие ведущих представителей данной дисциплины. Большим плюсом монографии является то обстоятельство, что наряду с изложением конкретного исторического материала, касающегося развития этнографической науки, П. Лозовюк уделяет большое внимание широкому общесоциальному контексту, в первую очередь тесной взаимосвязи, существовавшей в изучаемую эпоху между научной этнографической деятельностью и социально-политическими процессами. Как немецкоязычная, так и чешская этнографические традиции интерпретируются автором как специфический дискурс, являющийся, с одной стороны, продуктом национального метадискурса, но с другой стороны, внесший существенный вклад в его становление, развитие и последующую легитимизацию.

Монография состоит из введения и 9 глав. В первой главе рассматриваются методологические и теоретические вопросы, связанные с началом этнонациональных процессов в Богемии. Автор вводит термин "этническая индифферентность" и обосновывает его методологическую целесообразность (S. 16), что позволяет более эффективно описывать и анализировать неопределенные и ситуативно обусловленные проявления идентичности, характерные для рассматриваемого периода времени. Вторая глава посвящена зарождению этнографической науки в Богемии и начальному этапу ее институционального развития. В третьей и четвертой главах анализируются становление и последующее развитие этнографической науки в Пражском Немецком университете. Особое внимание уделяется академическому наследию основателя немецкоязычной этнографии Чехии филолога А. Хауффена, деятельность которого началась еще в 1890-е годы, а также организатору судетонемецкой академической этнографии г. Юнгбауэру. По мнению П. Лозовюка, закономерным итогом процесса институционализации немецкоязычной этнографической науки стало основание в 1929 г. в Пражском Немецком университете "Семинара немецкой этнографии", который после смерти Хауффена возглавил Юнгбауэр.

Автор обоснованно полагает, что взаимосвязь этнографии с социальными и политическими процессами в обществе проявилась в том, что ученые-этнографы активно участвовали в процессе формирования коллективной судетонемецкой идентичности в рамках государства "чехосло-ваков"; при этом аналогичную роль этнография сыграла и в становлении идеологии "чехослова-кизма" в межвоенной Чехословакии. С данным обстоятельством П. Лозовюк связывает и такие черты судетонемецкой этнографической науки, как ее ориентация на изучение этнографической специфики приграничья и "немецкоязычных островов", что объяснялось особенностями расселения судетских немцев в Чехии.

В наибольшей степени поставленная в книге проблема "обратной связи" между этнографической наукой и социально-политическими процессами в обществе раскрывается в пятой, шестой и седьмой главах монографии. Иллюстрируя участие немецкоязычной этнографической науки Чехии в формировании судетонемецкой коллективной идентичности и ее столкновение в данном качестве с чешской этнографией, автор приводит любопытный пример ходов - чешской субэтнической группы, проживающей в юго-западной Чехии у г. Домажлице на границе с Баварией. Ходы интерпретировались представителями немецкоязычной этнографии Чехии (прежде всего Й. Ханика) как чехизированное немецкое население, в то время как чешские ученые и общественное сознание придерживались диаметрально противоположной точки зрения, считая ходов эталоном "чешскости" и наиболее ярким примером этнографических особенностей чешского народа. Трактовка ходов как преимущественно немецкого населения, подвергшегося че-хизации, но сохранившего изначальную "расовую субстанцию" и "немецкую кровь", оказалась особенно востребованной во время Второй мировой войны в условиях протектората Богемия и Моравия, который стал для немецких нацистов лабораторией различных технологий германизации местного славянского населения.

В восьмой главе на богатом фактическом материале подробно анализируются конкретные примеры этнического соперничества чехов и немцев в смешанных в языковом отношении регионах Чехии (сел. Либинсдорф, область у г. Ческе Будейовице в Южной Чехии и пр.).

Основные выводы изложены в последней, девятой главе монографии. Подводя итог развитию немецкоязычной этнографии в Чехии, автор констатирует, что она не представляла собой идейный монолит и может быть разделена на несколько различных направлений. Среди этих направлений П. Лозовюк выделяет этнографию раннего периода, являвшуюся прежде всего "патриотической дисциплиной"; этнографию как полноценную академическую дисциплину, представленную А. Хауффеном и его последователями, а также неакадемическую этнографию,

изучавшую судетонемецкую народную культуру. В качестве отдельного направления исследователь выделяет этнографически ориентированную славистику, развивавшуюся в рамках Пражского Немецкого университета.

Если анализ эволюции немецкоязычной этнографии Чехии представляет важность в первую очередь для этнографов, то для историков безусловно интересна мысль П. Лозовюка о том, что ученые-этнографы выступали в роли конструкторов коллективной идентичности, т.е. в роли определителей того, что было призвано восприниматься населением как "свое" и "чужое". Именно этнографы, по мнению автора, внесли большой вклад в "этнизацию" повседневной жизни как немецкоязычного населения Чехии, так и самих чехов.

Работа П. Лозовюка удачно и органично сочетает в себе как изложение узкоспециального материала, касающегося развития немецкоязычной этнографии Чехии, так и учет широкого социального контекста, прежде всего общественно-политических реалий межвоенной ЧСР, в неразрывной связи с которыми находилось становление этнографической науки. Рецензируемая монография вносит большой вклад не только в развитие этнографической науки, но и предлагает свежий и оригинальный взгляд на чешско-немецкие отношения в рамках межвоенной Чехословакии, обогащая существующую историографию данной проблемы.

Остается пожелать, чтобы данный труд, многие положения которого представляются актуальными и для стран постсоветского пространства, где в условиях социально-политической нестабильности и потрясений резко активизировались этнокультурные процессы, был переведен на русский язык и стал более доступным для отечественной читательской аудитории.

ЭО, 2009 г., № 5

© Л.Н. Хаховская. Рец. на: Е.К. Алексеева. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец XIX- начало ХХ в.). Новосибирск: Наука, 2003. 158 с.*

В новосибирском издательстве "Наука" вышла монография Е.К. Алексеевой "Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец XIX - начало

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком