научная статья по теме РЕЦ. НА: ЯРЗУТКИНА А.А. РИТУАЛЫ ДОСТАТКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ, СКОТОВОДЧЕСКИЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ КУЛЬТЫ СИБИРСКИХ ТАТАР. СПБ., 2012 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦ. НА: ЯРЗУТКИНА А.А. РИТУАЛЫ ДОСТАТКА: ТРАДИЦИОННЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ, СКОТОВОДЧЕСКИЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ КУЛЬТЫ СИБИРСКИХ ТАТАР. СПБ., 2012»

Обзоры и рецензии

177

ЭО, 2014 г., № 1

© А.А. Белик. Рец. на: А.А. Ярзуткина. Ритуалы достатка: Традиционные земледельческие, скотоводческие и промысловые культы сибирских татар. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. 320 с.

Монография А.А. Ярзуткиной посвящена анализу религиозных культов отдельных групп татар юга Западной Сибири, которые для каждого традиционного сообщества представляют собой уникальный набор обрядов, верований, ритуальных и магических действий, направленных на достижение успеха в хозяйственной деятельности. Таким образом, важнейшим объектом анализа автора являются особенности ведения хозяйства тюркоязычного населения юга Западной Сибири, к которым в первую очередь относится его сложный, комплексный, синтетический характер, выражающийся в своеобразном сплаве рыболовства, охоты, собирательства, скотоводства и земледелия. Интегрированный хозяйственно-культурный тип является одним из важнейших факторов, детерминирующих традиционное мировоззрение указанных групп населения. В качестве другого важнейшего обстоятельства, повлиявшего на формирование традиционного мировоззрения татар, автор выделяет специфику природных условий юга Западной Сибири.

Важнейшую задачу своего исследования А.А. Ярзуткина формулирует так: "обращаясь к характеристике земледельческого, скотоводческого и промыслового культов тоболо-иртышских, барабинских и тюменских татар как компонента системы традиционного мировоззрения, мы ставим также задачу выявить закономерности существования этих культов в рамках религиозного (исламского) синкретизма и на их примере попытаться реконструировать процесс формирования и функционирования региональных локальных форм народного ислама на территории Западной Сибири" (С. 9). Как отмечается в исследовании, особое внимание при сборе эмпирического материала обращалось на прояснение содержания ряда понятий. Среди них: "магические действия со скотом", "представления о сверхъестественных существах» (в первую очередь духах), "обереги, талисманы, амулеты", "магические действия на охоте и рыбной ловле" и другие.

Акцент именно на такие понятия не случаен, так как магические действия и разного рода отношения со сверхъестественными силами (духами) является важнейшей составляющей как промысловых, так и земледельческих и скотоводческих культов. Автор определяет понятие "традиционный культ" как "сложившуюся религиозно-магическую деятельность практически-духовного освоения мира, функционирующую в рамках традиционной культуры" (С. 16-17).

Достаточно полно автор рассматривает самые различные аспекты промысловых культов. Прежде всего необходимо отметить, что перед началом любого вида промысловой деятельности люди произносили соответствующие случаю магические заклинания. Это касается пожеланий удачи на охоте и рыбной ловле, а также в собирательстве и лесном промысле (заготовке строительного леса, дёгтя, смолы). Нередко для того, чтобы умилостивить духов, заранее проходил обряд, который должен был принести удачу в промысле. Например, во многих деревнях ряда областей Сибири существует специальный обряд, который должен принести удачу в рыбной ловле, а с другой стороны, освободить от болезней. Во время ледохода по реке пускали куклу, которую иногда обводили три раза вокруг головы (С. 45 и далее). Интересно при этом, что наряду с магическими заклинаниями произносили начальные слова первой суры Корана. Излагая специфические обряды татар Южной Сибири, автор рассматриваемого издания нередко приводит аналогичные обряды, существовавшие или существующие у других народов. Такой способ подачи материала повышает качество исследования и связывает рассматриваемые вопросы с контекстом мировой эволюции религиозных верований. Так, детально анализируя различные формы обряда с куклой, бытующие у сибирских татар, А. Ярзуткина демонстрирует аналогичные обряды у японцев, алтайцев, якутов и хакасов (С. 48). Кукла также была участником и других обрядов, которые должны были оградить от несчастий (С. 64).

Важную роль в промысловых культах играют взаимоотношения людей с духами - хозяевами мест. Ведущую роль здесь играют духи воды и духи леса. Наиболее распространённые и, видимо, более значительные предстают в женском обличье. Это хозяйка воды (реки) Су Анасы (С. 80) и хозяйка леса Пицин/Бичен/Пицин/Пицца (С. 98). Хозяйка воды представляет собой инвариант богини плодородия, известной у многих народов; женский дух леса знаменует тоте-мическую связь с миром животных. Вместе с многочисленными приметами, регулирующими поведение в повседневной жизни, на охоте, рыбной ловле и в процессе собирательства, всё это

Андрей Александрович Белик - д.и.н., ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: belik2004@list.ru

178

Этнографическое обозрение № 1, 2014

образует особый мир, который органично включен в процесс жизнедеятельности различных групп сибирских татар. В дополнение к уже сказанному можно отметить важную роль оберегов, амулетов, приносящих удачу и защищающих от злых духов. Особое значение придается останкам медведя, в том числе его черепу как амулету, приносящему удачу на охоте.

Наряду с реконструкцией древнего пласта религиозных верований, включающих магические действия, формы поклонения духам и следование приметам автор показывает взаимодействие этого фантастического мира с исламом. Ислам у сибирских татар приобретает специфику в связи с сосуществованием с промысловыми, земледельческими и скотоводческими культами. Интересен пример регламентации поведения тарских татар по дням недели, в котором в исламские нормы поведения включены и ограничения, связанные с местными верованиями, культами (С. 129-131). Данная взаимосвязь также прослеживается и на примере земледельческих культов и празднования начала года весной в дни солнцестояния (навруз). А. Ярзуткина показывает исторические корни ряда обрядов, связанных с празднованием этого события. В качестве одного из примеров автор приводит разнообразные обычаи, в которых так или иначе участвуют птицы. Это может быть так называемая "воронья каша" (С. 173) - совместная праздничная трапеза, остатки которой раздавали птицам. Вообще, в верованиях сибирских татар птицы занимают особое место. По мнению ряда исследователей, значимость образа птиц имеет древние исторические корни и, возможно, связана с тем, что Изиду изображали в виде птицы, а богиня Иштар превращается в голубку. Таким образом, птицы являются символом плодородия, хотя в ряде жизненных ситуаций могут приносить и несчастье.

Среди обрядов земледельцев важную роль играли яйца как символ зарождения новой жизни и, соответственно, хорошего урожая. Автор настоящего исследования отмечает, что еще в Иране XVII в. на весенний праздник (навруз) "было принято дарить друг другу раскрашенные яйца" (С. 188). У некоторых групп татар праздник с дарением крашеных яиц называется Цим и проходит несколько позднее Эмэля (солнцестояние). "Яйцо, заключавшее в себе новую жизнь, как известно, представлялось источником мироздания и широко применялось в земледельческой обрядности как символ плодородия" (С. 188-189). "В большинстве населенных пунктов, где проживают тоболо-иртышские и барабинские татары, были зафиксированы следующие магические действия перед началом пахоты и сева:

- земледельцу, раньше всех выходившему в поле, местные жители дарили куриные яйца;

- на вспаханное поле земледельцы бросали куриные яйца и хлеб;

- перед первой бороздой хозяева смазывали соху маслом с пожеланием доброго урожая" (С. 190).

В книге А. Ярзуткиной представлена картина синкретизма религиозных верований самых различных периодов под эгидой ислама. Относительно молодая религия сосуществует с более древними верованиями. Летом исламские обряды соседствует с церемониями вызывания дождя. В реконструкции автора видна мудрость народов, сохранивших свои прежние традиции, органично соединив их с новыми верованиями. В синкретических верованиях сибирских татар сформировался своеобразный народный ислам, представляющий собой синтез магических обрядов, веры в приметы и поклонения духам с мусульманским мировоззрением. Множественность верований, примет, обрядов, существующих у различных групп татар, придает им культурное разнообразие и динамичность образа жизни. Несмотря на наличие единого стержня - ислама, в относительно отграниченных группах татар со временем в результате совместных действий образовывались новые стереотипы поведения, появлялись новые обряды или изменялись старые. В результате возникали отличия в праздновании праздников, в наименовании духов, в языковых выражениях и т.д. В то же время "ислам, усваивая и принимая различные обряды плодородия, представления о духах-хозяевах, разнообразные магические действия, преобразовывал их в духе своего вероучения" (С. 277). В итоге нельзя не согласиться с автором в том, что описываемый феномен - это проявление разнообразных форм религиозного синкретизма, существующего у различных групп татар юга Западной Сибири.

Рассмотренные А. Ярзуткиной формы религиозного синкретизма показывают возможность органического соединения в истории этнокультурных общностей старого и нового, сохранения традиций наряду с принятием изменений в жизни общества. Тем самым демонстрируются реальные примеры непрерывной преемственности в истории народов, а само их развитие представляется как единый процесс.

В заключение необходимо отметить, что автор выполнил задачу, поставленную в начале исследования, и выполнил ее тщательно, бережно сохранив для нас особенную культуру различных групп татар Юга Западной Сибири.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком